Проведённый нами анализ различных источников показал, что в педагогической науке существуют две основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования:
- профессиональная переподготовка является одним из основных видов дополнительного профессионального образования и выступает как самостоятельный вид обучения и приобретения профессиональных знаний [5];
- профессиональная переподготовка - является одним из звеньев в единой системе непрерывного образования на этапе послевузовского образования [10].
Сфера дополнительного профессионального образования (далее по тексту - ДПО) ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании.
Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют гибкой профессиональной переориентации граждан, овладения новыми профессиональными знаниями и специальностями.
Основными задачами данной системы являются получение новых и укрепление имеющихся профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций. ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
Существенными особенностями ДПО являются:
направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;
взаимосвязь курсового обучения, самообразования, жизненного и профессионального опыта обучающихся;
междисциплинарный характер содержания обучения;
построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
Необходимо отметить, что дополнительное профессиональное образование выполняет следующие социально-педагогические функции: акмеологическую, сервисную, диагностическую, компенсаторную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную [9].
ДПО, как часть системы образования взрослых, характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.
Важно подчеркнуть открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессиональном личностном развитии. Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.
В западно-европейской и американской педагогике выделяется три этапа развития непрерывного образования: первоначально (50-е и начало 60-х г.г. прошлого века) непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанных с недостатками, пробелами в школьной подготовке, либо с устареванием ранее полученных знаний [1].
В последующие годы рынок труда стал выдвигать новые требования к уровню работников, и непрерывное образование понималось как проблема повышения квалификации. Вопросы функционального образования, организация различных форм повышения квалификации разрабатывались, главным образом, применительно к отрасли занятости, к профессиональной сфере деятельности обучаемого. Цель такого обучения была чисто практической – добиться более эффективного участия человека в производстве. С середины 70-х годов в литературе развитых стран чаще непрерывное образование трактуется как интегральное, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни в современном развитом обществе. В основе подобной концепции лежит идея соединения в той или иной форме профессионального образования (или повышения квалификации) с общим [1].
A.M.Новиков рассматривает содержание понятия «непрерывное образование» с позиции отнесенности к трем объектам (субъектам): к личности, к образовательным процессам (образовательным программам), к организационной структуре образования [7].
Если рассматривать непрерывность образования по отношению к личности, то, по мнению ученого, это означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, человек, оставаясь на одном и том же образовательном уровне, совершенствует свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство – «вектор движения вперед»; во-вторых, поднимается по ступеням и уровням образования – «вектор движения вверх»; в-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе.
В современных условиях концепция непрерывного профессионального образования рассматривается как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности, достижение полной занятости населения, а также обеспечения профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий.
Структура единой системы непрерывного образования представлена как целостная система формальных (государственных) и неформальных (негосударственных, дополнительных) образовательных учреждений в сочетании с разнообразными формами самообразовательной деятельности человека, которая предопределяет и государственно-общественный образовательный потенциал данного социума, и ту сферу образовательных возможностей, которыми может воспользоваться каждый человек на протяжении всей своей жизни [4].
Известные педагоги, занимающиеся проблемами непрерывного образования, такие как Б.С.Гершунский, В.Г.Онушкин, Ю.М.Кулюткин, М.Т.Громкова, Н.Д. Никандров, Б.Л.Вульфсон, С.Г. Вершловский, Э.М.Никитин и др., часто использовали термин «профессиональная переподготовка» в своих работах. Значение этого понятия разнообразно. В словаре русского языка термин «переподготовка» трактуется как «повторное обучение (специалистов) с целью усовершенствования и углубления знаний» [8].
В словаре по профессиональному образованию переподготовка имеет более развернутую интерпретацию: «Переподготовка - общий термин для обозначения различных видов обучения, обусловленного изменениями в характере и содержании профессиональных задач; может быть частичной, вызванной модернизацией трудового процесса, или полной, вызванной отмиранием имеющейся у работника профессии или резким сокращением спроса на нее. В более узком понимании термин означает освоение новых знаний и умений, необходимых для выполнения задачи, отличающейся от той, для выполнения которой лицо было принято на работу. Переподготовка кадров, связанная с приобретением новой профессии или специальности, осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях или других образовательных структурах» [2].
Л.Ф.Савинова предлагает рассматривать переподготовку кадров как «овладение новой специальностью (специализацией) в рамках имеющейся профессии (специальности); овладение новой профессией (специальностью) на основе уже имеющейся профессии (специальности); овладение новой профессией (специальностью) без учета предшествующего образования (подготовки). В первом случае решается задача расширения профиля, во втором - перепрофилирования, и, наконец, в третьем - «отстранение» от имеющегося профессионального опыта, что выводит образование на решение задач социально-экономического уровня, а именно, на овладение кадрами (не только педагогическими, но и другим взрослым населением) профессиями рыночной инфраструктуры» [11].
К.Г.Кязимов дает следующее определение понятию «профессиональная переподготовка» - это «получение гражданами по соответствующим образовательным программам дополнительных знаний и умений, необходимых для нового вида профессиональной деятельности и присвоения им соответствующей квалификации» [6].
К особенностям переподготовки относят и стажировку слушателей по вновь избранному виду деятельности, которая проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, и предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых профессиональных обязанностей.
Наиболее полно специфика и особенности профессиональной переподготовки заключается в следующем:
в оперативной переподготовке по новым специальностям нередко даже при отсутствии модели специалистов и их квалификационных характеристик;
слушатели имеют возможность приобретения новой профессиональной
квалификации (в зависимости от степени соответствия базового образования направлению переподготовки);в процессе обучения приоритетное значение придается опережающей, фундаментальной теоретической подготовке слушателей по новым перспективным направлениям науки и техники, что должно стать основанием для их практической деятельности по новой специальности:
расширяются функции выпускной работы, она становится неотъемлемой частью педагогического процесса и из средства контроля и оценки учебной деятельности превращается в средство стимулирования познавательной деятельности и развития исследовательских способностей слушателей, реального включения их в процесс приобретения новых знаний и навыков, практического их использования [3].
Таким образом, в педагогической науке выявлены основные тенденции, которые определяют место профессиональной переподготовки в системе последипломного образования:
профессиональная переподготовка может рассматриваться как одно из звеньев в единой системе непрерывного образования;
профессиональная переподготовка, являясь одним из видов дополнительного профессионального образования, может выступать как самостоятельный вид обучения и приобретения профессиональных знаний на этапе послевузовского образования.
- Литература:
Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. – М., 1987.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., 1998.
Войтенко Л.А., Войтенко С.С, Жуковский А.Н. Некоторые особенности педагогического процесса в условиях специального факультета переподготовки кадров по новым перспективным направления науки и техники. // Актуальные методики обучения в системе непрерывного образования: Межд. вуз. сб. научн. тр. / ЛТА. – 1991. – С. 58-62.
Гершунский Б.С. Философия образования на XXI век. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М., 1998.
Карпов В.В. Концепция последипломного дополнительного образования. // Среднее профессиональное образование. – 1999. – № 2. – С. 18-23.
Кязимов К.Г. Педагогические основы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Дис. д-ра пед. наук. - М., 1991.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / парадоксы наследия, векторы развития. – М., 2000.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. - М., 1989.
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд. стер. – М., 2006.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. №2571 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»
Савинова Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога. Дис. д-ра. пед. наук. - Волгоград, 2003.