Каждый из нас в детстве мечтал иметь волшебную палочку, которая сможет творить чудеса… Мы мечтали, фантазировали, выдумывали… Мир казался ярким, красочным, полным чудес…. Как часто мы слышали от родителей «Когда ты повзрослеешь?» , «Перестань витать в облаках», «Хватит выдумывать», … Становясь взрослым, человек перестает фантазировать, действуя рационально, руководствуясь опытом и знаниями, отодвигая на второй план воображение, чувственное восприятие, творчество, считая это не важным, а порой даже опасным. Как легко взрослый человек следует шаблонам, планам, графикам, забывая о пользе фантазии, юмора, творчества.
А, ведь в современных условиях творческая личность становится все более востребованной обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен легко адаптироваться в современной жизни, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, находить нестандартные, новые пути решения возникающих проблем. На данный момент, чтобы реализовать себя профессионально и личностно необходимо не просто обладать опытом, знаниями, качественным образованием, необходимо быть разносторонним, неординарным, активным, творческим человеком, чему, к сожалению, учат не во всех современных школах. Как же помочь современному ученику найти себя, развить свой творческий потенциала, реализовать огромный пласт неактуализированных сил и качеств и найти им достойное применение? Ища ответ на этот вопрос, мы обратились к современной системе дополнительного образования, активное развитие которой мы наблюдаем в последнее время. В силу объективных причин наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала возможно создать именно на базе учреждений дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательно-развивающая среда.
Одним из путей реализации поставленной цели является создание программы развития творческого потенциала «Истоки творчества», которая предназначена для организации системной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися младшего школьного возраста с целью развития их творческих возможностей. Основываясь на теоретических разработках нашего диссертационного исследования, мы определили основные направления работы по развитию творческого потенциала младшего школьника в учреждение дополнительного образования:
- обогащение и расширение понятийного аппарата младшего школьника по проблеме творчества, осуществления творческой деятельности;
- развитие психических процессов, творческого мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы, а так же когнитивно-процессуального компонентов творческого потенциала.
- организация учебно-воспитательного процесса направленного на творческое самоопределение и самовыражение в процессе осуществления творческой деятельности;
- осуществление взаимодействия трех субъектов творческой деятельности: учащихся, родителей и педагогов;
- знакомство учащихся с кружковой работой творческой направленности внутри учреждения дополнительного образования; обеспечение взаимодействия и преемственности данных кружков и групп;
Основываясь на описанных выше направлениях работы, нами было выделено 3 основных модуля программы «Истоки творчества»: адаптационный, развивающий, модуль самовыражения и вспомогательный модуль. Каждый модуль имеет отдельно сгруппированные блоки, направленные на решение определенных задач.
На первом этапе реализации программы была осуществлена подготовка кабинета для проведения занятий. Задачами данной работы стало: создать атмосферу уюта, комфорта; заинтересовать учащихся. Основные направления: - расстановка мебели и наполнение кабинета; - создание методического уголка; - создание «Уголка творчества»
Остановимся более подробно на новом элементе организации образовательного пространства - «Уголок творчества». Основное назначение данного пространства представлено в таблице 1.
Таблица 1
Цель |
Название сферы |
Назначение и способ применения |
Выявление интересов и склонностей детей |
«Хочу все знать» |
Магнитная доска, на которой можно оставить свои вопросы, рассказать о своих интересах. |
Осуществление рефлексивной деятельности |
«Книга отзывов и предложений» |
Где воспитанникам предлагается поделиться своим мнением о занятиях, высказать предложения, пожелания. |
Предоставление возможности для самовыражения |
«Наше творчество» |
Доска и стол, где вывешиваются и выставляются творческие работы воспитанников. |
Задачами адаптационного модуля стало: познакомить учащихся с целями и задачами курса, вызвать интерес и желание заниматься творческой деятельностью; познакомить участников группы, начать работу по сплочению творческого коллектива; провести работу по снятию барьеров, препятствующих творческим проявлениям внутри группы; создать положительную творческую атмосферу. Основываясь на выше перечисленных задачах, нами была разработана серия занятий адаптационного модуля, содержание которого представлено в таблице 2.
Таблица 2
Теоретическое и практическое содержание адаптационного модуля программы «Истоки творчества»
Тема занятия |
Цели |
Творческие задания |
Я и ты познакомимся? |
- знакомство участников группы - ознакомление учащихся с целями и задачами курса |
- задание на установление контакта внутри группы «Паутинка» - развитие взаимодействия внутри группы («Что важно для меня?») - представление себя (Мой смешной портрет») - коллективная творческая работа («Портрет нашей группы) |
Атрибутика нашей группы |
- работа по организации творческого коллектива; - создание творческой атмосферы доверия, уважения, принятия.
|
- метод мозгового штурма («Имя нашей группы») - придумать «Смешное приветствие нашей группы» - поиск общего между участниками группы («Все мы чем-то похожи») |
Атрибутика нашей группы (2 занятие) |
- установление контакта между участниками группы; - сплочение творческого коллектива |
- метод мозгового штурма («Правила нашей группы») - установление индивидуальных отличий участников группы («Цветок качеств») |
Коллективное творческое дело – «Наша группа» |
- создание образа группы
|
Создать единый образ группы «Созвездие»: название, приветствие, общие черты и индивидуальные отличия участников группы, портреты. |
Второй модуль программы развития творческого потенциала рассчитан на 30 часов и решает следующие задачи: расширение понятийного аппарата по проблеме творчества, приемов и методов осуществления творческой деятельности; развитие психических процессов, творческого мышления и воображения; развитие эмоционально-волевой сферы: развитие эмоционально-положительного отношения, умения контролировать свои эмоции, выражать и распознавать свои чувства, учить сопереживать, развивать уверенность в себе.
Под расширением понятийного аппарата мы понимаем передачу младшим школьникам понятий, отражающих сущность творчества и доступных для их усвоения; знакомство с основными законами осуществления творческой деятельности; передачу общих представлений о видах творчества и некоторых творческих профессий, а так ознакомление с методами и приемами осуществления творческой деятельности.
Мы не требуем от учащихся научного определения введенных понятий. Важно научить младших школьников видеть, узнавать творческие понятия, уметь их анализировать, уметь объяснять их с помощью примеров, аналогий, описаний, признаков, применять на практике. Для решения задачи по формированию понятийного аппарата по проблеме творчества и осуществления творческой деятельности была проведена работа по составлению «Творческого словарика», где дети записывали понятия и определения курса «Истоки творчества».
Усвоение понятий по проблеме творчества должно осуществляться младшими школьниками на уровне их способностей. Чем выше уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, тем более развита способность к восприятию и осмыслению новых понятий.
Соответственно второй задачи развивающего модуля стало развитие психических процессов, творческого мышления и воображения, которое осуществлялось нами по средствам: включение специально отобранных упражнений, творческих заданий; ознакомление учащихся с приемами развития психических процессов, творческого мышления и воображения.
Третьим направлением нашей работы в рамках развивающего модуля стало развитие эмоционально-волевой сферы. Основными задачами нашей работы в данном направлении стало: познакомить детей с основными эмоциями человека, помогающими и мешающими творческому проявлению; способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.); способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); научить учащихся приемам преодоления отрицательных эмоций. Для решения данных задач, нами была разработана серия занятий под общим названием «Развиваем сензитивность», которая включила следующие темы: «Такие разные эмоции», «Эмоции: робость, страх, гнев», «Положительные эмоции», «Как победить отрицательные эмоции», «Я хозяин своего настроения». Для планомерного решения поставленных задач мы использовали следующие методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные и подвижные игры; рисование эмоций, практическая работа «Прогноз погоды на настроение», организация мини-выставки, тренинг релаксации. Подробно с тематикой и примерными творческими заданиями вы можете познакомиться в таблице 3.
Таблица 3
«Теоретическое и практическое содержание Развивающего модуля программы «Истоки творчества»».
БЛОК |
Тема урока |
Теоретические знания |
Творческие задания |
Разберемся в предмете
|
Что такое творчество? |
понятие «творчество», «оригинальный»; уникальность человека, понятие «творческое задание» |
- «На кого похож этот человек», «Если бы я …» - Придумать варианты использования старой газеты. Придумать творческое задание для учащихся группы.
|
Творческая личность кто это? |
Понятие «творческая личность», качества творческой личности |
Игра «Фэнтази-Лэнд». Путешествую по островкам, учащиеся узнают какие качества присущи творческому человеку. |
|
Творческая деятельность, ее особенности |
Понятие «творческая деятельность», закономерности творческой деятельности |
- Как можно применить данные предметы?; - Что общего между?
|
|
Развиваем сенситивность
|
Такие разные эмоции |
Понятие «эмоции», отрицательные и положительные эмоции, степень их влияния на творческий процесс, понятие «настроение» |
Опишите злость/ доброту/ лень/ Нарисуйте свое настроение |
Эмоции: робость, страх, гнев |
Понятие «отрицательные эмоции», признаки и внешние проявления таких эмоций как «робость», «гнев», «страх». |
Игра «Без ложной скромности», «Мой самый страшный страх», составление прогноза погод нашего настроения |
|
Положительные эмоции: |
Понятие «положительные эмоции». Способность управлять своими эмоциями. Признаки и внешние проявления таких эмоций как «радость», «удовлетворение».
|
Какого цвета радость, Прием «позитивная формулировка», Изготовление маски/рамки настроения (позитивного). |
|
Как победить отрицательные эмоции? |
Понятие «мимика». Приемы и способы преодоления отрицательных эмоций. |
Сочиняем анекдоты, Придумай чем закончиться история. упражнение: «даже если…, в любом случаи» |
|
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Я хозяин своего настроения» |
Промежуточный контроль усвоенного материала |
«Слушаем себя», Игра «Покажи настроение», Придумать как можно больше вариантов как поднять настроение себе/другу/маме? |
Развиваем психические процессы |
Мои чувства |
Понятие «органы чувств» «осязание, «обоняние", «зрение», «слух», развитие эмпатии |
Что будет, если способности нашего зрения увеличатся в 100 раз? / слуха? Упражнение «Изобрази звук». Подобрать материал о возможностях животных. Придумать приспособления для улучшения функций органов чувств. |
Развитие ощущения и восприятия |
Понятие «ощущение», «канал восприятия», выполнение упражнений на тренировку каналов восприятия. Краткосрочный проект «Рекорды братьев наших меньшие» |
«Отгадай по запаху», «Отгадай по звуку», Придумать упражнения на тренировку каналов восприятия/ провести их в группе. Представление мини-докладов по теме проекта «Братья наши меньшие» (рис., среда обитания, отличительные особенности животного) |
|
Развиваем внимание (2 часа) |
Понятие «внимание», качества внимательного человека, выполнение упражнений на тренировку внимания. |
«Выполни приказ», «Зеркало», «Знаешь ли ты?» Придумать свой перечень вопросов на тренировку внимания. |
|
Развиваем память (2 часа) |
Понятие «память», возможности человеческого мозга, выполнение упражнений на тренировку памяти. Приемы и способы усовершенствовать работу своей памяти. |
Составляем рассказ друг за другом, «Как быстрее запомнить правило?» Сочини мини-сказку по одному из школьных правил. |
|
Человеческое мышление: возможности и перспективы |
Понятие «мышление», творческое мышление, признаки творческого мышления, понятие «творческая задача» |
Придумайте 3-5 различный вариантов описания того, что изображено на рисунке. Что произойдет, если увеличить /уменьшить…? Назовите 5 видов товаров в магазине: - "Все для двоечников", - "Все для прогульщиков", - "Все для отличников". |
|
Анализируем, сравниваем, классифицируем |
Понятие «логика», приемы логического мышления, выполнение упражнений на тренировку логического мышления. |
Что общего между…. Найди 10 отличий...Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ. |
|
Развиваем творческое мышление и воображение |
Креативно решаем проблемы и задачи (2 часа) |
Понятие «креатив», «функция», особенности функционального мышления, приемы функционального мышления, выполнение упражнений на тренировку функционального мышления.
|
Назовите главные функции предметов: корабль, мышеловка, скворечник, библиотека и т.д. зачем могли бы быть изобретены такие предметы: поднималка, возилка, гревалка. Придумать новое применение предметам: - пустой консервной банке, - дырявому носку, - лопнувшему воздушному шарику, - перегоревшей лампочке, - пустому стержню от ручки. |
приемы диалектического мышления «Хорошо-плохо», «Что будет если….»
|
Перед вами - картины. Изобразите, как развивались события, спустя 3 минуты. Картины: - "Бурлаки на Волге", "Охотники на привале", - "Три богатыря". Что будет если под кран с водой поставить ведро? Что хорошего/ плохого в том, что ты получил двойку? В доме есть лифт? Игра «Я оптимист» - ходит в школу нужно потому что…
|
||
|
Творим все вместе (2 часа) |
Понятие «мозговой штурм», приемы генерирования идей, совместное творческое дело. |
Игра «Неожиданная картина». Надо размешать сахар в стакане с очень горячей водой. Ложки нет. Что делать? Как можно поприветствовать человека?
|
Интересный мир вопросов (2 часа) |
Понятие «Проект», технология выполнения проекта, признаки и цели проекта. Подготовка проекта «Новый год – 2008» . Форма групповая. |
Определение целей, задач предстоящего проекта, направления работы, формы представления результатов, распределение заданий. Начать подбор материалов по теме проекта «Новый год 2008». |
|
|
Понятие «вопрос», виды вопросов, законы правильной постановки
вопроса. Составление книги «Почемучек» |
Игра да-нет, «Черный ящик», Составь вопросы различных вариантов для своих одногруппников. |
|
Развиваем творческое мышление и воображение |
Развиваем воображение (3 часа) |
Понятие «воображение», «фантастика», приемы фантазирования «Уменьшить/увеличить», «добавление фантастического свойства», «фантастическое объединение» |
Изобразить (зрителям угадать): - утюг, - будильник, - чайник, - телефон, - кофемолку. что произойдет, если волшебник увеличит каждого из нас в 10 раз? предложите свои примеры неожиданных сочетаний различных качеств реальных существ, нарисуйте их и дайте им названия. |
|
Индивидуальный проект «Нереальное животное» - описание и рисунок. Продолжение знакомства с приемами фантазирования: «прием ассоциаций», «метод Л.Н.Толстого», «морфологический ящик» |
Представьте, что вы пришли из прошлого, как вы опишите телефон, машину? Задание на отработку прием ассоциаций: дерево – светофор. Знакомство с приемом «Волшебный ящик» - какие животные получились, как мы их назовем, где они будут жить. Нарисовать животное или растение, которого никогда не существовало, и дать ему название, сочинить историю его появления
|
|
|
Подведение итогов проекта «Воображаемое животное», составление книги «Наши фантазии». |
Придумать название книги, представить проект «Воображаемое животное» |
|
|
Импровизируем (3 часа) |
Понятие «импровизация», профессией актер, выполнение упражнений на умение управлять своим телом, голосом
|
Изобразите походку человека: - хорошо пообедавшего, - у которого жмут ботинки, - неудачно пнувшего кирпич. Придумать мини-сценку : "Я опять получил двойку", - "Мне купили футбольный мяч", - "Я разбил мамину любимую вазу", - "Я потерял ключ от квартиры". Принести стул: - - без помощи рук, - как будто это таз с водой, - словно вы идете по минному полю.
|
|
Атрибутика театра: костюмы, сцена, декорации. Изготовление костюмов и декораций для сказки. Разработка и подготовка мини-спектакля |
Опишите костюм: - рабочий - Бабе Яге, - парадно-выходной - Ивану-дурачку, - домашний Змею-Горынычу, - спортивный - Кощею Бессмертному, - зимний - Водяному. Придумайте головной убор для: - Винни Пуха, - Пятачка, - Совы, - Распределение ролей в предстоящем мини-спектакле. Подготовка к спектаклю.
|
|
|
Постановка мини-спектакля |
Постановка мини-спектакля (открытый урок) |
|
|
При реализации третьего модуля нашей программы – модуля Самовыражения, мы ставили следующие задачи: обеспечить условия для творческого самовыражения и самоопределения младшего школьника в различных видах творческой деятельности; обеспечить взаимодействие учащихся, родителей с секциями и кружками учреждения дополнительного образования творческой направленности.
Нами были выбрали те виды творческой деятельности человека, которые наиболее доступны младшему школьнику в силу возрастного развития: художественное, прикладное, литературное, музыкальное, научное. На модуль Самовыражения мы отвели 36 часов и включили разделы соответствующие перечисленным выше видам творчества: «Мы- художники», «Мы- мастера», «Мы – музыканты и певцы», «Мы - писатели», «Мы – ученые».
Наиболее интересными для младших школьников оказались занятия, которые строились с использованием метода проектов. Включаясь в реальную исследовательскую деятельность, они овладевали новыми знаниями; творческими, исследовательскими умениями и навыками; способностью видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, обучаться самостоятельно; умению проявлять инициативу, сотрудничать и работать в коллективе; логически мыслить, что, безусловно, способствовало развитию их творческого потенциала. Подробно с тематикой и примерными творческими заданиями данного модуля можно познакомиться в таблице 4.
Вспомогательный модуль программы развития творческого потенциала младшего школьника «Истоки творчества» ориентирован на приобщение родителей к активному участию в учебно-развивающем процессе. Нами были выбраны следующие формы работы с родителями в рамках вспомогательного модуля нашей программы: проведение родительских собраний, консультации «ситуативного характера», совместные занятия с родителями, организация открытых занятий и мини-выставок; приобщение родителей к выпуску и изготовлению дидактического материала, к пополнению «Уголка творчества»; совместные поездки воспитательно-образовательного характера.
Вторым важным направлением работы в рамках вспомогательного модуля программы «Истоки творчества» стало обеспечение преемственности, взаимодействия учащихся группы «Истоки творчества» и кружков, групп для учащихся младшего школьного возраста учреждения дополнительного образования. Данное направление реализовывалось по средствам: проведения совместных занятий с педагогами кружков творческой направленности учреждения дополнительного образования, приглашения наших учащихся на открытые уроки различных творческих студий; целенаправленное знакомство родителей с группами и кружками, организованными для детей младшего школьного возраста на базе конкретного учреждения дополнительного образования. На заключительном занятии родителям были выданы рекомендации с указанием творческой направленности и возможных путей дальнейшего творческого развития их детей, а так же расписанием занятий творческих коллективов нашего Центра.
Данная программа реализовывалась нами на базе учреждения дополнительного образования г.Москвы и показала положительные результаты.
Таблица 4
«Теоретическое и практическое содержание модуля Самовыражение программы «Истоки творчества»»
Раздел |
Тема урока |
Теоретические знания |
Практические творческие задания |
Форма проведения |
|
Введение в раздел |
Виды творчества |
Дать понятие «виды творчества», «творческие профессии». |
|
|
|
Мы - ученые |
Научное творчество
Учимся писать доклад (2 часа) |
Научное творчество, ученый – кто это? Всемирные открытия, которые изменили мир. Знаменитые ученые |
Отбор темы, составление плана, структуры будущего доклада.
Подготовка докладов «Знаменитые ученые и их открытия» |
Групп |
|
Особенности научного доклада, его подготовка, сбор информации, планирование содержания |
Инд/ парная
|
|
|||
|
Научная конференция «История Москвы» (4 часа) |
Понятия: «Тема», «гипотеза», «цель», «задача» |
Определение темы, Поиск гипотезы и противоречий Выделение целей и задач исследования Подготовка своего выступления |
Групп |
|
|
Подготовка к научной конференции: разработка и подготовка доклада по истории Москвы
|
Подготовка к научной конференции «История Москвы» |
Групп/инд |
|
|
Проведение научной конференции
|
открытый урок |
Колл |
|
||
Мы - художники |
Что такое искусство? |
Понятие «искусство», виды и жанры искусства, |
|
|
|
Виды художественного творчества (2 часа) |
Понятие «архитектура», «живопись», «картина», «скульптура»
|
Лепим настроение / Мини-проект «Домик сказочного героя» |
Инд./ групп. |
|
|
Оформление картинной галереи (2 часа) |
Понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж».
|
Оформление картинной галереи |
Инд./ Колл |
|
|
Мы - мастера
|
Виды прикладного творчества |
Понятие «мастер», «ремесло». Нестандартные материала для изготовления поделки. |
Изготовление поделки для «Уголка творчества». |
Инд/ Гр. |
|
Мы - музыканты |
Музыкальное творчество. Великие музыканты (2 час) |
Понятия «музыка», настроение музыки, великие музыканты, музыкальные инструменты: духовые, струйные, клавишные. |
Проект «Музыкальный мир» |
Групп. |
|
Мы - писатели |
Вводное занятие |
Понятие «язык, «речь», направления литературного творчества. |
|
|
|
Магия слова (2 часа) |
Игры со словами.
|
Составление ребусов, кроссвордов Проект «Сборник ГОЛОВОЛОМКИ». |
Кол. / инд |
|
|
|
Устное народное творчество |
Понятие «пословица», «поговорка», историческая справка о становлении устного народного творчества, сказки, былины, присказки. |
Исследовательская работа «Мир пословиц и поговорок» |
Инд/ групп |
|
|
В мире сказки (3 часа) |
Понятие «сказка», признаки сказки, составляющие сказки, сказочные приемы.
|
Сочиняем сказку. Коллективное творческое дело: «Книга сказок»
|
Инд/ Кол. |
|
Мастерская письма |
Понятие «мастерская» |
Проведение занятия «Мастерская письма» |
Инд. |
||
Мы - поэты |
Рифма. Учимся писать стихи (2 часа) |
Понятие «рифма», составление рифмы, размер стиха
|
Игра: «Конкурс стихов» |
Инд. |
|
Мы – журналисты» |
Профессия - журналист (3 часа) |
Понятие «журналист», инструменты журналиста. Газета, журнал – оформление. Как писать статью? Части статьи. Заголовок статьи
|
Проект «Наш журнал» |
Колл |
|
Тележурналист (2 часа) |
Понятие «интервью», «телепередача»
|
Коллективное творческое дело – «Инсценировка телепередачи» |
Групп |
||
ИТОГОВОЕ занятие по курсу |
«Мы волшебники» |
Открытое занятие для родителей и учащихся. Цель которого, подвести итоги года, продемонстрировать достижения учащихся. |