Сегодня в России, как и в мировом сообществе в целом, происходит осознание того, что в XXI веке положение личности, ее творческий потенциал, материальное и моральное благополучие во многом зависят от развития качества образования. В свою очередь, творческий потенциал личности как таковой влияет на поступательное движение общества к совершенству.
Социально-экономические преобразования в нашей стране поставили задачу формирования прогрессивно мыслящего молодого человека, умеющего критически подходить к существующим технологическим процессам, формам организации труда. Общество как никогда остро ощущает потребность в активных творческих личностях, знакомых с приемами решения нестандартных задач в реальных жизненных ситуациях. Социальное значение данной проблемы состоит в том, что формирование творческих начал в человеке на ранних этапах его развития определяет успешную реализацию мотивов, являющихся побудительными для активизации творчества молодого поколения. Таким образом, одной из задач общеобразовательной школы на сегодняшний день является формирование личности подобного типа, способной быть успешной социально и профессионально. Представляется, что одним из средств реализации данного подхода в воспитательно-образовательном пространстве лицея является создание системы развития креативности школьников как интегративного качества их личности. Для этого необходимо выявить уровень креативогенных показателей, составляющих характеристику креативности как личностного качества. Для этого был проведен опрос, целью которого было выявить основные доминирующие факторы, мотивы, стимулы, приоритетные направления и субъективные причины участия в творческом развитии/саморазвитии старших школьников к творчеству в процессе учебной деятельности. Кроме того, микроисследование предполагало выявление психологических барьеров, препятствующих творческому развитию старшеклассников. Опрос проводился среди старшеклассников, обучающихся в 10 и 11 классах по профилям: «Физико-математический», «Информационно-технологический», «Естественнонаучный», «Гуманитарный». Кроме того, в изучении факторов, способствующих учебно-творческой деятельности. Всего в исследовании приняли участие 52 учащихся 10 классов и 59 учащихся 11 классов (всего 111 старшеклассников). Микроисследование проводилось в апреле месяце 2007 года.
Доминирующим фактором при обучении для подавляющего числа респондентов является возможность развивать собственные способности и заниматься творческой самореализацией (41%).
На втором месте стоит желание приобретения знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы при дальнейшем обучении в вузе (36%). И около 23% всех респондентов главной целью пребывания в учебном заведении назвали получение аттестата (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Таким образом, ведущим мотивом обучения является стремление использовать свой творческий потенциал, приобрести индивидуальный стиль деятельности, хотя достаточно велико количество тех учеников, которые стремятся к приобретению знаний, умений и навыков, получить аттестат. У представителей младшего поколения (10 классы) этот мотив выражен ярче, чем у одиннадцатиклассников. Каковы же мотивы творческой деятельности этих респондентов? Анкетный опрос 111 старшеклассников показал, что основными мотивами их творческой деятельности являются: моральное удовлетворение процессом и результатами творческой деятельности - 19,3%; возможность проявить свои способности - 11,7%; зависть от успехов других людей - 12%; личностное творческое развитие - 11,8%; признание товарищей - 14,8%; значимость творческой деятельности для будущей профессиональной карьеры - 5,3%; желание решить конкретные задачи, связанные с учебой и жизнью коллектива - 3,1%; органическая потребность в творчестве - 8,4%; желание заслужить похвалу педагога - 9,1%; увлеченность творчеством - 3,2%; другие мотивы – 1.3% (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Среди наиболее значимых стимулов для творческого развития респондентами были названы: достижение лично значимых целей в учебной деятельности (23,6%); положительное общественное мнение об ученике, сложившееся в классе (20,3%); одобрение ученика со стороны преподавательского состава за успехи в творческой учебной деятельности (19,1%); достигнутые одноклассниками высокие результаты в творческой деятельности (3%); достижение высоких результатов в учебно-творческой деятельности (2,5%); творческая атмосфера в учебном заведении (5,4%); объявление благодарности (24,2%); влияние критики со стороны друга (подруги) (1,9%) (см. диаграмму 3). В ходе исследования выявлялись наиболее устойчивые системы взаимодействия стимулов и мотивов. Таковыми являются:
«достижение лично значимой цели в учебно-профессиональной деятельности» (как наиболее значимый стимул) образует устойчивые системы взаимодействия с таким стимулом, как «творческая атмосфера в учебном заведении», что способствует активизации мотивации: стремление иметь авторитет среди одноклассников; повышение интереса к совместной творческой деятельности; стремление проявить способности, инициативу, самостоятельность в учебно-творческой деятельности; осознание потребности изменить черты характера, личностные качества и с этой целью выработать в себе целеустремленность;
важнейшей стимул мотивации развития творческого потенциала старшеклассника - «одобрение его со стороны педагогов» взаимодействует со стимулом - «объявление ученику благодарности» и оказывает стимулирующее влияние на всю систему стадиальных процессов творческого развития.
Результаты исследования подтверждают, что один из наиболее значимых стимулов - «влияние положительного общественного мнения об обучающемся, сложившееся в классе» - тесно взаимосвязан со стремлением установить отношения взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки в общении.
В ходе исследования было выявлено, что значимость тех или иных мотивов в ходе обучения для старшеклассников меняется (см. диаграмму 4).
Эти приоритеты зависят от ряда объективных и субъективных причин. Как наиболее существенные причины респондентами в беседах назывались: недооценка (переоценка) своих способностей (17%); степень успешности в обучении (23%); результаты конкретных творческих дел (9%); возможности реализации своих способностей в будущем (28%); отсутствие перспектив в творческой деятельности (23%).
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Таким образом, выяснились два обстоятельства:
1. Мотивы, лежащие в основе творческой деятельности старших школьников, зависят от периода обучения. Обучающиеся на первое место ставят мотивы, связанные не столько с самим творчеством (моральное удовлетворение процессов и результатами труда, органическая потребность в творчестве и т. д.), сколько мотивы, связанные с решением конкретных задач, решение которых поможет поступлению в вуз. Хотя, проведенный опрос показывает, что желание испытать свои творческие силы, признание одноклассников и заинтересованность в поощрении педагогами – мотивы весьма значимые для старших школьников (см. диаграммы 5, 6). Тенденция эта возрастает к концу срока обучения. В процессе обучения мотивы меняются, и к 11 классу ведущим становится мотив «Решение конкретных жизненных, познавательных, подготовительных задач по подготовке к поступлению в вуз». Как мы видим, акценты меняются, и это надо учитывать при организации творческой деятельности старшеклассников, причем как урочной, так и внеурочной.
2. Независимо от профиля обучения, у всех старшеклассников, постоянно
занимающихся творческой деятельностью (участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, школьных и городских туристических слетов, в сборах скаутских отрядов, изобразительной, музыкальной и хореографической деятельностью, участие в олимпиадах, научно-исследовательских работах и выступающих на различного рода научно-исследовательских конференциях разного уровня - хоть и в разной степени, но повышается роль мотивов, связанных непосредственно с самим творчеством, моральной удовлетворенностью собственной успешной деятельностью.
В ходе анкетирования выявлялись также барьеры, мешающие формированию мотивов в развитии творческого потенциала старшеклассников в условиях учебно-творческой деятельности. Среди важнейших барьеров можно назвать: отсутствие взаимопонимания с одноклассниками в процессе учебно-творческой деятельности; влияние отрицательного мнения об обучающемся, сложившееся в классе; отсутствие интереса к изучаемым дисциплинам; излишняя регламентация учебного труда; конфликт с педагогом; низкий уровень базовых знаний.
Был составлен вопросник с заданием проранжировать перечень предложенных барьеров творчества по степени важности для респондента. В пятерку основных помех для творческого развития были названы следующие: 25,9% - отсутствие взаимопонимания с одноклассниками в процессе учебно-творческой деятельности; 21,5% - влияние отрицательного общественного мнения, сложившегося в учебной группе; 20,4% - конфликт с педагогом; 16,2% - излишняя регламентация учебно-творческой деятельности; 16% - необъективность оценки творческого труда (см. диаграмму 7).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что результативность влияния стимулов на мотивацию творческого развития ослабевает под влиянием реально существующих барьеров мотивации творческого развития обучающихся.
Анализируя данные анкетирования можно определить сдерживающее влияние барьеров, снижающих результативность устойчивых систем взаимодействия стимулов в условиях учебно-творческой деятельности. Так, результативность влияния наиболее значимого стимула «положительное общественное мнение, сложившееся об ученике в классе» на мотивацию самоуправления снижается под влиянием следующих барьеров: «отрицательное общественное мнение об ученике, сложившееся в классе», «отсутствие дружбы, взаимопонимания между одноклассниками».
Диаграмма 7
Результативность влияния стимула «одобрение учащегося со стороны учителей за успехи в учебно-творческой деятельности» на мотивацию творческой самореализации учащихся снижается под влиянием барьера «конфликт с педагогом». Следовательно, можно сделать вывод, что знание стимулов, мотивов и барьеров мотивации развития творческого потенциала позволяет педагогу спроецировать творческую учебную деятельность старших школьников, избежать многих конфликтных ситуаций и наиболее желательным образом построить учебную и творческую работу с ними.
Таким образом, педагог играет особую роль в формировании мотивов и снятии барьеров творческого развития учащихся. Эффективность этого процесса обеспечивается личностными и профессиональными качествами педагога, его творческими способностями, умением стимулировать творческое развитие старшеклассника через грамотно организованную творческую учебную деятельность обучающихся. К механизмам данного процесса можно отнести мотивацию самопознания, творческого самоопределения, самоуправления и самоорганизации, творческой самореализации, творческого самосовершенствования, причем каждая из подсистем имеет свою структуру и конкретное содержание.
Достижению основной цели и повышению эффективности содержания программы стимулирования мотивации творческого развития старших школьников способствует четкая последовательность реализации промежуточных целей, охватывающих все стороны учебной деятельности. Для оптимизации соотношения промежуточных и эталонных целей педагогам необходимо уметь предвидеть перспективу стимулирования мотивации творческого развития обучающихся.
Содержание процесса формирования мотивов развития творческого потенциала обучающихся в условиях учебной деятельности представляет два компонента управленческой функции педагога:
1. Формирование у обучающихся потребностей, способствующих побуждению к активной творческой деятельности.
2. Создание условий, ослабляющих и устраняющих действие
барьеров, мешающих удовлетворению потребности в творческом развитии.
Кроме того, одним из важнейших принципов стимулирования творческой эффективности является работа на пределе своих возможностей. Нужно программировать достаточно высокие исходные данные. Творческие задания должны быть посильными, но не легкими. Легкость задачи убивает активность, непосильность рождает неверие в свои силы. Успешной реализации означенных принципов способствуют следующие правила: изучать мотивацию творческого развития на основе выявления наиболее значимых мотивов; диагностировать уровень сформированности мотивации творческого развития; выбор средств, приемов и форм стимулирования проводить с учетом выявленных особенностей формирования мотивационной сферы; своевременно выявлять результаты функционально-управленческих, процессуально-технологических стимулов, воздействующих на мотивационную сферу личности; осуществлять проектирование и реализацию программы стимулирования на основе анализа динамики изменений мотивационной сферы, происходящих в процессе творческой учебной деятельности и творческом развитии обучающихся; стимулирование мотивации творческого развития должно осуществляться в направлении развития способностей самопознания, самоопределения, самоуправления, творческой самореализации, творческого самосовершенствования; программа стимулирования мотивов творческого развития должна реализовываться в благоприятной творческой атмосфере, в условиях сотрудничества и сотворчества; необходимо опираться на умения школьников самостоятельно планировать учебную деятельность, помогать проектировать и реализовать творческие замыслы.
Основными методическими приемами, стимулирующими творчество старшеклассников в период учебной деятельности, являются:
1. Осознание обучающимися социального и практического значения
деятельности, направленной на решение существующих в образовательной сфере проблем (если даже это происходит в учебном игровом режиме).
2. Необходимость использовать наиболее рациональные дидактические приемы, что формирует устойчивое и активное стремление, как к совершенствованию собственной учебной деятельности, так и личностно-мотивационной сферы вообще.
3. Активизация теоретических занятий старших школьников.
Предлагая ученикам задания с неполными или избыточными данными, педагог побуждает их консультироваться у преподавателей специальных предметов, обращаться к учебникам и к справочной литературе. Это приучает правильно сочетать теорию с практикой, в зависимости от конкретных проблем и условий.
4. Приобщение старшеклассников к научному творчеству в совместной, коллективной работе, как с одноклассниками, так и со старшими товарищами, над созданием новых оригинальных проектов в научно-
культурной сфере.
5. Привлечение старшеклассников к самостоятельной разработке исследовательских проектов. Использование данного метода требует значительной подготовки учеников и большой предварительной работы педагогов с ними. В рамках заключительного этапа обучения подобная самостоятельная работа должна стать обязательным требованием для допуска к итоговой аттестации.
6. Использование личного опыта общения старших школьников с новаторами в профессиональной сфере для выполнения особо сложных проектных заданий. Личное знакомство учащихся с опытом наиболее интересных людей стимулирует их творческую активность, вызывает желание испытать собственные силы в решении проблем, работе над созданием новых, оригинальных проектов.
Для развития креативных способностей личности старшеклассников большое значение имеет характер учебных заданий, творческую мысль вызывают лишь те задания, которые оставляют некоторые вопросы открытыми для самостоятельного решения. Задания должны разрабатываться с учетом уровня подготовки ученика, то есть исходные данные сокращаются с увеличением знаний и умений. Постепенно сокращая количество готовых данных, педагоги подводят обучающихся, по сути дела, к «изобретательству» на завершающем этапе обучения.