В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру.Встатье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную логистику в международной практике, а также перспективные направления дальнейшего развития.
Ключевые слова: интермодальные перевозки, контейнеры, транспортная логистика, железнодорожный транспорт.
Высокие темпы роста международной торговли оказывают значительное влияние на транспортную отрасль, приводя к ее постоянной трансформации и модернизации как в международном, так и во внутригосударственном сообщении. Основной тенденцией на данный момент является быстрый рост контейнеропотока, так как контейнеризация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами перевозки грузов. В свою очередь спрос на интермодальные перевозки, подразумевающие использование контейнеров, тоже увеличился, поскольку такой вид перевозки приносит финансовую выгоду за счет экономии ресурсов с учетом масштаба планируемой деятельности [1].
Современные технологические решения интермодальных перевозок постоянно трансформируются и совершенствуются. Европейская конференция министров транспорта сводит сущность интермодализма к двум признакам: использование бесперегрузочных модулей и транспортировка груза различными видами транспорта. Также в организации таких перевозок могут использоваться такие технологические решения, как наличие единого оператора, использование международных транспортных коридоров, применение единого сквозного тарифа, наличие единого перевозочного документа, доставка «от двери до двери» и пр.
Принципиальная выгода от интермодальных перевозок определяется за счет снижения расходов на обработку подвижного состава при погрузке и выгрузке, перевалке и хранении. Помимо этого, для работы с контейнерами применяются высокопроизводительные погрузочно-разгрузочные средства, что сокращает время нахождения грузов на перевалочных пунктах, минимизирует складские операции, это в свою очередь положительно сказывается на сроках доставки грузов, а также вместе со всем перечисленным повышается уровень сохранности груза. Также эффективность интермодальных перевозок определяется тем, что грузоотправитель и грузополучатель освобождается от решения вопросов, связанных с выбором вариантов транспортировки грузов, что, безусловно, привлекает клиентов [2].
Однако существуют и проблемы в организации интермодальных перевозок. Одной из них является правовое регулирование, которое до сих пор сопровождается дискуссиями как по части определения самой интермодальной перевозки, так и относительно международных договоров и соглашений, используемых в отношении участников перевозочного процесса. Все еще актуальным вопросом остается оценка рисков, при этом классификация рисков по природе ущерба не отличается от обычной перевозки одним видом транспорта: природно-экологические, технические, политические, коммерческие, финансовые, социальные [3].
Более того, вместе с эпидемией, вызванной вирусом COVID-19, появился и контейнерный кризис. При сохраняющемся спросе на импорт/экспорт товаров ощущался острый дефицит контейнеров, поскольку обработка поступающих в США грузов прекратилась из-за введенных карантинных мер. Сложившаяся ситуация привела к резкому увеличению стоимости транспортировки товаров. Для решения возникшей проблемы было решено сократить образовавшуюся потребность в контейнерах путем производства большего количества контейнеров, что не помогло восстановить контейнеропоток, а лишь привело к подорожанию арендной ставки и увеличению стоимости самих контейнеров [4].
Несмотря на все еще сохраняющуюся проблему, российский рынок контейнерных перевозок сумел сохраниться. Так, в направлении Китай — Европа — Китай за первую половину 2021 года по евразийскому железнодорожному транзитному маршруту было перевезено 336 598 ДФЭ (в том числе, Европа — Китай 135 418 ДФЭ, Китай — Европа 201 180 ДФЭ), что превышает показатель за первые шесть месяцев 2020 года на 50 %. Также определенный вклад в укрепление конкурентных позиций железнодорожного транспорта внесла ситуация на рынке морского фрахта. Кризис морской логистики перетянул клиентов в сторону железнодорожного транспорта из-за рекордного увеличения ставок на перевозку грузов (на 266 % за период с апреля 2020 года по апрель 2021 года) [5].
Дальнейшее совершенствование интермодальных перевозок грузов предполагает использование международных транспортных коридоров, что требует координации работы различных видов транспорта и их технологического взаимодействия в условиях увеличения контейнеропотока для получения синергического эффекта, позволяющего функционировать на основе формирования сквозных логистических транспортно-технологических систем. Помимо этого необходимо развитие транспортной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить растущие грузопотоки. Все большая интеграция транспортных систем в международном сообщении позволит улучшить не только уже заложенные в интермодальные перевозки преимущества, но и поспособствует также сокращению таможенных операций, которые не раз отмечались экспертами как «узкое место» в процессе перевозки [6].
Наиболее перспективной задачей совершенствования интермодальных перевозок является увеличение показателя надежности, которая может обеспечиваться за счет электронных средств идентификации и интеллектуального пломбирования с сопровождением системой быстрого реагирования на взлом и проникновение [5]. Глобальными направлениями развития транспортной отрасли выступает не только увеличение скорости, ноиэкологичность, безопасность, гибкость, энергоэффективность, способность к интеграции.
Таким образом, интермодальные перевозки, несмотря на сложность организации технологического процесса, являются одним из наиболее экономически эффективных и надежных способов доставки. Дальнейшее инфраструктурное и технологическое развитие привлечет инвестиции и создаст точки роста по маршрутам следования грузопотоков, что благотворно скажется на социально-экономическом благополучии государств-участников перевозочного процесса.
Литература:
- Контейнерные перевозки на направлении Азия-Европа-Азия. Маршруты и барьеры развития / А. Р. Куртикова // Логистика — евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск-Енисейск, 28 апреля — 01 2021 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. — С. 343–346. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45716432 (дата обращения: 27.01.2022).
- Интермодальные перевозки как экономическая составляющая транспортной логистики региона / А. Ю. Ивкова, Е. А. Малышев // Актуальные проблемы экономики: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 12 марта 2021 года. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46252772 (дата обращения: 25.01.2022).
- Контейнерные перевозки на Евразийском пространстве. Барьеры развития / Н. Лахметкина, А. Пилипчак // Логистика. — 2020. — № 3(160). — С. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42636432 (дата обращения: 25.01.2022).
- Acute container shortages roil global supply chains // URL: https://splash247.com/acute-container-shortages-roil-global-supply-chains/ (дата обращения: 21.01.2022).
- Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2021 года / Информационно-аналитический обзор // Eurasian Rail Alliance Index URL: https://index1520.com/analytics/konteynernye-zheleznodorozhnye-perevozki-na-evraziyskom-prostranstve-v-pervom-polugodii-2021-goda/?sphrase_id=2460 (дата обращения: 21.01.2022).
- Инструменты повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок / А. М. Богдашкина, Н. Ю. Лахметкина // Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта: материалы международной студенческой научно-практической конференции: в 2 частях, Нижний Новгород, 10 апреля 2019 года / Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г. Нижнем Новгороде. — Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр "21 век», 2019. — С. 44–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42559574 (дата обращения: 27.01.2022).