Уровень грамотности населения Кореи в колониальный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 31.01.2022

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Дандарова, З. Н. Уровень грамотности населения Кореи в колониальный период / З. Н. Дандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88398/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает уровень грамотности населения Кореи в период колонизации в условиях существования нескольких языков внутри страны. Проводится анализ нескольких национальных опросов с целью выявления влияния со стороны Японии на институт образования и общий уровень грамотности.

Ключевые слова: колонизация, Корея, уровень грамотности, образование, Южная Корея, образование.

Первая половина 20 века на полуострове Корея знаменуется тяжелым периодом оккупации со стороны Японии, который буквально разделил историю государства на до и после и многое изменил. Речь идет не только о политическом, экономическом и социальном институтах, но и об образовательной сфере, которая претерпела ряд реформ. Несомненно, этот период аннексии имел свои преимущества в виде экономического роста и организованности политического устройства страны, но, тем не менее, это не позволяет забыть о тех обстоятельствах, с которыми был вынужден столкнуться корейский народ: дискриминация, жесткая авторитарная политика, насильственное внедрение системы японского образования и искоренение корейской самобытной культуры.

Несомненно, колонизация повлияла и на уровень грамотности в стране. На собрании Международного статистического института, состоявшемся в Швейцарии в 1895 году, было принято решение о разработке «Национального гражданского исследования» в сотрудничестве с правительствами других стран. Данное гражданское исследование подразумевало под собой перепись населения, а также обследование его перемещения, что уже проводилось ранее в 14 странах Европы и Америки. Под давлением таких международных запросов в 1902 году Япония обнародовала Закон о национальной переписи населения № 12. Однако из-за различных дискуссий, связанных с его внедрением, первая национальная перепись была проведена только в 1920 году. Корея также была вынуждена провести перепись населения, так как на тот момент была включена в состав Японской империи. Данные исследования помогут оценить уровень грамотности в период колонизации и после него.

Что касается переписи населения Кореи, как показано в таблице, в общей сложности было проведено пять общенациональных переписей населения в 1925, 1930, 1935, 1940 и 1944 году. В 1930 году было проведено исследование «уровня чтения и письма» 530 тысяч японцев, проживающих в Корее, и 244 тысяч корейцев. В 1944 году был проведен общий опрос уровня образования населения.

В следующей таблице более подробно показаны результаты исследования грамотности в ходе национальной переписи населения Кореи в 1930 году.

Основываясь на данных таблицы, можно сравнить уровень грамотности японцев и корейцев. Не менее 80 % японцев, являющиеся колониальным правящим классом, читают и пишут на японском языке, около 77 % корейцев, напротив, являются неграмотными. Однако, если учитывать группу населения в возрасте от 0 до 5 лет, уровень грамотности японцев составляет 95,2 %, корейцев — всего 27,4 %, что уже является более значительным разрывом. Кроме того, стоит учесть и разрыв между мужчинами и женщинами: японцы — 1.1, корейцы — 4.5, что также указывает на большую разницу в уровне грамотности.

Также была довольно существенна разница между теми, кто жил в городах, и теми, кто жил в сельской местности. Уровень грамотности более зажиточных составил 43,3 %, а уровень грамотности живущих в сельской местности — всего 21,3 %. Кроме того, можно заметить, что разница в знаниях между мужчинами и женщинами, живущих в городах, немного меньше, чем в пригородах и селах. Отдельно стоит упомянуть о разнице между гендерами. Низкая грамотность среди женщин объясняется тем, что в то время в приоритете было использование устного языка — в среднем 10 женщин из 11 не использовали письменный способ общения.

Отдельно также можно выделить возрастные различия. Так, в среднем самый высокий коэффициент грамотности имели мужчины в возрасте 20–24 лет и женщины в возрасте 15–19 лет. Данный коэффициент постепенно снижается с увеличением возраста. Что касается гендерных различий, разница между мужчинами и женщинами становится больше с увеличением возраста в поколениях старше 15–19 лет (3,0), что имеет наименьшее различие. Самый большой показатель — в поколениях старше 60 лет — 8.1.

Обобщив данные таблиц, можно сделать вывод, что к 1930 году грамотность корейцев все еще находилась на низком уровне, хоть и сфера образования стала понемногу улучшаться благодаря нововведениям Японской империи. Для того, чтобы определить, насколько эффективной была нововведенная программа преобразования, следует также изучить данные последней переписи населения, прошедшей в 1944 году.

Таблица 2–5 показывает результаты опроса, проведенного в 1944 году. Данные таблицы можно считать условным результатом политики образования, проводимой японцами.

Таким образом, были проанализированы данные нескольких опросов уровня грамотности населения Кореи в колониальный период в условиях существования нескольких языков внутри страны. Перепись населения, начало которой положило давление со стороны международной верхушки, стала инструментом для японцев, позволяющим знать и контролировать число грамотных корейцев, а также делать выводы об эффективности образовательной системы. Кроме того, из анализа результатов опроса следует, что разрыв между японцами и корейцами, гендерный разрыв, классовый, разрыв поколений, разрыв между городскими и сельскими жителями был достаточно велик, что говорит о социальных противоречиях, связанных с приобретением знаний. Тем не менее, данные опросы также доказывают, что образовательная сфера получила огромный толчок в развитии и перешла на новый уровень, отличающийся своей эффективностью и доступностью. На это указывает и увеличившийся уровень грамотности, и сокращение гендерного разрыва в плане приобретения знаний.

Литература:

  1. Lee J. H. The school equalization policy of Korea: past failures and proposed measure for reform / J. H. Lee // Korea journal Vol.1. — 2004. — 221–234p.
  2. Seth M. J. Education fever: society, politics, and the pursuit of schooling in South Korea / M. J. Seth. — Honolulu: University of Hawaii press, 2002. — 309p.
  3. 김민수. 국어정책론 / 김민수. — 서울: 고려대학교 출판부, 1973. — 289с.
  4. 김형규. 국어학개론 / 김형규. — 서울: 일성당서점, 1949. — 322с.
  5. 김병문. 언어적 근대의 기획 / 김병문. — 서울: 소명출판, 2013. — 129с.
  6. 백두현. 우리말 명칭의 역사적 변천관 민족어 의식의 발달 / 백두현. — 언어과학연구, 2004. — 28, 115–140с.
  7. 최경봉. 근대 학문 형성기, 구어의 발견과 문법학적 모색 / 최경봉. — 우리어문연구, 2014. — 49, 81–122с.
  8. 최경봉. 근대 국어학의 논리와 계보 / 최경봉. — 서울: 일조각, 2016. — 326с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень грамотности, Корея, перепись населения, образовательная сфера, период колонизации, сельская местность, сторона Японии, увеличение возраста, уровень грамотности японцев, Японская империя.


Похожие статьи

Исторический опыт японской модели социального страхования

В статье рассматривается становление социального обслуживания и модели социальной работы в Японии. Для точного определения развития японской системы социального обслуживания была проанализирована социальная политика Японии в XX веке, социальная струк...

Дорама как инструмент южнокорейской культурной экспансии

В статье рассматривается понятие «корейской волны» («халлю»), оказывающей воздействие на формирование современной мировой культуры. В частности, раскрывается феномен дорамы как ключевой составляющей данного процесса и механизма межкультурного диалога...

К вопросу о роли вице-короля Маунтбеттена в политике Великобритании в отношении Индии в середине XX века

В статье рассматривается проблема деятельности вице-короля Луиса Маунбеттена в процессе обретения независимости Индии и Пакистана. Также затрагивается вопрос роли англичан на возникновение и разжигание межконфессиональных противоречий в стране.

Влияние «корейской волны» на решение представителей поколения Z выучить корейский язык

В статье автор пытается определить влияние внешнего культурного фактора на принятие решения об изучении иностранного языка (корейского).

Трансформация функций колониальной архитектуры (на примере Анголы)

В данной статье рассматривается наследие португальской архитектуры в одной из развивающихся стран Африки — Анголе (на примере наиболее значимых городов Луанды, Бенгелы и Лобито). На основе анализа застройки города, определённых тенденций в городском ...

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе

В статье рассматриваются особенности школьного образования в Викторианской Англии, исходя из гендерного подхода, а также обучаемость различных слоев населения в викторианской школе. Основное внимание направлено на то, как школьное образование влияет ...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Повышение уровня образования населения как фактор экономического роста

Эта статья исследует важность образованности населения как ключевого фактора экономического роста страны. Автор анализирует связь между уровнем образования населения и экономическим ростом, используя методы сравнительного анализа и статистики. Резуль...

Похожие статьи

Исторический опыт японской модели социального страхования

В статье рассматривается становление социального обслуживания и модели социальной работы в Японии. Для точного определения развития японской системы социального обслуживания была проанализирована социальная политика Японии в XX веке, социальная струк...

Дорама как инструмент южнокорейской культурной экспансии

В статье рассматривается понятие «корейской волны» («халлю»), оказывающей воздействие на формирование современной мировой культуры. В частности, раскрывается феномен дорамы как ключевой составляющей данного процесса и механизма межкультурного диалога...

К вопросу о роли вице-короля Маунтбеттена в политике Великобритании в отношении Индии в середине XX века

В статье рассматривается проблема деятельности вице-короля Луиса Маунбеттена в процессе обретения независимости Индии и Пакистана. Также затрагивается вопрос роли англичан на возникновение и разжигание межконфессиональных противоречий в стране.

Влияние «корейской волны» на решение представителей поколения Z выучить корейский язык

В статье автор пытается определить влияние внешнего культурного фактора на принятие решения об изучении иностранного языка (корейского).

Трансформация функций колониальной архитектуры (на примере Анголы)

В данной статье рассматривается наследие португальской архитектуры в одной из развивающихся стран Африки — Анголе (на примере наиболее значимых городов Луанды, Бенгелы и Лобито). На основе анализа застройки города, определённых тенденций в городском ...

Влияние религии на политическую жизнь Японии

В статье проводится анализ влияния религиозного фактора на социальную и политическую жизнь Японии. Приводятся основные факты, касательно исторического взаимодействия религии и политики. Рассматриваются мировоззренческие особенности восприятия религии...

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе

В статье рассматриваются особенности школьного образования в Викторианской Англии, исходя из гендерного подхода, а также обучаемость различных слоев населения в викторианской школе. Основное внимание направлено на то, как школьное образование влияет ...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Управление организационной культурой современных компаний в Китае

В статье проводится анализ специфики организационной культуры китайских компаний, факторов, влияющих на организационную культуру. Выделяются характерные черты китайской организационной культуры: клановость, неприятие западных ценностей, почитание рук...

Повышение уровня образования населения как фактор экономического роста

Эта статья исследует важность образованности населения как ключевого фактора экономического роста страны. Автор анализирует связь между уровнем образования населения и экономическим ростом, используя методы сравнительного анализа и статистики. Резуль...

Задать вопрос