Проблема креативности является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Существует множество определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.), однако ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное. Однако креативность чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. В психологии взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы креативности бралась "регрессия, обслуживающая Эго" (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения креативности как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов". И, наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о "сверхрациональности" творчества (Р. Мэй, 1958), а также о креативности как о двуедином "янусовом мышлении" и "гомопространственном мышлении" (А. Ротенберг, 1965) [8]. Существенным является то, что указанные подходы рассматривают креативность как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой креативности является наличие продукта, или решение задачи. В качестве отдельного направления исследований креативной одаренности может быть выделен личностный подход, согласно которому судить о наличии креативного процесса возможно по наличию продукта [3]. Критерии креативности при этом могут быть следующими:
1. Нестандартность. Происходит необоснованное смещение смысла понятий: способность к творчеству отождествляется с нестандартностью, нестандартность - с оригинальностью. Нестандартность - понятие более широкое, чем оригинальность.
2. Осмысленность. Чем больше результат соответствует этому критерию, тем он более креативен.
3. Ценность продукта: продукт должен производить сильное впечатление и быть генерализуемым, экономным, вызывать необратимые изменения в человеческом опыте содержать необычные сенсорные образы или трансформации являться ценимым или используемым социумом или представителями той сферы, в которой он был создан.
Вероятно, именно в повседневной педагогической практике данное явление может быть выделено, подвергаться изучению, т.е. может быть контролируемым. Однако проблема представляется в сложности определения подходов в разработке диагностического инструментария, необходимого для отслеживания процесса и его результатов [2]. Возможно, что этот подход предполагает создание комплексной системы работы, включающей педагогический мониторинг. В связи с этим в рамках личностного подхода исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности одаренных людей, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет. Это связано с тем, что в современных исследованиях одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. Вместе с тем, при рассмотрении креативности как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием креативности мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о креативности как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Если учитывать именно этот (или только этот) аспект креативности, то может быть выделена проблема развития (формирования) креативности [5], [6], [7]. Это связано с тем, что креативность как составляющая интеллекта может быть сформирована в рамках развития интеллектуальных возможностей вообще, поскольку креативность представляется интегральным явлением, включающим в себя характеристики таких психологически составляющих черт личности, как воля, мотивация, творческая активность, характер, темперамент. Подход к креативной одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А.М. Матюшкиным [9], выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты креативной одаренности: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Следовательно, в процессе формирования креативности педагогические усилия могут быть направлены на формирование качеств креативной личности: лидерство, нестандартность мышления, целеустремленность, настойчивость, осознанная свободная дисциплинированность, независимость мышления и суждений, умение сотрудничать в группе и др. При этом в определении подходов к формированию креативности важным является личностный подход, поскольку основными процессуальными характеристиками креативности являются следующие:
креативность развертывается в процессе субъект - субъектного взаимодействия;
креативность всегда в той или иной форме адресована другому человеку.
Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения креативности как реализации собственной индивидуальности, так как человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку [4].
Представляется возможным, что максимальное проявление процессуальных характеристик креативности (т.е. ее межличностный характер и адресованность другому человеку) заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека. А это есть не что иное, как характеристика лидерской одаренности, которая по сравнению с другими видами одаренности имеет особый характер, поскольку:
относится к области межличностных отношений;
заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека.
Проблема лидерства является одной из актуальных проблем современности. Как это ни парадоксально, наиболее стабильной характеристикой жизни является изменение. Человек живет в постоянно изменяющемся обществе. При достаточно низких темпах изменения общество воспринимается как стабильное, условия жизни - как прогнозируемые. При нарастании темпа изменений социальные условия жизни начинают восприниматься как изменчивые и непрогнозируемые (или мало прогнозируемые).
Многочисленные и разнообразные определения лидерства относятся исключительно к процессу межличностного взаимодействия. Лидерство характеризуется прежде всего обращенностью к человеку и имеет самое непосредственное отношение к механизмам человеческих взаимоотношений. Начиная с 1972 г., когда лидерство было включено в международный перечень видов одаренности, оно рассматривается как особого рода одаренность. Лидерская одаренность проявляется в том, что человек, ею обладающий, способен сделать процесс межличностного взаимодействия более целенаправленным, более эффективным и, что не менее важно, вызывающим у участников чувство осмысленности происходящего, причем такое взаимодействие может быть организовано практически в любой предметной деятельности. Лидер помогает выявить и проявить собственную индивидуальность другим людям с помощью своей индивидуальности. Таким образом, развитие психологических предпосылок лидерской одаренности способствует проявлению креативности как личностной характеристики [10].
Исследования креативности рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Кроме того, при изучении, формировании креативности ее следует рассматривать не только как результат, но и как процесс. Ф. Баррон и Д. Харрингтон [8], подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности как о процессе:
1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции.
Данный аспект позволяет определить подходы к выработке критериев формируемой креативной личности именно в процессе, и, самое существенное, направить педагогические усилия на формирование креативности личности в соответствии с этими критериями с точки зрения ее процессуальности, поскольку креативный процесс, независимо от проблемы, на которую он направлен, обязательно включает следующее:
1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.
2. Постоянное переформулирование проблемы.
3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.
4. Использование невербальной модели мышления.
5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.
КРЕАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ: ИХ ЧЕРТЫ И МОТИВЫ
Согласно современным психологическим представлениям [1] креативность есть общая черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт, так что креативные личности содержат в себе одновременно на первый взгляд взаимоисключающие особенности:
1. Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха.
2. В одно и то же время они суровы и наивны.
3. В их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность.
4. У креативных личностей перемежаются представления, фантазии, чувство реальности.
5. Креативные люди проявляют особенности как экстравертов, так и интровертов.
6. Креативные люди скромны и горды одновременно.
7. Они избегают стереотипов в области половых ролей.
8. Они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм.
9. Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе. Также они могут в высшей степени объективно оценивать свой труд.
10. Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли. Но также они очень любят удовольствия.
Своеобразие мотивации креативных личностей, определяется широким кругом их интересов. Они открыты новому опыту и предпочитают новизну. Внутренняя мотивация преобладает над внешней. Кроме того, креативные люди демонстрируют способность к широкой категоризации и идиосинкразии. Креативная личность – особый тип личности. Например, в психологии креативности выделяют особый тип - Т-личность. Она определяется как искатель возбуждения. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение. В этом специфика того, что педагогически креативная личность должна восприниматься вся целиком, во всей ее многогранности, сложности и противоречивости, причем именно по отношению к формируемой креативной личности, учитывая ее природные задатки, речь идет о «великих противоречиях». Это, возможно, может быть определено как существенный «скрытый» деструктивный момент, с которым нередко (а на практике довольно часто!) может сталкиваться педагог. Поэтому при формировании креативности необходимо иметь в виду аспект «деструктивности креативной личности», и педагогические усилия, планирование и направления деятельности педагога обязательно должны проводится с обязательным учетом этого аспекта.
В заключение хочется сказать о том, что кроме научного интереса, креативность представляется еще и важным фактором гуманистического развития человечества в целом. Понимание этого факта заставляет интенсифицировать исследования в данной области и вести пропаганду идеи креативного образа мышления. Так же как измеряется валовой национальный продукт, можно измерять национальный индекс креативности, который будет составлен из музыкальных, литературных и художественных творений, технологических инноваций и научных открытий.
Литература
1. Богоявленская, Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества[Текст]/Д.Б. Богоявленская// Вопросы психологии. - 1999.-№ 2.-С.35-41.
2. Вишнякова, Н.Ф. Рефлексивно- креативный подход к управлению творческим процессом [Текст]/Н.Ф. Вишнякова// Гуманизация образования: Психолого-педагогический международный журнал, N1. - М.,1998. - С.32-38.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: [Учебное пособие для вузов] [Текст]/ В.Н.Дружинин. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 1999.
4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов[Текст]//Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2001.
5. Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: [учебное пособие для вузов] / А. А. Лосева; Научно - внедренческая лаборатория психопедагогики образования. - М. : Трикста : Академический проект, 2004.
6. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учебное пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Традиция : Академический Проект, 2004.
7. Морозов , А. В. Современные подходы к проблеме креативности [Текст] / Морозов А. В.// Морозов А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский . - М., 2004.
8. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. [Текст]/К.А Торшина // Вопросы психологии. – 1995.
9. Щебланова, Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников [Текст] : проблемы, методы, результаты исследований и практики : [учебное пособие] / Е. И. Щебланова ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004 ; Воронеж : МОДЭК, 2004.
10. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. [Текст]/Е.Л. Яковлева// Вопросы психологии. – 1995, № 5. с. 28 – 34.