Интермодальные перевозки являются одним из самых востребованных видов перевозок. Использование различных сервисов при данном виде перевозок является важной составляющей, определяющей дальнейшее развитие и перспективность интермодальных перевозок в целом. В этой статье рассмотрены примеры использования интермодального сервиса в Российской Федерации, их актуальность и значимость для клиента и транспортной отрасли, а также раскрыты причины перехода к нему.
Ключевые слова: интермодальные перевозки, интермодальные сервисы, линейная перевозка, контейнеры, железнодорожный транспорт, транспортная логистика.
Интермодальная система перевозок является единой системой доставки груза, при которой используется несколько видов транспорта и в перевозочном процессе учувствуют промышленные, экспедиторские, торговые и прочие компании, при этом заключается один договор между заказчиком и перевозчиком. Доставка грузов при такой перевозке имеет компанию-оператора, который несет ответственность за срок доставки, за сохранность груза и следит за всеми процессами при перевозке. Актуальность и практичность данной системы заключается в том, что:
осуществляется комплексное развитие различных видов транспорта;
организация связи и передачи информации происходит скоординировано;
единообразный правовой и коммерческий режим при интермодальной перевозке;
доступ к единой системе документооборота «Интертран»;
согласованные габариты, возможность использования одной тары;
возможность составления расписания и своевременной подачи, соответственно возможность непрерывной работы.
Интермодальные контейнерные сервисы вынуждены взаимодействовать и при этом конкурировать с линейными сервисами, после запуска через порты Дальнего Востока, так как теперь тарифы на традиционных маршрутах значительно выросли, что переход на иной сервис стал экономически обоснованным [3].
Оператор интермодальной перевозки представитель грузоотправителя или грузополучателя, оговариваемых в контракте купли-продажи между продавцом и получателем. Чаще всего самого продавца или покупателя интересует только маршрут движения груза, общая стоимость транспортировки, не интересуют условия договора между оператором интермодальной перевозки и перевозчиками.
Интермодальный оператор от лица клиента выполняет следующие действия:
выборка участников транспортировки;
заключение договоров и планирование необходимых ресурсов;
выполняет оценку экономической составляющей;
организует и контролирует весь перевозочный процесс;
выбор оптимального маршрута с комплексным использованием видов транспорта.
Компания FESCO, которая является одной из ведущих компаний на рынке перевозок в России, осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые: экспортные, импортные и транзитные контейнерные перевозки через порты Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Новороссийска и другие порты с возможностью отправки на территорию России, а также через сухопутные пограничные переходы. Данный сервис позволяет сократить время груза в пути при выборе оптимального маршрута с сочетанием морского и железнодорожного расписания и предоставляет возможность перевозить грузы любыми маршрутами несколькими видами транспорта.
Развитие интермодального сервиса Trans Siberian Landbridge по доставке грузов из Азии в Европу через Владивосток и в обратном направлении под руководством компании FESCO. При использовании интермодального контейнерного сервиса был отправлен поезд из Японии в Европу Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и ОАО «РЖД», срок доставки из порта Тояма в Японии до Кутно в Польше составил 17 дней, что в среднем на 28 дней быстрее, чем морским путем [1].
Также компания FESCO, в рамках интермодального сервиса, развивая перевозку зерна в контейнерах, осуществила первую интермодальную отправку контейнеров с ячменем из Омска в Китай. Транзитное время по маршруту составило не более 30 дней, при этом компания обеспечила полный комплекс сопутствующих работ, в том числе таможенное оформление и получение всего пакета документов, необходимых для отгрузки на экспорт [2].
Повышение актуальности и интенсивность к переходам на интермодальные сервисы повысился из-за дефицита контейнерного оборудования в Азии, его избыток в США и в Европе, несбалансированность грузопотоков, взаимозависимость пропускной способности морских, интермодальных и железнодорожных маршрутов.
Таким образом, для клиента переход к интермодальным сервисам означает сокращение временных и финансовых издержек и возможность получение всех необходимых транспортных и экспедиторских услуг в одной компании, несмотря на снижение пропускной способности, при сравнении с использованием морских сервисов.
Литература:
- Годовой отчет транспортной группы FESCO // https://ar2020.fesco.ru/
- Транспортный портал Gudok.ru // https://gudok.ru/news/freighttrans/?ID=1540618
- Информационное аналитическое агентство SEANEWS // https://seanews.ru/2021/08/12/ru-vytesnjat-li-intermodalnye-servisy-morskie/
- Контейнеризируй и ускоряй или «купи место в контейнере»/ Куртикова А. Р., Лахметкина Н. Ю. // В сборнике: Техника и технология наземного транспорта. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Науч. редактор Н. В. Пшениснов, сост. А. Н. Сидоров. Нижний Новгород, 2020. / с. 274–277.
- Контейнерные поезда следуют через калининград / Лахметкина Н., Пилипчак А. // Логистика. 2020. № 10 (167). с. 12–16.
- Контейнерные перевозки на евразийском пространстве. Барьеры развития / Лахметкина Н., Пилипчак А. // Логистика. 2020. № 3 (160). с. 20–28.