Одной из центральных задач проблемы повышения эффективности государственной гражданской службы является выявление условий и факторов, обусловливающих высокую продуктивность деятельности государственных гражданских служащих. Как показывают научные исследования и анализ практической деятельности специалистов налоговой службы, таких факторов немало и это позволяет смотреть на возможности решения данной проблемы, несмотря на ее сложность и имеющиеся недостатки в работе системы государственной гражданской службы (Деркач А.А. Леванов Е.Е., Лукьяненко В.И.,Тарасова Е.А, Фролов Б.И.).
Учитывая, что на современном этапе Федеральные службы государственной власти обращают больше внимание на оптимизацию работы с гражданами, вопрос о необходимости пересмотра профессионально важных качеств, которые должны быть присуще сотрудникам налоговых служб должен быть решен в ближайшее время. Нам представляется возможным разработка профессиограммы сотрудника налоговой службы, как эталонной модели его деятельности.
Необходимость профессиографического анализа нам представляется важной из-за наличия множества противоречий, между ростом уровня контроля со стороны государства за деятельностью налоговых работников и между предъявлением к последним новых требований со стороны общества. Противоречия имеются между представлением новых требований к подготовке специалистов налоговой службы и, отсутствием современной профессиограммы специалиста, которая бы представляла собой модель успешной профессиональной деятельности специалиста налоговой службы.
В современных политических, социальных, экономических условиях проблема подготовки кадров государственных служащих стоит в числе важных задач высшей педагогической школы. Постоянно меняющиеся условия, а вместе с ними и отношение общества к государству, и в частности к государственным гражданским служащим, делают трудной попытки создания четкой системы определенных компетенций, предъявляемых к представителям власти. Следует отметить, что к отдельным представителям государственной службы уделено внимание в плане разработки системы требований, раскрывающих перечень предъявляемых к профессии компетенций (Варданян Ю.В., Гаранина Ж.Г., Кархалев И. В., Деркач А.А., О.С. Анисимов, И.Н. Семенов, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина). В тоже время остается открытым вопрос об изучении профессионализма, системы требований к сотруднику налоговой службы. Особенности профессиональной деятельности сотрудников федеральной налоговой службы представляют существенное отличие от иных ведомств государственной власти. Не представляется возможным «перенос» требований от одной структуры государственной службы к другой.
Разработка профессиограммы сотрудника налогового службы, в качестве теоретической эталонной модели его деятельности, обусловлена экономическими, социально-экономическими, социально-политическими, педагогическими условиями, а также политическими, экономическими реформами, оказавшими влияние на восприятие, оценку и анализ деятельности сотрудников налоговой службы. Принятый Минфином РФ в 2008 году «показатель оценки деятельности налоговых органов» путем опросов налогоплательщиков о качестве работы налогового инспектора, позволил обратить внимание общественности на недостаточный уровень развития профессионализма, а также компетентность сотрудника налоговой службы. Выясняется, что базисный набор профессиональных знаний, позволяющий в ходе получения высшего образования будущему специалисту овладеть основами психологических знаний, необходимых в будущей работе, не так уж и высок. В тоже время при сокращаемой численности персонала налоговой службы значительно расширился перечень задач, возлагаемых на налоговые органы, это и функции Росалкогольной инспекции, Пенсионного фонда РФ, ФСФО, т.е. нагрузка на сотрудников увеличилась в разы (Кожанова И.В.). Те знания, которые будущий сотрудник налоговой службы получает в учебном заведении быстро претерпевают изменения, и утрачивают свою значимость, следовательно, необходимо формировать у будущего специалиста те качества, которые помогут ему обучаться, применять знания в практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться, проектировать собственную профессиональную и личностную деятельность. Данные противоречия должны быть отражены в современной профессиограмме специалиста налоговой службы.
В основу профессиограммы специалиста налоговой службы, которая разрабатывается в нашем исследовании, легли основные положения, научные разработки в области психологии, акмеологии, менеджмента, исследуемые отечественными и зарубежными учеными. В тоже время, нами сделаны предположения, что общая структура, а также подходы к освещаемой нами проблеме, разработке профессиограммы специалиста налоговой службы, имеют множество противоречий. Нет единого мнения, которое бы позволило квалифицировать и идентифицировать профессиограмму государственного гражданского служащего и специалиста налоговой службы. Среди авторов, занимающихся изучением процесса профессионализации и профессиографии государственного гражданского служащего нет единого мнения и подхода к освещаемой теме.
По мнению Е.А. Климова: «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности». Как и любая другая деятельность, профессиональная деятельность специалиста налоговой службы характеризуется своими типическими особенностями. И здесь помимо знаний в области экономического знания необходимо разностороннее ориентирование в специфических психологических механизмах. Признаками профессиональной компетентности специалиста налоговой службы будет: весомая база теоретических знаний, а также умение свободно ориентироваться в психологических законах, с возможностью адекватного составления планов своей профессиональной деятельности с учетом достигаемых целей и результатов [3].
На основе имеющихся эмпирических данных, мы можем выделить компетенции, которые, по мнению самих специалистов налоговой службы, представляются им значимыми в профессиональной деятельности. Данные компетенции имеют отличие от тех, которые к сотрудникам предъявляет ФНС РФ, работодатель, представитель нанимателя (на региональном уровне). Данные компетенции в большей степени определяют не сущность теоретических знаний в областях экономики, финансирования, юриспруденции, а раскрывают потребность в оптимизации и улучшения знаний в областях психологического характера. Эти данные также позволили нам более детально остановиться на проблеме разработки психограммы специалиста налоговой службы.
Графическое изображение психологического профиля (психограмма) специалиста налоговой службы говорит о том, что деятельность специалиста налоговой службы связана с высоким уровнем психического напряжения, большим объемом работы, а также высоким уровнем ответственности за принятие решений.
Помимо высоких требований, предъявляемых к налоговому инспектору, следует обратить внимание на эмоциональную сферу специалиста налоговой службы. Специалист налоговой службы должен, и обязан: сдерживать проявления агрессивных состояний в своей профессиональной деятельности, контролировать гнев и раздражительность. Вышеназванные характеристики должны отличать современного налогового инспектора от устоявшейся, и не учитывающей современных закономерностей, образа специалиста налоговой службы.
Деятельность специалиста налоговой службы предполагает овладение комплексом общих и специальных способностей.
Академические способности – способности к соответствующей области наук, знание предмета в других областях, связанных с профессиональной деятельностью.
Перцептивные способности – способности к адекватному восприятию внутреннего мира налогоплательщика, психологическая наблюдательность, связанная с пониманием его личности и временных психических состояний.
Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а так же мимики.
Организаторские способности – способности правильно организовать свою собственную работу, планировать и контролировать ее.
Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств.
Коммуникативные способности – способности к общению с людьми, умение найти правильный подход к налогоплательщику, возможности установить с ним взаимоотношения.
Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Сложная система профессиональной деятельности специалиста налоговой службы предусматривает постоянное переключение внимание на различные объекты: на знаковые системы, постоянно сопровождающие деятельность налогового инспектора, а также удержание в значимой степени личности налогоплательщика. В процессе выполнения своей профессиональной деятельности специалист налоговой службы должен направлять свое сознание не на один, а на несколько объектов, видов деятельности, поэтому ему необходим хороший объем внимания и его широкое распределение.
Анкетирование с целью изучения психологических характеристик, которые в большей степени должны быть присуще специалисту налоговых органов, проводилось на представительной выборке государственных гражданских служащих (специалистов налоговых органов Брянска, Брянской области, всего 948 человек). Данные, полученные в ходе исследования показали, что из всего перечня представленных психологических качеств, предъявляемых к профессии: объем и устойчивость памяти, внимания, аналитические, математические способности, анализаторские качества, логическое мышление, оперативная и кратковременная память, исполнительность, 78% испытуемых отметили важными такие качества, как эмпатия, альтруизм, нравственная направленность, стрессоустойчивость, честность, вежливость, коммуникативные способности, находчивость, умение понимать мотивы поступков людей. Наличие данных противоречий свидетельствует о недостаточном изучении вопроса профессиограммы, психограммы специалиста налоговых службы. Остается и открытым вопрос о предъявлении требований к профессиональной деятельности специалиста налоговой службы.
Психограмма специалиста налоговой службы.
Название психических качеств |
Уровни развития |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Интерес к профессии |
|
|
|
|
||
Дисциплинированность |
|
|
|
|
||
Принципиальность |
|
|
|
|
|
|
Эмпатия, альтруизм |
|
|
|
|
||
Волевые качества, самоконтроль деятельности |
|
|
|
|
||
Умение понимать мотивы поступков людей |
|
|
|
|
||
Анализаторские способности |
|
|
|
|
|
|
Перцептивные способности |
|
|
|
|
||
Речевые способности |
|
|
|
|
|
|
Настойчивость |
|
|
|
|
||
Авторитарные способности |
|
|
|
|
||
Коммуникативные способности |
|
|
|
|
||
Математические способности |
|
|
|
|
||
Толерантность |
|
|
|
|
|
|
Прогностические способности |
|
|
|
|
||
Объем внимания |
|
|
|
|
||
Способность к распределению внимания |
|
|
|
|
||
Способность к быстрому переключению внимания |
|
|
|
|
||
Концентрация внимания |
|
|
|
|
|
|
Наглядно-образная память |
|
|
|
|
|
|
Кратковременная память |
|
|
|
|
|
|
Оперативная память |
|
|
|
|
|
|
Логическое мышление |
|
|
|
|
|
|
Нравственная направленность |
|
|
|
|
|
|
Наблюдательность |
|
|
|
|
||
Находчивость |
|
|
|
|
||
Исполнительность |
|
|
|
|
|
|
Стрессоустойчивость |
|
|
|
|
||
Ответственность |
|
|
|
|
|
|
Честность |
|
|
|
|
||
Аккуратность |
|
|
|
|
|
|
Вежливость |
|
|
|
|
|
Профессиональная деятельность специалиста налоговой службы предъявляет высокие требования к психологическим качествам. Акцентирование внимания на этих характеристиках, их учет в построении новой модели профессиограммы может позволить оптимизировать процесс профессионализации специалиста налоговой службы.
Литература:
1.Деркач А.А. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во РАГС, 2006
2. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для вузов, под ред. Е.А. Климова. М.: Изд. центр «Академия», 2007
3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985
4. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»