В статье описана организация проведения простых опытов и экспериментов с использованием сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста, а также методика организации опытно-экспериментальной деятельности, постановки цели и образовательных задач с учетом возрастных особенностей детей 4–5 лет.
Ключевые слова: опыт, дети, сказки, дошкольный возраст.
На сегодняшний день перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит задача развития у воспитанников не только познавательной мотивации и любознательности, но и формирования у них познавательных действий и первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира. Очень важно организовать деятельность детей увлекательно, тем самым стимулируя развитие познавательной активности. Поэтому проведение опытов на основе сказочных сюжетов, на мой взгляд, является интересным и актуальным решением этой задачи.
В дошкольной педагогике сказка является одним из доступных средств развития ребенка. Она способствует формированию личности ребенка, развивает речь, творческое мышление и воображение. Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю, что у детей проявляется более быстрое усвоение знаний, повышается интерес к обучению.
Экспериментирование является одним из сквозных механизмов развития ребенка-дошкольника. Именно во время исследовательской деятельности и проведения простейших опытов дети получают не готовые знания и ответы на возникающие вопросы, а имеют возможность самостоятельно «добыть» знания, а педагог лишь ненавязчиво направляет их в нужное русло.
Следовательно, если в работу с дошкольниками по проведению экспериментальной деятельности включать сюжеты знакомых сказок, то можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь познать его.
Проведение опытов вместе с детьми способствуют развитию у них таких качеств, как: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность и последовательность.
В процессе проведения опытов происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как постоянно необходимо совершать анализ и делать обобщающие выводы.
Организуя занятия по экспериментальной деятельности, воспитателю следует учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет, уровень психического развития и мышления.
Возрастные особенности детей 4–5 лет
— возрастает объем памяти по сравнению с младшим дошкольным возрастом;
— активно развивается образное мышление;
— продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность;
— увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут;
— изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив [1].
При проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие принципы:
— Принцип научности: содержание деятельности должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике.
— Принцип доступности: предлагаемый материал должен объясняться детям легким, доступным языком.
— Принцип систематичности и последовательности: работу с детьми необходимо проводить систематически и последовательно. Освоение нового материала должно быть постепенно с усложнением.
— Принцип активного обучения: он предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию деятельности, в процессе которой они самостоятельно узнают новое.
— Принцип наглядности: наглядное пособие является основой формирования чувственного образа, помогающего делать обобщающие выводы.
Использование сказок для проведения опытов вместе с детьми дошкольного возраста способствует тому, что из пассивного наблюдателя ребенок становиться активным участником образовательной деятельности.
В процессе практической деятельности с дошкольниками мною был разработан цикл развивающих занятий по детскому экспериментированию на основе сказочных сюжетов. Предлагаю вниманию коллег один из конспектов.
Конспект занятия по познавательному развитию «Простые опыты с водой на основе сказки «Крошка Енот» для детей средней группы».
Виды деятельности:коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области:познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: создание условий для развития у дошкольников любознательности, познавательной активности, формирования познавательных действий в процессе исследования свойств воды.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с основными свойствами воды, учить детей способам исследования окружающего мира.
Развивающие: развивать логическое мышление, речь. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности.
Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:чтение сказки М. Долотцевой «Крошка Енот».
Ход развивающего занятия:
Создание мотивации:
— Ребята, мы с вами читали сказку про Крошку Енота, а кто может напомнить, куда его мама отправила за раками? Почему Енот испугался, когда посмотрел в реку, что он там увидел? Интересно, как Енот увидел свое отражение? Вот было бы здорово это проверить! Ребята, а вы знаете, как это проверить? Может, мы с вами проведем настоящий опыт, как ученые и все узнаем? Кто со мной?
Детское экспериментирование:
— Ребята, предлагаю вам посмотреть в воду, как это сделал Крошка Енот. Скажите, что вы увидели?
—Точно, свое отражение. А где мы можем еще увидеть свое отражение?
— Свое отражение мы можем увидеть в зеркале.
— А, если держать карандаш над водой, он отражается в воде? (ответы детей)
Да, и правда отражается. Как вы думаете, воду можно использовать, как зеркало? Каким свойствам обладает вода? Совершенно верно, вода может отражать окружающие предметы.
— Ну, что, ребята, пришло время немного отдохнуть.
Физминутка «Енот».
На реке живет енот,
Чешет лапкою живот.
Своим хвостиком виляет.
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот.
— Ребята, посмотрите, у меня есть камушек и палочка, которую Крошка Енот хотел бросить в пруд, чтобы защитится от того, кто там сидел. Если бы он это сделал, как вы думаете, что бы утонуло: камень или веточка?
—Мы можем это проверить? Как? Точно, возьмем камешек и бросим в воду! Что с ним случилось? Как вы думаете, почему камень утонул?
— Совершенно верно, камень очень тяжёлый.
— Ну, а теперь возьмем палочку. А почему же она не утонула?
— Ребята, значит, камни в воде тонут, а древесина нет.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
— Ребята, наше исследование подходит к концу. Удалось ли нам проверить, что увидел Крошка Енот в воде? И что же он увидел? А что ещё нового о воде вы сегодня узнали? Каким свойством обладает вода? Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Я сегодня хочу похвалить вас за внимательность и интересные вопросы. Мне с вами было очень интересно.
Литература:
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Э. М. Дорофеева. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой — 3–е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015.