Развитие английской христианской проповеди | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Статья просмотрена: 941 раз

Библиографическое описание:

Ивойлова, Н. Ю. Развитие английской христианской проповеди / Н. Ю. Ивойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 121-125. — URL: https://moluch.ru/archive/4/302/ (дата обращения: 19.12.2024).

            Церковно-религиозная сфера использования языка в последние годы все чаще становится предметом исследований, ведется изучение функционирующих в этой сфере жанров. Одним из ключевых жанров религиозной коммуникации является проповедь. Данная статья представляет собой краткий очерк становления и развития английской проповеди в VII – XVIII веках.

            Христианская проповедь – публичная речь священнослужителя (проповедника) в храме, обращенная к прихожанам и имеющая целью поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Учение о проповеди составляет предмет особой богословской науки – гомилетики. Главные вопросы в этом учении – о существе и природе проповеди, а также об отношении церковного проповедничества к правилам светской риторики. Церковное учение о проповеди находит, что по внутреннему существу она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства: главная сила, рождающая проповедь, есть благодать, даруемая в таинстве священства. Поэтому по канонам католической и православной церкви право литургийной проповеди имеют только епископы и пресвитеры (священники), при этом они должны иметь на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник) [3, с. 401].

            В древней церкви стремление к независимости от античного ораторского искусства доходило до того, что языческих ораторов и риторов по профессии допускали к крещению лишь после отречения от своей профессии. Тем не менее, двумя основами церковного красноречия являются традиции классическая и иудейская. Восточные черты характеризовали древнейшие разновидности проповеди, которые описаны в книге Деяний апостолов и в Первом послании к Коринфянам. Их выделяли три, в зависимости от степени присутствия в проповеднике Духа Божия: глоссолалия – когда человек начинает говорить на языке, прежде ему неведомом, находится в состоянии экстаза, речь часто нестройна и нуждается в истолковании; профетия – пророчество как таковое; дидаскалия – произносилась под управлением разума, содержала рассуждения и доказательства. Именно последняя дала начало основным видам христианской проповеди, хотя и глоссолалию с профетией нельзя считать полностью утраченными [3, с. 402].

            Проповедь в большинстве случаев является органической частью богослужения, а в протестантизме это главный момент богослужения, в то время как прочие составляющие (пение псалмов, молитва и др.) призваны лишь сопровождать и усиливать действие проповеди [1, с. 6]. В протестантизме допускается и даже рекомендуется использовать в роли проповедников мирян. В США наиболее талантливые протестантские проповедники, выступающие с проповедями по телевидению, пользуются популярностью наравне со звездами эстрады и политиками. В содержании современной протестантской проповеди все большее место занимает социально-нравственная и экологическая проблематика.

            С точки зрения содержания и композиции, проповедь является более свободным религиозным жанром, чем, например, молитва. Проповеди могут быть панегирические, назидательные, апологетические и др. Специфической особенностью проповеди является воздействие не столько на разум, сколько на эмоции, инстинкты, т.е. внелогическое убеждение. Этим определяется набор художественных средств, который сохраняется на протяжении всей истории христианской проповеди: всевозможные разновидности повтора, антитеза, сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и пр. Нередко встречается обращение к лицу или образу, вызвавшему в проповеднике чувство восторга, благоговения или негодования, гнева. Речь часто музыкальна – в некоторых местах можно проследить не только ритм, но и рифму. Распространены восклицания. Повествовательный тон речи переходит в песнопение, акафист, церковный гимн.

            В английском языке сосуществуют два слова, переводимые на русский язык как «проповедь» - это homily и sermon. Sermon – это проповедь, произносимая непосредственно с кафедры, с телеэкрана, она составлена самим проповедником, позаимствована им из какого-либо источника, иногда представляет собой неподготовленную импровизацию. Homily – это, как правило, письменный текст, предназначенный для прочтения, обдумывания, а также призванный помочь священнику в составлении проповеди, хотя исторически такие тексты часто употреблялись и в качестве sermons.

            Проповедь приходит на территорию Британии вместе с христианством, т.е. примерно в VI в. н.э., причем ее можно назвать главным инструментом, орудием христианизации. Церковная служба проводилась на латинском языке, и проповедь как часть службы также звучала на латыни, но главное место в обращении язычников, наставлении новообращенных и разъяснении догматов веры принадлежало проповеди на родном языке [6].

            Из древнеанглийского периода известно не так много имен авторов проповедей. В основном, это люди, прославившиеся какой-либо иной деятельностью. Так, Беда Достопочтенный (673 - 735) писал на латыни проповеди, отличающиеся простым, лаконичным стилем – как и все, написанное этим самым выдающимся представителем англо-латинской литературы древнеанглийского периода.

            Одним из наиболее известных ранних представителей английского церковного красноречия является Св. Альдгельм (ок. 639 - 709). Он писал много и стихами, и прозой, пользовался необыкновенной популярностью в Британии, особенно в Шотландии и Ирландии. Сохранилась его проповедь, прославляющая девство, в прозаической и стихотворной обработке. Последняя имеет форму двойного акростиха, т.е. начальные буквы каждой строки складываются в стихотворение, конечные буквы строк образуют то же самое стихотворение снизу вверх.

            Алкуин (735 – 804), известный больше благодаря своей педагогической деятельности, также писал проповеди. В Англии его лучшим произведением считается труд «О вере в Святую Троицу».

            X век в Англии ознаменовался подъемом религиозного духа. Это было связано с распространением реформированного бенедиктинского правила, ужесточавшего монастырский устав, но в свободное время вручавшего каждому монаху грифель и доску, т.е. способствовавшего распространению грамотности, литературы. Конец древнеанглийского периода – это время, когда творили два выдающихся проповедника – Вульфстан и Эльфрик. Примечательно, что свои сочинения они писали на родном языке.

            Эльфрик (ок. 955 – 1010) создал несколько циклов проповедей (homilies), имевшие разное предназначение. “Catholic Homilies” – цикл из 40 проповедей, содержащих в основном перевод и толкование работ Григория Великого, Беды Достопочтенного, Алкуина. Один из циклов посвящен житиям святых, предназначен для прочтения в дни памяти святых. Исследователи называют Эльфрика первым поэтом в английской прозе, так как в его стиле много черт древнеанглийской эпической поэзии, таких как любовь к аллитерации, употребление синонимичных слов и параллельных конструкций.

            Вульфстан (ум. 1023), епископ Лондонский и Йоркский, был дружен с Эльфриком. Его проповеди отличались эмоциональным накалом, неподдельной страстностью. Шедевром Вульфстана стала написанная в 1014 году проповедь Sermo Lupi ad Angles (Sermon to the English), в которой он описывал бедствия английского народа (набеги датчан), посланные ему Богом за грехи, и предрекал новые, еще более ужасные несчастья.

            В период между 950 годом и нормандским завоеванием появилось большое количество проповедей, авторы которых неизвестны. 19 из них объединены в сборник, известный как Blickling Homilies. Тематика включенных в него проповедей различна, но все они характеризуются напряженным ожиданием конца света; в каждой проповеди – страх перед ужасами Судного дня, описание мучений, ждущих грешников, отчаянный призыв вести праведную жизнь, чтобы избежать мук ада.

            Другой сборник этого же периода, известный как Vercelli Book, включает 23 проповеди. Практически все они посвящены теме искупления людских грехов жертвой Иисуса Христа. «Sic transit» (все проходит) – звучит в каждой проповеди прямо или иносказательно.

            Нормандское завоевание не прервало английскую проповедническую традицию. Сохранилось немало проповедей XI-XII вв., написанных большей частью на южных диалектах и напрямую продолжающих более ранние традиции. Их стиль прост и незамысловат, лишен как изысканных фигур речи, так и намеренной занимательности. Меняется тематика проповеди: появляются темы противопоставления души и тела, спасения души за монастырскими стенами, но главной темой становится прославление Девы Марии. В то время необычайной популярностью пользовались легенды о святых, что породило особый вид проповеди, предназначавшийся для дня памяти святого. В такой проповеди фактическая биография святого переплеталась с легендами и нравоучительными комментариями. Сразу после нормандского завоевания английские христиане «получили» более ста новых святых. Такие проповеди появлялись и на французском, и на латыни, но лучшие из сохранившихся написаны по-английски.

            Проповедь часто посвящалась какому-либо положительному или отрицательному моральному качеству, обличала испорченность общества в целом. Нередко в ее основе лежала аллегория, что непривычно для нас, но средневековым слушателем или читателем воспринималась естественно. Среди сохранившихся сборников проповедей XII-XIII вв. – Bodley Homilies, Lambeth Homilies, Trinity College Homilies, Kentish Sermons, The Ormulum (в стихах) – это проповеди общего, нежитийного типа. Их структура примерно одинакова. Вначале вводится тема, вспоминается соответствующее место из Библии; затем – изложение, толкование темы, с использованием аллегории или без таковой; в конце – нравоучительные выводы и заключение.

            Проповеди житийного типа составляют сборники South-East Legendary и North English Legendary (конец XIII в.), которые вместе насчитывают около 150 текстов.

            В начале XIII века в Англии появляются проповедники нового типа – странствующие монахи, францисканцы и доминиканцы, позднее к ним присоединились августинцы и кармелиты. Они принесли новый стиль проповеди – более доступный и понятный для всех. Их простой и безыскусственный язык находил горячий отклик у народа, их проповеди завоевали большую популярность. Это вызывало недовольство других монахов и приходских священников, немалую роль здесь играли и материальные соображения – уменьшились пожертвования. Одновременно в самой церкви проводились реформы, ставившие целью поднять уровень образованности как священников, так и прихожан. Епископы обнаружили, что средний приходской священник не имеет достаточно знаний, а также литературы, чтобы написать хорошую проповедь. Поэтому была поставлена задача дать ему как можно больше материала – образцовых проповедей, легенд, нравоучительных историй. При этом священников призывали писать простым, понятным слогом. Появление первых рукописных книг об искусстве проповеди – artes praedicandi – свидетельствует о новом уровне развития этого жанра.

             Постепенное вытеснение латыни как языка проповеди не означало прекращения развития англо-латинской литературы. Для большей занимательности священники охотно использовали переведенные латинские басни и рассказы о животных. Особой популярностью пользовался сборник начала XIII века, составленный Одо из Шеритона. Странствующие монахи-проповедники не стеснялись использовать в проповеди любую историю, басню, шутку, случай из жизни, анекдот – лишь бы завладеть вниманием публики и как-то подвести это под тему проповеди. Они собирали такие материалы, называемые exempla, и записывали их на латыни, а с XV – на английском. В сборнике под названием A Book of Exempla for Preachers (1270 г.) рассказывается об обычаях и предрассудках, которые странствующие братья наблюдали в Ирландии и Дании. Сборник XIV века Deeds of the Romans содержит сюжеты, заимствованные из классической, романской и восточной литературы и устного творчества. Позднее из таких сборников exempla черпали сюжеты своих произведений многие английские писатели, включая Шекспира.

            Среди английских проповедников XIV века выделяются две ключевые фигуры – Ричард Ролл и Джон Уиклиф. Ричард Ролл (ок. 1300 – 1349), самый известный из английских аскетов и мистиков, никогда не был посвящен в духовенство. В своих проповедях он продолжил традицию, идущую еще от Эльфрика: в них много от поэзии – аллитерация, ассонанс, антитеза, четкий ритм, иногда рифма. Несмотря на замысловатость формы, слог остается ясным, искренним. Современники характеризовали стиль Ролла триадой «dulcor, calor et canor». У него были многочисленные последователи, среди которых наибольшую известность приобрели Уолтер Хилтон и Уильям Нассингтон.      

            Джон Уиклиф (ок. 1330 – 1384) - известный реформатор церкви, инициатор и один из авторов первого полного перевода Библии на английский язык, предшественник английского пуританизма. Для распространения своих идей он рассылал по стране бедных священников – лоллардов. Самому Уиклифу приписывается около 300 проповедей. Их объем не превышает 1000 слов, все они основаны на толковании и интерпретации Библии. Судя по некоторым указаниям, они предназначались для непосредственного использования священниками. Самым необычным является полное отсутствие exempla во всех проповедях. Стиль предельно прост, лаконичен. По мнению Уиклифа, праведности чуждо украшательство, а безграничная уверенность в собственной праведности была его главным орудием убеждения. Еще около 60 проповедей приписываются последователям Уиклифа.

            Нельзя не упомянуть, что и великий Джеффри Чосер (1343 – 1400) использовал жанр проповеди в «Кентерберийских рассказах» - в «Рассказе продавца индульгенций» (homily) и в «Рассказе приходского священника» (sermon).

            XV век не внес ничего принципиально нового в развитие жанра проповеди, за исключением влияния, оказанного появлением книгопечатания. Следует отметить фигуру Реджинальда Пикока (1395 – 1460), многие произведения которого направлены против лоллардов. Его проповеди отличаются необычным языком, полным неологизмов и заимствований различных видов. Труды Пикока сыграли значительную роль в развитии английской лексики, которую он пополнил переводными и заимствованными словами.

            В эпоху Реформации проповедь вновь стала грозным оружием. Каждая противоборствующая сторона имела в своих рядах выдающихся проповедников. Так, среди сторонников Лютера, к которым также принадлежали Томас Мор и Уильям Тиндел, был выдающийся проповедник Хью Лэтимер (ок. 1492 – 1555). Он учился в Кембридже, но был сыном простого фермера и, видимо, поэтому обладал даром выразить самую сложную мысль так, чтобы она была понятна простому человеку. В проповеди Sermon of the Plough безжалостно высмеивается леность католических священников, в то время как дьявол – проповедник, отличающийся необычайным усердием. В правление королевы Марии Лэтимер был обвинен в ереси и сожжен на костре. 

            Лидером кальвинистов был Джон Нокс (ок. 1513 – 1572). В основе успеха его проповедей лежала искренность убеждений и отточенная логика.

            В противовес Реформации католическая церковь выдвигала своих проповедников, среди которых лучшим был Эдмунд Кэмпион, иезуит, католический мученик. Его красноречие приводило к обращению многих и многих назад в католичество, но его поспешили убрать.

            В правление Елизаветы ограничение свободы проповедовать стало главным средством борьбы с пуританами. Проповедники англиканской церкви, высокообразованные, прекрасно владеющие правилами классической риторики, обращали свои проповеди к просвещенной верхушке населения. Наиболее значительной фигурой среди них был Ланселот Эндрюс (1555 – 1626), владевший 15 языками. По словам Т.С. Элиота, проповеди Эндрюса «стоят в одном ряду с лучшими образцами английской прозы своего времени».

            Среди пуритан появлялись новые и новые выдающиеся проповедники, несмотря на то, что их постоянно смещали, высылали, убивали. В числе тех, кто отдал жизнь за «свободу кафедры» были Джон Пенри, Генри Барроуз и Джон Гринвуд. Среди наиболее известных пуританских проповедников той эпохи – Генри Смит, Ричард Гринем и Джон Дод. 

            Плеяду известных мастеров церковного красноречия XVII века открывает Джон Донн (1572 – 1631), поэт и проповедник, настоятель собора Святого Павла в Лондоне. Он начал проповедовать только на сорок втором году жизни, но быстро достиг необычайной популярности, несмотря на то, что его проповеди весьма и весьма трудны для восприятия и доступны лишь подготовленной аудитории. Сохранилось около 160 проповедей Донна, многие из них очень большие по объему. Каждая проповедь Донна становилась для жителей Лондона событием, а сам он, по-видимому, был одним из величайших английских ораторов. По словам одного из современников, каждый видел, что сердце проповедника обуревали те же мысли и эмоции, которые он хотел передать слушающим, иногда он рыдал, заставляя аудиторию рыдать вместе с ним, доходил до экстаза сам и вводил в это состояние других. Все его проповеди были посвящены самым насущным вопросам веры, касающимся лично каждого: смерти, спасению души, искуплению, проклятию.    

            Блистательным проповедником был Джереми Тэйлор (1613 – 1667), которого современники называли «Шекспиром среди богословов» (Shakespeare of the divines). Он прославился простотой и изысканностью стиля. Именно Тэйлор первым в победившей англиканской церкви заговорил о терпимости в религии. Третьей значительной фигурой среди англиканских проповедников XVII века был Ричард Бэкстер (1615 – 1691).

            В эпоху Реставрации преобладающим направлением в литературе и искусстве стал классицизм, что повлияло и на преобладающий стиль в искусстве проповеди. Изысканная метафора, игра слов, ученая цитата – все это было объявлено ненужным, устаревшим, признаком дурного тона. Как сказал один епископ приходским священникам в 1692 году, «наш язык достаточно усовершенствован, и теперь мы возвращаемся к простой и неподдельной риторике».

            Самый популярный проповедник этого времени – Джон Тиллотсон (1630 – 1694). Его проповеди высоко ценились как образец ясного, элегантного слога и здравого смысла, заметно отличаясь от метафизического стиля предшественников.

            Тем временем различные протестантские церкви продолжали появляться и процветать. Их славой стал не получивший никакого формального образования Джон Беньян (1628 – 1688), написавший знаменитый «Путь паломника».

            Говоря о развитии проповеди в XVIII веке, следует прежде всего назвать имя Джозефа Батлера (1692 – 1752), снискавшего славу своими проповедями, направленными против деистов.

            Если преобладающим настроением XVII века был рационализм, в том числе и в религии, то XVIII век в Англии ознаменовался так называемым Евангельским Возрождением – возвращением к непосредственному, искреннему религиозному чувству. Лидером этого движения стал Джон Уэсли (1703 – 1791), который за свою жизнь прочел более сорока тысяч проповедей и дал начало методизму.

            Итак, английская христианская проповедь имеет полуторатысячелетнюю историю. На начало XIX века примерно определилась картина соотношения различных конфессий в стране: официальная англиканская церковь, которая доминировала; нонконформисты – пресвитерианская церковь Шотландии, методисты, баптисты и другие; католическая церковь. При этом проповедь англиканской церкви отличалась, как правило, более изысканным стилем,  а проповедь нонконформистских церквей была более лаконична.  

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ивойлова Н.Ю. Строй текста современной христианской проповеди (на мат. английского языка) [Текст]: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Москва, 2003.

2. Путеводитель по английской литературе [Текст] / под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

3. Христианство. Энциклопедический словарь [Текст]. Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

4. Ярцева В.Н. История английского литературного языка IX – XV вв. [Текст]. – М.: Наука, 1985.

5. The Cambridge History of the English Language. – Cambridge University Press, 1992.

6. Pei M. The Story of the Language. – NY, 1970.

7. Schlaugh M. English Medieval Literature and Its Social Foundations. – Warsawa PWN, Oxford University Press, 1967.  

              

Основные термины (генерируются автоматически): проповедь, Англия, проповедник, священник, английский язык, древнеанглийский период, нормандское завоевание, христианская проповедь, английская проза, англиканская церковь.


Похожие статьи

Задать вопрос