Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 31.01.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Химин, В. Н. Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен / В. Н. Химин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 390-396. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88413/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена церковным российско-украинским отношениям в конце XX — начале XXI в. Проанализирована история Украинской Церкви на рубеже двух столетий, рассмотрены направления развития церковных российско-украинских отношений в XXI в., задачи и методы диалога между РПЦ, ПЦУ и УПЦ КП, способы урегулирования отношений между верующими, а также определена роль отдельных личностей в истории церковного раскола на Украине. Все это важно для дальнейшего уврачевания раскола, обозначения перспектив развития церковных российско-украинских отношений.

Ключевые слова: автокефалия УПЦ, отношения РПЦ МП и УПЦ КП, церковный раскол в ХХ–XXI в., основные представители украинского церковного раскола, преодоление церковных расколов, перспективы украинской церковной жизни.

The article is devoted to Church Russian-Ukrainian relations in the late XX — early XXI centuries. the history of the Ukrainian Church at the turn of two centuries is Analyzed, the directions of development of Church Russian-Ukrainian relations in the XXI century, the tasks and methods of dialogue between the ROC, the PCU and the UOC-KP, the ways of settlement of relations between believers are considered, and the role of individuals in the history of the Church schism in Ukraine is determined. All this is important for the further healing of the schism, marking the prospects for the development of Church Russian-Ukrainian relations

Keywords: autocephaly of the UOC, relations between the ROC MP and the UOC-KP, Church schism in the XX—XXI centuries, the main representatives of the Ukrainian Church schism, overcoming Church schisms, prospects of Ukrainian Church life.

После революции 1917 г. в России зародилась и была сформирована «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ), которая ратовала за самостоятельность и всеми способами добивалась автокефалии, этим она вносила разлад среди верующих. В 90-х годах ХХ столетия Православная Церковь на Украине снова претерпела потрясение, причиной которого стали неканонические, незаконные поступки и действия митрополита Филарета (Денисенко), изначально давшего на Архиерейском Соборе 1992 года клятву уйти в отставку, но позже, тем не менее, не сдержавшему слово. Филарет, по гордыне и заблуждению, решил создать «свою» Церковь — УПЦ КП («Украинская православная церковь Киевского Патриархата»), которая по факту стала раскольнической организацией и, естественно, не входила в юрисдикцию Московской Патриархии. Он сам присвоил себе титул «Патриарха Киевского и всея Руси-Украины», по факту вступив в противостояние с Москвой, которая, как следствие, запретила Филарета в служении, затем лишила сана. Итогом стало анафематствование. Все это происходило на фоне политических перемен на Украине и в непосредственной связи с ними.

С 2013 г. российско-украинские отношения обостряются, начался политический кризис, который оказал влияние не только на светские отношения России и Украины, но и внес кардинальные перемены в религиозную сферу и поколебал европейские международные отношения. С 2014 г. на Украине руководство страны фактически инициировало создание Поместной Православной Церкви, которая, как предполагалось, не должна быть связана с Москвой [21].

Накануне Объединительного собора, который состоялся в декабре 2018 г., две неканонические религиозные организации УАПЦ и УПЦ КП самораспустились и на их основе была создана Православная Церковь Украины (ПЦУ), которая не входит в юрисдикцию Московского Патриархата и получила автокефалию в январе 2019 г. от Константинопольского Патриархата, предоставившего ей томос и включившего ее в свой диптих. Этими действиями Патриарх Варфоломей внес свою лепту в разобщение, разделение украинского Православия, а также поставил под угрозу всеправославное единство.

С возникновением ПЦУ и дарования ей томоса возросло число совместных служб и контактов раскольников с униатами и римо-католиками. Так, например, униаты заявляют, что пришло «время поиска единства» [12], что их объединение с ПЦУ реально, но сначала должны прийти к единому мнению по этому вопросу Рим и Константинополь, также условием единства является признание ПЦУ главенство Рима [12]. Осенью 2019 г. глава ПЦУ Епифаний (Думенко) сказал о том, что вопрос объединения ПЦУ и УГКЦ решается фактически не Украиной, а Римом и Константинополем [12]. В сентябре этого же года в Риме прошла встреча Святослава Шевчука с Патриархом Варфоломеем по поводу создания комиссии, деятельность которой будет направлена на то, чтобы простимулировать экуменический диалог, ускорить решение данной проблемы [17]. В подтверждение этого, как отмечает Я. Нивкин, в октябре 2019 г. в городе Вараш в храме вместе с Епифанием и другими членами ПЦУ молился католический священник В. Плахотка, в следующем месяце в Тернопольской области настоятель местного храма ПЦУ присутствовал на праздничном богослужении УГКЦ, где молился вместе с униатским епископом Д. Григораком и греко-католическими священнослужителями, а «иерарх» ПЦУ Александр (Драбинко) возглавил богослужение и молился в католическом соборе Брюсселя с теми же униатами и католиками [12].

В соответствии с православным вероучением, Церковь Христова — одна, а потому все иные организации собственно Церковью не являются, это всего лишь отпавшие от истинной Единой, Соборной и Апостольской Церкви раскольники, еретики. Церковь молится об их покаянии и возвращении, но не о соединении с ними. При этом следует помнить, что каноны запрещают сослужить раскольникам и еретикам и молиться с ними, те же, кто нарушают каноны, должны быть отлучены и извержены из сана. Так, например:

1) 33-е правило Лаодикийского Cобора запрещает молиться с еретиком или раскольником, сектантом [8, с. 167],

2) 10-е правило святых Апостолов предупреждает о том, что если кто-нибудь помолится с человеком, который отлучен от церковного общения, причем даже дома, тот сам подвергнется отлучению [8, с. 14],

3) 45-е правило св. Апостолов также говорит об отлучении духовенства, которое позволило себе молиться с еретиком или отлученным от церковного общения. Если же епископ или священник позволит еретику, раскольнику совершать священнодействия, как служителю Церкви, то он извергается из сана [8, с. 22],

4) в 65-ом правил св. Апостолов сказано, что если представитель клира или мирянин пойдет в иудейское или еретическое молитвенное здание и будет там молиться, то будет извержен из сана или отлучен от общения церковного [8, с. 26].

В Посланиях Апостолов говорится о том, что тот, кто блудит с женщиной, становится с ней одним телом (1Кор.6:16), а это значит, что молящийся с еретиком становится одним телом с еретическим сообществом [14].

Поэтому такое строгое наказание как отлучение, извержение из сана, показывает нам, насколько серьезны и недопустимы должны быть для христиан такие поступки. Эта строгость не является ненавистью к тем, кто находится вне границ Церкви. Это можно расценивать, как действие иммунитета всего церковного организма, как защитную реакцию от внешних угроз. Наказания и прещения указывают нам на границы допустимого. До тех пор, пока мы находимся в истинной Церкви, мы защищены [12], отход же от Истины, от истинной Церкви чреват ужасными последствиями.

Конечно, наблюдая за всем происходящим на Украине со стороны, сложно отделаться от ощущения того, что за всеми этими событиями стоит кто-то очень умный, расчетливый и при этом жестокий и циничный, это некий мозговой центр, который ловко манипулирует сознанием масс и направляет их, как марионеток, в нужную ему сторону. И этому человеку, а скорее всего, этой группе людей очень выгоден проект создания ПЦУ со всеми раздорами, разобщением, агрессией и ненавистью. Этим силам вовсе нужна не Истинная Церковь со Христом во главе, им нужна фальшивка, подделка, во главе которой будут они, ее создатели. Как бы ни было печально, но ПЦУ (как и УПЦ КП, и УАПЦ) — это раскольническое сообщество — и есть фальшивка, созданная методами насилия и обмана усилиями властей, причем зачастую или светскими людьми, или вообще не христианского вероисповедания. Да, внешне она похожа на Церковь, но таковой не является в силу множества причин.

Таким образом, как мы видим, ПЦУ, образованная с подачи и поддержки украинского правительства на основе УПЦ КП и УАПЦ, которые фактически являются раскольническими, постепенно приобретает силу и начинает захватывать храмы Московского Патриархата, опираясь на поддержку властей. Как отмечает К. Александров, создатели ПЦУ осознали и убедились, что даже высокопоставленных иерархов можно заставить действовать по указке и выполнять свои требования, не обращая внимания на тот факт, что при этом нарушаются заповеди Божии, каноны Церкви и собственные слова, сказанные ранее [1].

С канонической точки зрения, Константинополь не имел права вмешиваться в дела Московской Патриархии, а потому Патриарх Варфоломей должен признать свою ошибку, покаяться и отозвать томос, призвав раскольников к покаянию, а также созвать Всеправославный собор для совместного решения украинского церковного вопроса. Мы видим, что статус автокефалии фактически не принес православным ни объединения, ни спокойствия, ни мирного сосуществования, как это обещали церковные и государственные вдохновители, организаторы этой идеи [4]. Наоборот, происходит усиление насилия, конфликтов, страданий православных христиан на Украине, и раскольники настроены враждебно по отношению к Русской Православной Церкви, в которой считают, что мир, спокойствие и единение в украинскую церковную жизнь может вернуть покаяние и признание раскольниками собственных ошибок и возвращение их в лоно Церкви [4]. При этом правительство Украины, если оно заинтересовано в уврачевании раскола, в урегулировнии ситуации, не должно вмешиваться в церковные дела и способствовать разжиганию религиозной вражды, а также рейдерскому, незаконному захвату приходов Украинской Церкви Московского Патриархата. Московская Патриархия, вся Русская Церковь пребывает в молитвенном ожидании того времени, когда подлинная христианская любовь, смирение и покаяние победят злобу и вражду [4], и украинские верующие снова соединятся с русскими братьями и сестрами.

В данной сложившейся ситуации принятие раскольников в лоно Церкви, возврат их в ее границы возможны лишь путем покаяния и присоединения к канонической УПЦ МП. Присвоение канонического статуса автокефалии раскольникам, наделение привилегиями неканонической организации и одновременное стремление уничтожить Церковь каноническую противоречит не только канонам, но и здравому смыслу. Ведь «иерархия» ПЦУ не имеет апостольского преемства, а УАПЦ фактически началась с действий лишенного сана клирика РПЦ (соответственно, бывшего клирика) и «епископа» без такового статуса и епископских прав [13]. Неканоническими действиями создать каноническую структуру невозможно. Как бы мы раскол не называли, он расколом и останется.

Следует отметить, что к вопросу о предоставлении полной автокефалии Киевской митрополии многократно обращались в течение последних двух столетий, и вдохновителями и защитниками этой идеи практически всегда были папские представители, униаты, секретная переписка которых является доступной для исследований и анализа. На сегодняшний день в их значительной роли в предоставлении автокефалии украинской церкви уже нет никакого сомнения [3, с. 30].

Как отмечает митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич), церковная жизнь не должна быть подвержена политическому влиянию, т. к. церковный организм — это жизнь в Боге во главе со Христом, это не политическая партия, которая отстаивает и продвигает чьи-то идеи и решает какие-то политические задачи [2].

Перед Православной Церковью стоят три важные задачи:

1) проповедь православной веры во всем мире, просвещение Светом Христовой Истины всего мирового сообщества;

2) верность Преданию и подлинным христианским ценностям;

3) хранение независимости от какой-либо политической системы.

При этом, как отмечает священник Андрей Филлипс, сегодня, в условиях глобализационных процессов, стирания национальных границ и культур, продвижения идей трансгуманизма, дехристианизации, православные храмы должны стать вторым домом для любого пришедшего человека, центром живой богослужебной жизни, молитвы и взаимопомощи, местом, где пришедший будет чувствовать тишину, покой, доверие, Истину и видеть соответствие дел словам и проповеди [25]. Все это поможет сохранить нашу паству в спасительной ограде Церкви.

Те события, которые происходят на Украине с 90-х годов ХХ в., как говорит Патриарх Кирилл, являются весьма неприятными и вызывают горечь, т. к. они фактически спровоцировали гражданские столкновения. Русская Православная Церковь оказалась сегодня в тяжелом положении ввиду того, что ее украинская паства находится практически во всех областях Украины, и на нее оказывается определенное давление в разных формах. В этих условиях Церковь всеми силами старается сохранить мир, однако миротворческий потенциал может быть потерян, если Церковь займет какую-то конкретную политическую позицию [22]. Еще в 2015 г. Патриарх отмечал совместную позицию украинской греко-католической церкви и раскольнического «Киевского патриархата», что только привело к усугублению конфликтной ситуации. РПЦ тем временем старалась сделать всё для урегулирования конфликта и примирения народа [16].

Как верно отмечает В. Лепехин, сегодня, как никогда, важно наладить работу с элитами и государственными структурами, вести диалог, опираясь на духовно-нравственные основы христианства и гражданскую суверенность [10]. Необходимо разработать новую методологию работы с людьми (цивилизационный подход), а также современные методы и способы православного просвещения населения в рамках подлинных, неискаженных христианских догматов. Эти форматы и методы работы должны быть новыми, но при этом они должны быть основаны, прежде всего, на «старом» — на вере, на евангельских принципах и базисных христианских ценностях, которые актуальны всегда, в любую эпоху. Вера, духовно-нравственные ценности должны быть центральными в сознании и жизни народов и государства [10]. Вопрос церковной методологии противосектантской, противораскольнической борьбы должен решаться, как отмечает Р. Конь, с опорой на многовековой опыт Церкви в рамках святоотеческого отношения к расколам, ересям и заблуждениям [9]. Справедливости ради, стоит сказать о том, что среди иерархов и верующих мирян УПЦ МП есть люди разных политических взглядов, но все же их объединяет вера во Христа, а у раскольников эта вера, Христос вторичны по сравнению с главной идеей в виде национализма.

К сожалению, как верно отмечает священник А. Петровский, православное вероучение, богатство наследия Православной Церкви осталось для большинства западно-украинских униатов непонятым и, соответственно, они его не приняли, и их вера стала «западно-украинским псевдо-православием» [18], ужасающая суть которого все сильней стала проявляться под конец прошлого столетия и в настоящее время раскрылась полностью. И мы видим, как конфликтная ситуация разобщила православие на Украине и спровоцировала рост агрессии в среде православных христиан.

Итак , разобщение в церковной среде на Украине и нарушение строя русско-украинских отношений имеют давние корни и отражают политический и экономический уровень и положение украинского общества. Если посмотреть на Россию и Украину, как на семью, то станет понятно, что из этой семьи ушла любовь: люди предъявляют друг другу претензии, при этом как-бы не слышат друг друга, и все претензии, вроде бы, справедливы, но главная причина, почему рушится мир — это отсутствие истинной, настоящей любви, о которой говорит Евангелие и которая дает силы преодолевать противоречия. Всем сторонам разворачивающихся событий необходимо обратиться к Богу с горячей молитвой, и при этом помнить, что тот, кто пытается сделать из Церкви своего рода национально-политический корабль, должен понимать, что такой корабль обречен на крушение [15, с. 190].

Конечно, остается надежда на то, что, как отмечает иеромонах Тихон (Васильев), у украинских политиков и иерархов ПЦУ все-таки появится здравое понимание происходящих событий, возобладает истинная забота об Украине, о православной вере, о благе Церкви, о мире, и эта забота восторжествует над личными и политическими стремлениями и желаниями, и что Украинская Церковь останется в юрисдикции Русской Православной Церкви [23].

Таким образом, в конце ХХ — начале XXI в. в Украине практически завершилось перераспределение, реформация сферы духовного влияния [19, с. 135] с подачи государственных властей Украины. Пристрастия политических деятелей всегда были разрушительными силами в Церкви, как духовной институции, поэтому просто необходимо деполитизировать религиозную среду. Наша Православная Церковь не лжет, и с этим некоторые представители власти не могут смириться. Им нужна «церковь», которая будет все их безобразия одобрять, оправдывать, обманывать людей.

К сожалению, в сложившихся обстоятельствах небольшие внутренние церковные проблемы быстро перерастают в острые противоречия. Как мы можем наблюдать, характерной особенностью сложившейся ситуации является захват храмов Московского Патриархата раскольниками, причем незаконно и часто при помощи светской власти [7]. При этом православные верующие, которые относят себя к Московской Патриархии, не могут защищать свои храмы кулаками, палками, с помощью которых отнимали у них храмы униаты, действующие так не по-христиански, а в соответствии со своими политическими, националистическими, сепаратистскими идеями, основанными на ненависти к Москве [27, с. 477].

Примечательно, что почти все активные организаторы, инициаторы и сторонники расколов проявляли недовольство тем положением, которое они занимали в канонической Церкви (желая повышения личного статуса), или же были под каким-либо церковным прещением, несли наказания за нарушение канонов или церковной дисциплины, соответственно, они желали создать «свою» Церковь (в которой они могли бы чувствовать себя комфортно, удовлетворить свои запросы), используя для этого сложившиеся обстоятельства в политическом сегменте и представителей власти, которые были заинтересованы в смене парадигм в стране. Но, как говорит свщмч. Ириней Лионский, нет иного пути к спасению заблудших, еретиков и раскольников, кроме свидетельства об Истине [6, с. 222].

Преодоление раскола возможно после раскаяния, покаяния раскольников. И отдельные лица время от времени осознают всю беду и грех раскола и приходят в Церковь с покаянием, но нужно понимать, что всех вернуть в Церковь не получится, особенно из среды, которая наполнена ненавистью [11]. Там, где царствует гордость, тщеславие, нет благодати. Но, как отмечает архиепископ Феодосий (Снегирев), Церковь постоянно самоочищается, и не годные для нее указы, решения уходят в прошлое, перестают быть действенными для Церкви, как бы стираются из истории, и Глава Церкви Христос неведомыми для нас путями со временем исправляет ситуацию через других людей [24]. Потому можно надеяться на то, что и для нынешней церковной ситуации на Украине возможно оптимистическое окончание.

Украинская Православная Церковь МП, которая сегодня, по словам митрополита Илариона (Алфеева), идет путем исповедничества, старается адекватно отвечать на внешние и внутренние вызовы [5]. Она открыта диалогу, но при этом она настаивает, чтобы диалог этот проходил на твердых канонических основаниях. Миссионерская работа с отделившимися от Церкви необходима для их возврата, для спасения их душ, и проводиться эта работа должна в форме диалога на основе стремления к правде, обращения к совести и избавления от предубеждений, стереотипов, которые являются псевдо- или антиправославными [26].

Итак, судьбы Церкви таинственны и промыслительны [20], и, пока человек живет на этой земле, есть время для изменения, раскаяния, возврата к Истине. Может быть это банальные, простые слова, но, тем не менее, если человек искренен в своих взаимоотношениях с Богом, если он изучает свою веру, если внимателен по отношению к себе, к своему духовному состоянию, ведет борьбу со страстями, то он интуитивно будет чувствовать, где Истина, а где — диавольская ложь, политические интересы и механизмы убеждения, а также псевдопатриотические лозунги.

Хотелось бы закончить статью словами митрополита Антония (Паканича), которые выражают надежду на то, что Бог вразумит и всех инициаторов раскола (политических и церковных), и паству, и в какой-то момент все поймут, что действовать нужно только канонически (иначе последствия будут очень тяжелыми). И тогда можно будет принять правильные решения и, призывая Господа, найти выход из сложившейся ситуации [2].

Литература:

1. Александров К. Церковь и Симулякр: во что превращаются те, кто признает ПЦУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spzh.news/ru/zashhita-very/66378-cerkovy-i-simulyakr-vo-chto-prevrashhajutsya-te-kto-priznajet-pcu (дата обращения: 02.12.2021).

2. Антоний (Паканич), митр. Создание параллельной церковной структуры похоронит идею единой Православной Церкви в Украине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravlife.org/ru/content/upravdelami-upc-sozdanie-parallelnoy-cerkovnoy-struktury-pohoronit-ideyu-edinoy-pravoslavnoy (дата обращения: 02.12.2021).

3. Боровой В., протопр. Церковь Христова, ее природа: Автокефальные Поместные Церкви // Журнал Московской Патриархии. М.: изд-во Московской Патриархии, 1993. № 11. С. 27–34.

4. Заявление Синода Украинской Православной Церкви о ситуации в украинском и мировом Православии 3 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5404176.html (дата обращения: 05.12.2021).

5. Иларион (Алфеев), митр. Двуглавая гидра украинского раскола и мировое Православие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/121085.html (дата обращения: 02.12.2021).

6. Ириней Лионский, свщмч. Против ересей. Кн. III, 2, п. 3 / свщмч. Ириней Лионский // Перевод прот. П. Преображенского, Н. И. Сагарды. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. 640 с.

7. История церковных расколов в Украине в XX веке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://textarchive.ru/c-2105637-p4.html (дата обращения: 08.12.2021).

8. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец. М.: Общество любителей православной литературы. Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2010. 448 с.

9. Конь Р. Православная миссия среди сект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/dekabr/2016–12–27/pravoslavnaya_missiya_sredi_sekt (дата обращения: 02.12.2021).

10. Лепехин В. Культурно-просветительская миссия Русской Церкви в условиях необъявленной войны против России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rusnext.ru/recent_opinions/1538580796 (дата обращения: 02.12.2021).

11. Марченко Д. Украина на пороге катастрофы: чего на самом деле хотят борцы за автокефалию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/115775.html (дата обращения: 02.12.2021).

12. Нивкин Я. ПЦУ и УГКЦ: 7 шагов к новой унии [Электронный ресурс] // Союз православных журналистов. — Режим доступа: https://spzh.news/ru/zashhita-very/66811-pcu-i-ugkc-7-shagov-k-novoj-unii (дата обращения: 01.12.2021).

13. О позиции РПЦ и УПЦ по «украинскому вопросу» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spzh.news/ru/socseti/66706-o-pozicii-rpc-i-upc-po-ukrainskomu-voprosu (дата обращения: 02.12.2021).

14. О совместной молитве с еретиками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/o-sovmestnoj-molitve-s-eretikami (дата обращения: 01.12.2021).

15. Палинчак Н. М. Особенности и основные вехи истории украинского христианства в контексте государственно-церковных отношений // Научный диалог. 2013. № 7(19). С. 179–194.

16. Патриарх: Миссия РПЦ состоит в примирении народа Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.geopolitica.ru/805-patriarh-missiya-rpc-sostoit-v-primirenii-naroda-ukrainy.html (дата обращения: 03.12.2021).

17. Патриарх УГКЦ Святослав в Риме встретился с Вселенским Патриархом Варфоломеем [Электронный ресурс] // Религиозно-информационная служба Украины. — Режим доступа: https://risu.org.ua/ru/index/all_news/confessional/interchurch_relations/77164/ (дата обращения: 01.12.2021).

18. Петровский А., свящ. Украинская греко-католическая церковь на рубеже XX-XXI вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2006/11/24/ukrainskaya_greko-katolicheskaya_cerkov_na_rubezhe_xx-xxi_vv (дата обращения: 02.12.2021).

19. Религиоведение / Курс лекций. К.: Знания, 2009. 214 с.

20. Рогозянский А. Церковная жизнь в перспективе перемен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/02/13/cerkovnaya_zhizn_v_perspektive_peremen/ (дата обращения: 02.12.2021).

21. РПЦ опасается за судьбу монахов канонической Украинской православной церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5995122 (дата обращения: 01.12.2021).

22. Святейший Патриарх Кирилл принял министра национальной обороны Греции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ua/db/text/4043416.html (дата обращения: 02.12.2021).

23. Тихон (Васильев), иером. К вопросу об автокефалии УАЦ МП. Сторонники и противники автокефалии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/analit/071226095332.htm (дата обращения: 02.12.2021).

24. Феодосий (Снигирев), архиеп. О будущем Православия на Украине и в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/11/o_buduwem_pravoslaviya_na_ukraine_i_v_mire (дата обращения: 02.12.2021).

25. Филлипс А., свящ. Знашей Церкви в XXI веке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/514.html (дата обращения: 02.12.2021).

26. Фролов К. А. Идея «канонической автокефалии» УПЦ гораздо опаснее «секты Думенко» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rusprav.tv/ideya-kanonicheskoj-avtokefalii-upc-gorazdo-opasnee-sekty-dumenko-93309/ (дата обращения: 02.12.2021).

27. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М.: Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 863 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Украина, УПЦ КП, Церковь, ROC, UOC-KP, Московская Патриархия, Московский Патриархат, Православная Церковь, российско-украинский, Украинская Церковь.


Ключевые слова

автокефалия УПЦ, отношения РПЦ МП и УПЦ КП, церковный раскол в ХХ—XXI в, основные представители украинского церковного раскола, преодоление церковных расколов, перспективы украинской церковной жизни

Похожие статьи

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие интересам светской власти

В данной статье рассматриваются основные цели, которые преследовали отдельные люди, социальные слои, государство в целом при проведении церковной реформы. В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк ...

Основные тенденции развития семейного права в России начала XX века

В статье авторы анализируют основные тенденции, складывающиеся в развитии правового регулирования и практики правоприменения брачно-семейных отношений в России в начале XX столетия.

Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия

В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Похожие статьи

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Основные цели Никонианской реформы, противоречащие интересам светской власти

В данной статье рассматриваются основные цели, которые преследовали отдельные люди, социальные слои, государство в целом при проведении церковной реформы. В процессе изучения были сделаны выводы о последствиях раскола. Современный российский историк ...

Основные тенденции развития семейного права в России начала XX века

В статье авторы анализируют основные тенденции, складывающиеся в развитии правового регулирования и практики правоприменения брачно-семейных отношений в России в начале XX столетия.

Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия

В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Задать вопрос