Фундамент полноценного развития, воспитания, становления человека как личности закладывается в семье. От того, какая это семья, какими традициями она живет, какие в ней царят отношения, зависит будущее детей, рожденных и воспитуемых в ней.
«Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни общества…», — писал А. С. Макаренко 8, с.39. Однако в последние годы «полноту жизни общества» приносят неполные семьи, поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос о полноценном воспитании подрастающего поколения в семьях, оставшихся по какой-либо причине без одного из родителей.
По данным статистики 3, с.62, каждый пятый ребенок Брянской области рожден в неполной семье, то есть в семье с одним из родителей.
Таблица 1
Удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, в общем числе родившихся (в процентах)
2005 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
В городской и сельской местности |
25,9 |
18,5 |
18,0 |
18,0 |
17,7 |
17,0 |
19,0 |
В городской местности |
22,5 |
16,0 |
15,5 |
13,5 |
15,3 |
14,5 |
16,6 |
В сельской местности |
34,0 |
25,3 |
25,2 |
21,4 |
24,8 |
24,4 |
25,9 |
Проблема роста количества неполных семей — проблема не только социальная, но и проблема педагогическая и психологическая.
Эта проблема требует тщательного подхода, потому что по исследованиям педагогов (Т. А. Куликовой, А. В. Мудрика, Л. Н. Тимощенко и др.), психологов (Ю. П. Азарова, С. В. Ковалёва) и социологов (Т. А. Гурко) неполная семья является одним из неблагоприятных факторов семейного воспитания, следствием которого является увеличение количества «трудных» подростков, рост детской преступности, зачастую раннее начало половой жизни у девочек, увеличение количества абортов у девушек, не достигших 18-летнего возраста 1; 2; 5; 6; 7; 9.
Неполная семья может служить эффективным инструментом воспитания, если будет создан комплекс психолого-педагогических условий:
– формирование педагогически целесообразных взаимоотношений в семье через осознание родителями отрицательных последствий нарушенных семейных отношений;
– дифференциация работы педагогов с детьми и их родителями из различных групп семей;
– компенсаторная деятельность взрослых по восполнению недостающего мужского (женского) влияния.
Существует много классификаций типов семей. Наиболее полно эта тема освещена в работах Т. А. Куликовой и А. В. Мудрика 7; 9.
Первый тип семей — патриархальные, традиционные — характеризуется совместным проживанием нескольких поколений. В этой семье живут вместе дети, родители, дедушки, бабушки по отцовской и по материнской линии. Совместное проживание может быть по разным причинам: преданность семье, невозможность решить жилищные проблемы, наоборот, возможность проживания на большой территории с соблюдением личного пространства. Как правило, семьи с чертами патриархальности сохраняются в сельской местности, в небольших городах.
Следующий тип — нуклеарные семьи. На сегодняшний день это — самый распространенный тип полной семьи, состоящий из двух супругов или супругов и детей. Отмечается, что в нуклеарных семьях может быть снижена эмоциональная связь между старшим и младшим поколением, а также стёрта передача опыта в воспитании детей.
Семья в повторном браке — это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Интересно, что подобные браки стали распространены со второй половины ХХ в. В таких семьях, как правило, наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены, при этом могут возникать проблемы наследования имущества, отношений мачехи или отчима и детей.
В семьях, живущих вгражданском браке (который называют фактическим браком, сожительством), официально партнеры не регистрируют своих отношений.
Неполные семьи возникают в результате развода или смерти одного из супругов, а также в результате того, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.
В неполной семье ребенок с определенного возраста начинает думать о ситуации в своей семье, становится в какой-то степени более критикующим. И родителям, и педагогам важно обращать особое внимание на пол воспитуемого в неполной семье ребенка, т. к. аспекты воспитания мальчиков и девочек различны.
В неполной семье часто возникает много педагогических и психологических проблем 4. Чаще всего эти проблемы касаются психической стороны развития и жизни ребенка, не каждый родитель в состоянии правильно понять и истолковать их. Не все дети при возникающих вопросах и сложностях могут обратиться за ответом и помощью ко взрослому не своего пола. Поэтому нередко непонимание возникает из-за неправильной трактовки поведения ребёнка. На помощь в таких ситуациях часто может прийти педагог, поскольку часто именно третье лицо помогает найти выход из ситуации. Родителям может быть предложено следующее:
– делиться с ребёнком своими чувствами, не обязательно секретами;
– искренне интересоваться событиями, происходящими в жизни ребенка, избегая оценочных действий;
– рассказывать о том, как они чувствовали себя в детстве, в юности, в том возрасте, в котором сейчас находятся дети, избегая сравнений не в пользу ребенка;
– рассказывать о взаимоотношениях со своими родителями, о возможно возникавших конфликтах и способах их разрешения;
– делиться тем, чем на данный момент интересуются взрослые, то есть говорить о том, что наполняет их каждодневное существование.
Такая обратная связь сокращает эмоциональные дистанции и сближает родственных людей.
Работа педагога с родителями должна быть выстроена тонко и тактично, поскольку взрослый человек имеет свои, достаточно устоявшиеся, взгляды на жизнь и зачастую очень трудно его в чем-либо переубедить (если возникает такая необходимость). Эта работа — необходимое звено в цепочке взаимоотношений «педагог — ребенок — родители», так как выпадение какого-либо элемента из данного звена ведет к нарушению воспитательного процесса в целом 2.
При работе педагогов с родителями должен учитываться один момент: для достижения максимального эффекта следует проводить встречи именно втроём, чтобы не допустить искажения подачи материала, которая может дезориентировать ребенка. Проведение совместных встреч имеет следующие преимущества:
– Дает уверенность ребенку, что от него ничего не скрывают.
– Экономит время педагога, поскольку не нужно проводить раздельные беседы.
– Дает более полную информацию родителю о его ребёнке.
– Появляется возможность снять возникающие разногласия между родителем и ребенком.
– Уменьшает возможность недопонимания, т. к. каждый участник беседы слышит мнение другого.
– Усиливает желание ребенка принять участие в выработке решения, касающегося его жизни.
– Усиливает чувство общности всех участников встречи.
Успешность воспитательного процесса детей зависит от того, как складываются отношения между педагогами и родителями. Если задачи и педагогов, и родителей будут совпадать, то удастся подготовить к самостоятельной жизни полноценно развитого ребёнка. Только в этом случае можно будет прийти к какому-то согласию, не ущемляя интересов ни друг друга, ни детей, на которых направлен процесс воспитания, и объединить усилия для достижения высоких результатов в процессе воспитания детей в неполной семье.
Литература:
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.: Политиздат, 1985. — 238 с.
- Анненкова Н. В., Стрекалова Н. И. Педагогические аспекты психического здоровья ребёнка: Учебное пособие. — Курск: КГПИ, 1994. — 155 с.
- Брянская область.2021/Стат.сб. Брянскстат. — Брянск, 2021. — 504 с.
- Воспитание детей в неполной семье: Перевод с чешского / (З. Марова, З. Матейчик, С. Радванова и др.). — М.: Прогресс, 1980. — 206 с.
- Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // СОЦИС. — 2000. — № 11. — С. 90–97.
- Ковалёв С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. — 231 с.
- Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2. — М.: Педагогика. — 1978.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 368 с.