Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Известно, что основой человеческого капитала являются приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделен каждый человек. По мнению У. Боуэна, человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которыми они могут пользоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [1, с. 362]. Другими словами, накопленные человеком знания, квалификация, профессиональные навыки рассматриваются как равноправный вид капитала наряду с его традиционными видами.
В то же время человеческий капитал является главным движущим фактором взаимодействия и воспроизводства бизнеса, власти и социума который нуждается в инвестициях. Так, по Г. Беккеру, «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать затраты на обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах»[2, c. 14]. Отечественный ученый С. Дятлов рассматривает человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства, и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека»[3, c. 83].
Вместе с тем человеческий капитал является не только фактором производства или инвестиционного объекта, а в первую очередь предстает как комбинированная категория, имеющая социально-экономическое содержание. Например, И. Ильинский пишет, что «человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека»[4, c. 28]. Имея в виду двойственность человеческого капитала, В. Щетинин, в узком смысле рассматривает ту ее часть, «которая производительно используется предпринимателями для извлечения прибыли», а в широком смысле - «как социально-экономическую форму нынешнего качества человеческого потенциала в масштабе всего общества. Этот потенциал принадлежит всем труженикам. Он становится капиталом, включаясь в производство»[5, c.49]. В последнем определении важным является различие, проведенное между человеческим потенциалом и капиталом. Человеческий капитал, исключенный из процесса производства прибавочного продукта, перестает быть фактором производства и становится лишь его потенциальным ресурсом.
Во второй половине ХХ века в основу теории постиндустриального общества легла классическая формула Ф. Бэкона «Знание – сила», согласно которой основным фактором общества будущего станет знание, а основной сферой производства – сфера производства знаний. Несмотря на явную противоречивость в понимании категории «человеческий капитал», все современные исследователи единодушны в доминирующем значении образовательной составляющей этого капитала. Именно образование закладывает в человеке знания, навыки, умения, способности к восприятию и их периодическому обновлению. По различным оценкам: суммарное воздействие всех факторов на человеческий капитал, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно, 60% доходов человека объясняются уровнем его образования [6, c. 17].
Следует также подчеркнуть тесную взаимосвязь различных компонентов человеческого капитала. Так, повышение образовательного уровня индивидуума, безусловно, формирует дополнительные стимулы к увеличению капитала здоровья, культуры, повышает его мотивацию заниматься трудовой деятельностью. В свою очередь, без соответствующего здоровья или достаточного уровня мотивации (отказ включиться в процесс производства) образовательная подготовка индивидуума может так, и остаться потенциальным ресурсом, а не стать капиталом. Следовательно, человеческий капитал формируется в научно-образовательной системе, здравоохранении и других сферах, определяющих условия жизни и быта.
Однако, по нашему мнению, из всех компонентов человеческого капитала только образовательная составляющая отвечает всем свойствам категории «капитал». Согласно учению К. Маркса, доказавшему, что процесс превращения денежной массы в капитал связан с обязательным ее использованием в процессе производства, где она «и изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает. И как раз это движение превращает ее в капитал»[7, c. 161]. Именно выделенное К. Марксом фундаментальное свойство категории «капитал» - как самовозрастающей стоимости должно быть, по нашему мнению, положено в основу понимания сущности человеческого капитала.
С экономической точки зрения человеческий капитал проявляется как уникальный нематериальный производственный фактор, который в процессе создания прибавочного продукта, также как и любой другой материальный фактор производства, подвержен физическому и моральному износу. Но при регулярном обновлении в период активного его использования выявляет способность к качественному увеличению запаса знаний, навыков и количественному приращению своей стоимости.
В этой связи инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал можно отнести расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал: на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
На наш взгляд, хорошая научная основа для формирования будущего высококвалифицированного и эффективного человеческого капитала заложена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, разработанной Министерством Российской Федерации с привлечением видных ученых, где определены основные задачи профессионального образования.
В последние годы инвестиции в человека, прежде всего в образование, стали рассматривать как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства, так как инвестиции в человека обеспечивают долговременный экономический эффект, и являются непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике. Многие ученые, занимающиеся человеческим капиталом, усматривают эффект образования не только в абсолютных размерах дохода, но и в быстром приросте человеческого капитала и ВВП в результате инвестиций в образование. По оценкам экспертов, за счет высшего образования развитые страны получают около 30 % национального дохода. Благодаря использованию теории человеческого капитала развитым странам удалось достичь заметного прогресса в развитии интеллектуальных производительных сил. Преодолено такое заблуждение, будто затраты на образование являются потребительскими расходами. Следовательно, необходимо признать их производительную природу.
Проблема становления и развития человеческого капитала в инновационной экономике развитых стран и России в настоящее время является наиболее актуальной, так как человеческий капитал – более ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Придавая первостепенное значение проблемам выработки стратегии развития человеческого капитала, видимо, в начале нужно объективно оценить его текущее состояние. Причем, оценка развития человеческого капитала на современном этапе необходима на всех уровнях, в целях определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей. Затем, под этим «углом зрения», следует определить приоритетные направления и механизмы активизации его основных составляющих: образования, здоровья и культуры. Все это, в конечном итоге, позволит повысить эффективность практического использования человеческого капитала в целях формирования новой парадигмы общественного развития на индустриальной стадии.
Библиографический список.
1. Воwеn Н. Investment in Lerning - Заn-Fгаnciscо; Wash; Lоndоn: Jossey- Ваss. 1978.
2. Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. №11.
3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПб ИЭФ, 1994.
4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: Образование в инвестиционном воспроизводстве. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.
5. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / МЭиМО. 2001. №12.
6. Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Пятигорск, 2001.
7. Маркс К. Капитал. Т.1. Кн.1. - М.: Политиздат, 1988.