Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изучения взглядов отечественных педагогов на сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог, дошкольная образовательная организация, понятие, трудовая деятельность.
The article is devoted to the problem of the essence of the concept of «professional competence of teachers of preschool educational organizations» in pedagogy. The urgency of the problem is substantiated. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature is carried out to study the views of domestic teachers on the essence of the concept of «professional competence of teachers of preschool educational organizations».
Keywords: professional competence, teacher, preschool educational organization, concept, labor activity.
В современных дошкольных образовательных организациях педагог является непосредственным участником инновационного процесса, вследствие чего возросла потребность в педагоге, который способен осуществлять профессиональную деятельность на основе творческого подхода и современных научных достижений. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, который вступил в силу с 01 января 2017 года, прописаны предъявляемые требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения [4]. В этой связи педагог дошкольной образовательной организации должен иметь высокий уровень развития профессиональной компетентности.
Целью исследования является проведение теоретического обзора психолого-педагогической и методической литературы с целью анализа проблемы сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Исследование проводилось с применением методов: теоретического анализа научной литературы.
Приступая к изучению сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций», следуют разграничить понятия «компетенции» и «компетентность». В образовании данные понятия используются часто синонимично. В толковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова эти два понятия разделяют. ««Компетенция — это круг вопросов, в которых данной человек обладает авторитетностью, познание, опытом» [5. с 599]. В свою очередь « компетентность» обозначает «качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого является веским, авторитетным [5. с 600]. «Компетенция — это структурные компоненты компетентности» [1. с 9].
Чтобы раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике, мы рассмотрим взгляды отечественных педагогов на данную проблему.
Известный педагог В. А. Сластенин считает, что «профессиональная компетентность — это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально- нравственную позицию личности» [2. с 15].
В. В. Введенский объединяет в определении профессиональная компетентности такие понятия как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности». В. В. Введенский говорит о том, что «профессиональная компетентность обладает совокупностью свойств и условий, имеющихся множество личностных качеств и способностей» [2. с 17].
Российский педагог, доктор педагогических наук В. А. Адольф под профессиональной компетентностью понимает «сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и качеств человека, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [3. с. 56].
К. В. Шапошников рассматривает понятие профессиональная компетентность как «стремление и возможность педагога брать на себя выбор результативного решения задач при реализации профессиональной деятельности» [3. с 57].
А. П. Акимова рассматривает профессиональную компетентность в узком и широком смысле. В узком смысле профессиональную компетентность «это сумма умений, навыков, знаний, приобретенных в ходе обучения». Если рассматривать в широком смысле данный термин, то это «уровень успешности взаимодействия с окружающей средой» [2. с 16].
Доктор педагогических наук В. Ю. Кричевский выделяет четыре вида профессиональной компетентности: функциональная, интеллектуальная, ситуативная и социальная. Функциональная профессиональная компетентность характеризуется «профессиональными знаниями и умениями их реализовывать». Интеллектуальная профессиональная компетентность «выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей». Ситуативная профессиональная компетентность «процесс позволяющий действовать в соответствии с ситуациями». Социальная профессиональная компетентность предполагает «наличие коммуникативных и интегративных способностей». Все вышеперечисленные составляющие и являются профессиональной компетентностью педагогов дошкольных образовательных организаций, по мнению В. Ю. Кричевского [3. с. 56].
Группа ученых из Санкт-Петербурга рассматривает профессиональную компетентность педагога дошкольного образовательного организации как систему «характеристик, определяющие способности педагога решать профессиональные задачи и проблемы, которые возникли в процессе трудовой деятельности, с использованием знаний, профессионального и житейского опыта, ценностей и наклонностей» [1. с. 10].
Педагог В. А. Болотов характеризует профессиональную компетентность как образованность, «способ существования знаний, умений, оказывающие содействие на личную самореализацию» [2. с. 17]. В рамках термина профессиональная компетентность Н. И. Запрудский понимает как «систему знаний, навыков и умений, профессионально важные особенности личности, обеспечивающие способность выполнять профессиональные обязанности на определенном уровне» [2. с. 20].
Доктор педагогических наук Б. С. Гершунский рассматривает профессиональную компетентность как «уровень образованности педагога». Он говорит, о том, что «профессиональная компетентность основывается, прежде всего, на уровне личного профессионального образования, кроме этого на опыте и собственных способностей педагога, его желанию саморазвитию и творческой позицией к собственному делу» [2. с. 21].
Таким образом, мы разделяем позицию российского учёного, доктора педагогических наук В. А. Сластенина, и считаем, что профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций это готовность педагогов использовать профессиональные знания, умения, практический опыт для продуктивной работы, совокупность общих и конкретных профессиональных установок, позволяющих педагогу справляться с конкретными педагогическими ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности.
В результате проведения теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы можно, сделать вывод о том, что профессиональную компетентность педагогов дошкольных образовательных организации в рамках педагогики рассматривают как характеристику качеств подготовки педагога, готовым эффективно осуществлять трудовую деятельность. Профессиональная компетентность рассматривается с двух сторон, как «производственный компонент от общекультурной компетентности» или как «уровень образованности педагогов дошкольных образовательных организаций».
Литература:
- Васильева Д. В. К проблеме формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Д. В. Васильева, // Концепт: электрон.научн. метод. журн. — 2017. — № 6. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770036.htm.
- Лукьянова М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия [Текст]: /М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 1. С. 15–21.
- Позняк Л. В. Заведующий в системе управления ДОУ [Текст]/ Л.ВПозняк // Дошкольное воспитание. 2019. № 1 С. 55–57.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 года с изменениями на 21.01 2019 года. [Электронный ресурс] / Режим доступаURL:https://docs.cntd.ru/document/499057887/ (дата обращения к ресурсу 9.10.2021 г.)
- Ушаков Д. Н. Орфографический словарь [Текст]: / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков; 64-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд.-во«АЗЪ», 2016. — 599 -600с.