В большинстве ведущих городов мира муниципальное управление осуществляется на основе концепции устойчивого развития. С тех пор как Международная комиссия по окружающей среде и развитию предложило свое известное определение этого понятия как удовлетворение текущих потребностей без ущемления потребностей будущих поколений, устойчивое развитие стало основополагающей стратегией управления в городской сфере.
Вместе с тем в России использование принципа устойчивого развития в практике муниципального управления находится в зачаточном состоянии. В настоящий момент происходит разработка теоретических представлений в этой области и адаптация западных исследований к российской специфике.
Целью работы является развитие методологических рекомендации по управлению устойчивым развитием города с учетом влияния организационной культуры, одного их ключевых, по нашему мнению, факторов успешной реализации этой стратегии.
В первую очередь рассмотрим подробнее, что понимают под термином устойчивое развитие (рис. 1).
Существует три основных направления развития на локальном или муниципальном уровне – экономическое, общественное и экологическое. Каждое из направлений имеет собственные принципы.
Принципами экономического развития являются расширение рынков, снижение расходов и устойчивая прибыль. Принципы общественного развития содержат в себе гуманистические цели, такие как удовлетворение основных общественных потребностей, обеспечение справедливости и законности, развитие веры общества в свои силы и самобытность. Принципы же экологического развития в основном выражаются в натуральных показателях. На практике это означает, что общество должно снизить объемы потребления природных ресурсов до такого уровня, которые бы позволил их регенерацию, а также уровень отходов, который может быть переработан природными процессами.
Вышеназванные принципы, таким образом, зачастую конфликтуют друг с другом. К примеру, повышение экономической маржи за счет производства нового продукта, может привести к растрате природных ресурсов. Глобальная экспансия рынков и интеграция национальных экономик посредством различных структурных программ и соглашений о свободной торговле может подорвать принципы общественного развития.
В современной практике выделяют несколько стратегий устойчивого развития: интровертная, экстравертная, консервативная, стратегия видения, трансформационная. [1]
Рис.1. Концепция устойчивого развития
Интровертная стратегия характерная для большинства российских городов. Она предполагает использование концепции устойчивого развития, ее элементов лишь в условиях вынужденной необходимости. К примеру, утверждение новых технологических или экологических стандартов, обязательных к применению.
Экстровертная стратегия ориентируется на внешние связи. Применительно к муниципальным образованиям эта стратегия в основном связана с маркетингом города и PR, где приверженность устойчивому развитию лишь декларируется, создаются амбициозные муниципальные программы, однако, реальные усилия и действия в этом направлении минимальны. В этом случае, как правило, города преследуют узкие интересы создания положительного имиджа и повышения собственной инвестиционной привлекательности.
Консервативная стратегия концентрируется на экологической эффективности. Продукты и услуги производятся с минимальными издержками и потреблением энергии и материалов. Максимально избегается создание отходов и загрязнений. Достигается, таким образом, максимальная эффективность при снижении нагрузки на экологию. В этом направлении стоит отметить определенный прогресс российских городов - появляются программы энергоресурсоэффективности, бюджетные учреждения переводятся на современные методы управления, создаются программы улучшения водоснабжения.
Стратегия видения целиком фокусируется на устойчивом развитии. Все муниципальные программы разрабатываются с учетом их соответствия основным принципам устойчивости. К примеру, развитие промышленных кластеров увязывается с экологической нагрузкой, занятостью, социальными вопросами. Широко используется внедрение инноваций и бенчмаркинг, т.е. изучение лучших практик в области муниципального управления. [2]
В то время как стратегия видения в основном ориентируется на существующие рыночные условия и приспособление к ним, то трансформационная стратегия предполагает изменение самих рыночных условий. Эта стратегия ориентирована на создание нового качества в области устойчивого развития и включает элементы всех вышеназванных стратегий.
Каждая из описанных стратегий предоставляет новые возможности городской системе или их отсутствие, однако вместе с тем несет в себе и определенные риски. Проведем их оценку относительно степени ориентации на устойчивое развитие, риска и возможностей. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка стратегий устойчивого развития
|
Стратегии устойчивого развития |
||||
интровертная |
экстровертная |
консервативная |
стратегия видения |
транформационная |
|
Ориентация на устойчивое развитие |
0 |
+ |
+ |
+++ |
+++ |
Риски |
+ |
+ |
0 |
+ |
+++ |
Возможности |
0 |
+ |
+ |
++ |
+++ |
Знак «+» в таблице 1 означает степень корреляции, где: «+» - небольшая корреляция, «++» - высокая корреляция, «+++» - очень высокая корреляция. Знак «0» означает отсутствие взаимосвязи.
Интровертная стратегия не соответствует принципам устойчивого развития. В этой связи естественным образом возникают потенциальные риски угрозы будущего развития города, равно как и отсутствие возможностей опережающего развития.
Экстравертная стратегия в определенной степени соответствует принципам устойчивого развития, но взаимосвязь не столь сильная. Этот подход несет в себе определенный риск, т.к. лишь декларирует приверженность к так называемым «зеленым» стратегиям, но не лежит в основе ключевых действий. Как только девиация будет обнаружена, то это способно нанести значительный урон репутации, к примеру, инвестиционному рейтингу города. Однако определенный прогресс все же возможен.
Консервативная стратегия придерживается устойчивого развития. Внимательный расчет, применение экономических и математических моделей значительно уменьшает возможные риски и увеличивает стратегические возможности города.
Стратегия видения обнаруживает очень высокую корреляцию с принципами устойчивого развития и обеспечивает высокую степень возможностей. Риски, возникающие в ходе ее реализации, как правило, поддаются управлению. Отсутствует необходимость революционных изменений.
Самая высокая степень взаимосвязи с устойчивым развитием в трансформационной стратегии. В то же время изменение рыночных условий и окружающей среды сопряжено с высокой степенью риска, т.к. становится сложно предсказать последствия этих изменений. С другой стороны стратегия предлагает широчайший спектр возможностей и позволяет определять условия согласно собственному видению.
Каждая социальная группа города, будь то чиновники, бизнесмены, студенты, население, имеют разные механизмы координации индивидуальных и совместных действий. Эти социальные механизмы, основанные на общем для членов одной группы восприятии ценностей и норм, играют важную роль в экономико-социальной системе города. Совокупность таких ценностей и норм формируют определенную организационную культуру, а совокупность таких культур образует специфическую организационную культуру города.
Главными функциями организационной культуры является выживание, приспособление к внешней среде и внутренняя интеграция, что определяет поведение индивидов и социальной группы. Таким образом, процессы, происходящие в городской системе, различный уровень развития муниципалитетов во многом объясняется их разными организационными культурами. В этой связи последние непосредственно определяют ту или иную стратегию устойчивого развития, которая преобладает в городе.
Одно из наиболее распространенных понятий организационной культуры предложено Э.Шейном. Э.Шейн раскрывает понятие организационной культуры через выделение ее уровней. Иерархию организационной культуры он строит исходя из глубины проникновения в сознание личности каждого индивида, выделяя несколько уровней. [3]
Первый уровень представляет собой базовые представления об окружающем мире, о том «как устроен мир», реальности, времени, пространстве, человеческой природе и активности, взаимоотношениях. Эти представления отличаются глубиной, имеют подсознательный характер, как правило, трудно осознаваемы даже самими членами организации.
Второй уровень – ценности, нормы поведения, которые носят осознаваемый характер.
Третий уровень - артефакты, т.е. внешние проявления организационной культуры. К ним относят применяемые технологии, модели поведения членов организации, планировка и оформление помещений и др. [4]
Рассмотрим влияние организационной культуры согласно концепции Э.Шейна на стратегии устойчивого развития. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Влияние организационной культуры на стратегии устойчивого развития
|
Стратегии устойчивого развития |
||||
интровертная |
экстравертная |
консервативная |
стратегия видения |
трансформационная |
|
артефакты |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
ценности, нормы |
- |
0 |
+ |
+ |
+ |
базовые представления |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Знак «+» в таблице 2 означает положительную взаимосвязь, знак «-» отсутствие взаимосвязи или необходимости в ней. Знак «0» означает нейтральную взаимосвязь.
Интровертная стратегия не требует наличия базовых представлений организационной культуры относительно устойчивого развития. Отсутствует потребность также и в вытекающих из базовых представлений ценностях. Артефакты, соответствующие стратегии этого типа, не связаны с устойчивым развитием и возникают лишь под внешним давлением. [5]
Экстравертная стратегия предполагает определенные артефакты, такие как, к примеру, подготовка инвестиционных буклетов о потенциале города, распространение статей в СМИ об устойчивом развитии. Вместе с тем существующие ценности нейтральны к устойчивому развитию, а базовые представления не соответствуют его принципам.
В консервативной стратегии также проявляются артефакты. В городской экономике это могут быть муниципальные программы энергоресурсоэффективности, улучшения водоснабжения, здравоохранения или, к примеру, внедрение не загрязняющего производства. Применение этой стратегии требует наличия соответствующих ценностей преимущественно ориентированных на принцип эффективности. Эта стратегия может реализовываться без базовых представлений устойчивого развития. [6]
Стратегию видения и трансформационную стратегию невозможно использовать без соответствующих базовых представлений. Базовые представления являются основой разработки и применения прогрессивных стратегий устойчивого развития.
Необходимо отметить, что ценности и базовые представления организационной культуры крайне трудно поддаются изменению. Как следствие все типы стратегий устойчивого развития, которые связаны с «глубокими» уровнями организационной культуры, сложно реализовывать на практике, что потребует длительного времени для интеграции. [7]
В результате можно выделить 8 гипотез взаимозависимости организационной культуры и стратегий устойчивого развития:
1) Стратегия видения основывается на специфических базовых представлениях.
2) Стратегия видения основывается на специфических ценностях.
3) Трансформационная стратегия нуждается в специфических базовых представлениях.
4) Трансформационная стратегия нуждается в специфических ценностях.
5) В консервативной стратегии нет необходимости в формировании базовых представлений в области устойчивого развития.
6) Консервативная стратегия основывается на определенных ценностях.
7) Инторвертная стратегия не имеет никакой взаимосвязи с организационной культурой.
8) Применение экстравертной стратегии не требует специфических базовых представлений и ценностей.
Таким образом, приведенные нами гипотезы показывают возможности и риски существующей организационной культуры. Стратегии устойчивого развития могу быть реализованы только в том случае, если выполняются приведенные выше требования.
Муниципальное управление в России находится в стадии активного развития. Только с недавнего времени муниципальная реформа стала приобретать реальные очертания. Возникли ее новые формы – муниципальные образования, фактически закрепившие новый статус крупных городов России. Местное самоуправление наделено новыми функциями и полномочиями. Однако города столкнулись с такими проблемами как недостаточное обеспечение финансовыми средствами новых функций, изношенная инфраструктура и неэффективное городское планирование, доставшееся в «наследие» от плановой экономики. [8]
В этих условиях обеспечение собственного устойчивого развития становится крайне важной задачей, поскольку основной функцией города является создание условий для комфортного проживания населения, развития бизнеса и воспроизводственных процессов во сферах социальной, экономической и экологической жизни. [9] Достижение этой цели возможно благодаря использованию стратегий устойчивого развития, которые предполагают учет взаимосвязи внутренних и внешних социально-экономических процессов города. Вместе с тем успешная реализация последних зависит от другого важного компонента, значимость которого зачастую не учитывают или недооценивают, а именно соответствующей организационной культуры. Каждый регион и город России имеет свою собственную отличную организационную культуру. Правильное понимание этих особенностей позволит разработать и реализовать ту или иную стратегию устойчивого развития, достигнуть заданных целей и принять верные управленческие решения на муниципальном уровне.
Список использованной литературы
1. R.Baumgartner, C.Zielowski Organizational Culture Toward Sustainable Development // 13th International Conference on Management of Technology “New Directions in Technology Management”, April 2004, Washington, D.C.
2. P.Hall, C.Landry Innovative and Sustainable European Cities. - Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 1997. – P. 82.
3. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.
4. Организационная культура: учебник/Под ред. Шаталовой Н.И. – М.: издательство «Экзамен», 2006. – 656 c.
5. Jeroen C.J.M. Van den Bergh A Survey of Economic Modelling of Sustainable Development. – Amsterdam: Institute for Environmental Studies. – P. 35
6. Measuring sustainable development: Integrated economic environmental and social frameworks. – Paris: OECD PUBLICATIONS, 2004. – P. 429.
7. Quality of Life counts. Indicators for a strategy for sustainable development for the United Kingdom. – London: National Statistics, 2004. – P. 158.
8. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2006. – 456 с.
9. Городской манифест. – М.: Институт экономики города, - 11 c.