Каждое цивилизованное государство проводит политику, направленную на создание эффективной пенсионной системы, повышения благосостояния населения, поддержку малообеспеченных граждан, недопущение социальных потрясений в обществе. Пенсионная система занимает видное место в социальном и общественно-политической жизни государства, финансово-бюджетной системе, охватывает все слои населения и влияет на макроэкономические показатели страны. Пенсионная система является перспективным объектом исследования, поскольку с дальнейшим развитием общества требования к пенсионному обеспечению будут все больше расти.
Ключевые слова: пенсии, пенсионная система, страхование, пенсионное страхование.
Every civilized state pursues a policy aimed at creating an effective pension system, improving the welfare of the population, supporting low-income citizens, and preventing social upheavals in society. The pension system occupies a prominent place in the social and political life of the state, the financial and budgetary system, covers all segments of the population and affects the macroeconomic indicators of the country. The pension system is a promising object of study, since with the further development of society, the requirements for pension provision will increase more and more.
Keywords: pensions, pension system, insurance, pension insurance.
В Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [1].
Пенсионное обеспечение составляет весомую часть системы социальной защиты населения Российской Федерации. Ученые определяют пенсионное обеспечение как государственную систему правовых, организационно-административных и экономических мер по защите граждан вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Данная система обеспечивает условия исчисления и выплаты пенсий, что зависит от уплаченных обязательных или добровольных пенсионных взносов в течение периода трудовой деятельности застрахованного лица.
Согласно п. 1, ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) социальная пенсия.
С. Прилипко отмечает, что раньше чаще использовался термин «система пенсионного обеспечения». Сегодня в общественно-политической практике, а также в нормативных актах применяется понятие «пенсионная система». Такое использование новой терминологии не является случайным, оно связано с постепенным формированием смешанной трехуровневой пенсионной системы, которая должна стать основной частью социальной защиты пожилого возраста» [4, 46]. В настоящее время Правительством РФ разработан комплекс мер, который позволяет развиваться пенсионной системе комплексно на трех уровнях. Первый уровень — это пенсия по ОПС, второй — корпоративные пансионные программы и третий — индивидуальные добровольные пенсионные программы. Стратегия развития пенсионной системы в РФ до 2030 года, принятая Правительством РФ, устанавливает определенные целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты к концу указанного периода [2].
Сформированная в России система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.
Учеными в основном предоставляется определение понятия «общеобязательное пенсионное страхование». «Государственное пенсионное страхование» — регламентированные государством экономические отношения субъектов рынка труда (государства, работников и работодателей), предусматривающих компенсацию последствий социальных рисков, которые приводят к полной или частичной утрате заработка для работающих вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — вследствие инвалидности, потери кормильца; для отдельных категорий работающих — по достижению установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности, вследствие чего происходит ухудшение материального положения и связанное с этим изменение социального статуса лиц и членов их семей. По своей экономической сущности общеобязательное пенсионное страхование представляет собой механизм резервирования застрахованными лицами части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью государственных и страховых механизмов управления и контроля: законодательных, финансовых, организационных.
О. В. Насибова для установления и разграничения источников финансирования пенсионных выплат выделяет видовые классификационные признаки пенсий: по экономическим значениям, источникам финансирования в зависимости от страхового случая. Определяет пенсию как «особую форму денежной выплаты гражданам, объединяющий финансово-страховые и социально-трудовые свойства, в виде возмещения утраты трудоспособности и невозможности получения регулярного дохода от общественно-полезной деятельности в результате наступления социального риска» [3, 18].
Таким образом, пенсионная система Российской Федерации включает в себя 3 основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Страховая пенсия —ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.
Литература:
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
- Проект «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» (по состоянию на 24.08.2012) (подготовлен Минтрудом России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosmintrud.ru/ по состоянию на 24.08.2012.
- Насибова О. В. Финансовый механизм пенсионного обеспечения: монография — М.: Москва: Проспект, 2019. — 210 c.
- Прилипко С. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики — М.: Право. 2020. № 2. — 76 c.