В государственной образовательной политике Узбекистана особо выделяется необходимость духовно-эстетического и духовно-нравственного воспитания обучающихся – непременно на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей. При этом необходимы изменения в учебных программах, в педагогической системе, технологии образования и воспитания, смелый поиск оптимальных методов эффективной методики, воспитательно-действенных средств; с особенным вниманием личности будущего специалиста, ее совершенствованию.
В педагогических вузах республики предельно акцентировано внимание личности будущих учителей, как в образовательно-воспитательном процессе, так и во внеаудиторной воспитательной работе со студенческой молодежью – согласно учебно-образовательным программам и планированию воспитательной работы со студентами. Преподаватели, особенно гуманитарных и общепедагогических дисциплин, предусматривают нравственное и эстетическое воспитание будущих учителей и, естественно, выходят на их комплекс – нравственно-эстетическое воспитание. Однако не всегда результативно, поскольку не имеют соответствующих рекомендаций. В их практике наблюдаются следующие недостатки:
методологическая неподготовленность;
слабые знания и представления о нравственно-эстетических понятиях и категориях; незнание критериев нравственно-эстетического воспитания будущих учителей с ориентиром на совершенствование личности;
нет целевого модифицирования учебных программ;
отсутствие системно-комплексного, интегрированного, межпредметного подхода к решению проблемы, четкой технологичности; незнание теоретико-педагогических основ решения проблемы – принципов, факторов, условий, оптимальных форм, методов, приемов, способов и средств;
в курсе общепедагогических дисциплин нет конкретных задач по формированию у студентов значимых нравственно-эстетических черт, качеств, особенностей и способностей, в том числе, необходимых в педагогической деятельности; не используется: сильный нравственно-эстетический потенциал узбекского фольклора; нравственно-эстетические идеи, суждения и советы мыслителей Востока; художественное наследие узбекского народа и современное искусство Узбекистана (например, в курсе «История педагогики»); у будущих учителей не активизируется креативный подход к такому воспитанию учащихся; ослаблено внимание личности будущего учителя, его нравственно-эстетическому облику. При таком состоянии проблемы в практике педагогических вузов подготовка специалистов в сфере образования не совсем отвечает требованиям государственной образовательной политики по подготовке педагогических кадров нового поколения. Преподаватели педагогических вузов общепедагогических дисциплин нуждаются в соответствующей практической помощи.
Технология (греч. techno– искусство, мастерство и logos - наука, закон) – наука о мастерстве; совокупность эффективных и рациональных методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [1, c.129].
«Технология воспитания – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение заранее спроектированного воспитательного процесса» [1. 129]. Технология – гарант достаточно высокого уровня и эффективности учебно-воспитательного процесса.
Разработанные системно-структурные компоненты исследуемого воспитания будущих учителей – мотивационно-целевой познавательно-информационный, образовательно-воспитательный – формирующий с интеллектуально-творческой, теоретико-практической и самообразовательной, воспитательной направленностью, социально-коммуникативный и итогово-результативный, в своей содержательной основе составляющие определенный тематический цикл занятий, которые технологизируются, имеют свою структурно-содержательную основу, в основном традиционно-технологическую.
Технология учебных занятий: темоопределение, целеустановка; мотивонастрой; озадачивание; сообщение технологического конструкта (лекции, беседы); ознакомление с идеей или ключевыми вопросами излагаемого материала, с используемыми оригинальными методами, приемами способами и средствами; изложение материала с активным участием слушателей; обобщение изложенного; его закрепление; предложение заданий. Работ и деятельности по теме, списка литературы – для самосовершенствования.
Используемые методы и приемы: сообщение, информация, объявление, акцентуация, убеждение, внушение. Разъяснение, объяснение; мотивация, установка, прогнозирование, «перспективное видение», изложение, рассказ, пересказ, чтение, обсуждение, суждение; воображение, творческое воображение; беседа, диалог, разговор, собеседование, дискуссия; показ, пример, образец; схематизирование, моделирование; иллюстрация, демонстрация; обобщение, вывод, заключение, повторение, закрепление; свободный выбор (заданий, работ, деятельности); обучение, приучение. Подражание, упражнение; интерпретация, комментарии (слов, понятий); импровизация, экспромт; сравнение, сопоставление, само= наблюдение – изучение – контроль – анализ – оценка – характеристика; соревнование, достижение; методы – проблемно-целевые, проблемно-поисковые, частично-поисковые, «мини-исследовательские»; «мозговая атака», «контрольно-итоговый штурм»; просьба, пожелания, совет, требование, рекомендация, памятка, ориентир; задание, поручение, ситуативность – воспитывающие ситуации (индивидуальные, групповые, коллективные; педагогические, ролевые); самоактуализация, самосоциализация; приветствие, стимулирование – одобрение, особенное внимание, похвала, поощрение, положительный отзыв, хорошая нравственно-эстетическая характеристика (студента, коллектива); мнение (собственное, коллективное – общественное); актуализация, социализация, (знаний, черт, качеств, способностей).
Формы занятий: лекции, доклады, беседы, диалоги; мини-дискуссии; теоретико-практические занятия и семинары, практикумы.
Используются эффективные и рациональные методы и приемы нравственно-эстетического воспитания будущих учителей, совершенствования личности. Используемые методы и приемы: сообщение, информация, объявление, акцентуация, убеждение, внушение. Разъяснение, объяснение; мотивация, установка, прогнозирование, «перспективное видение», изложение, рассказ, пересказ, чтение, обсуждение, суждение; воображение, творческое воображение; беседа, диалог, разговор, собеседование, дискуссия; показ, пример, образец; схематизирование, моделирование; иллюстрация, демонстрация; обобщение, вывод, заключение, повторение, закрепление; свободный выбор (заданий, работ, деятельности); обучение, приучение. Подражание, упражнение; интерпретация, комментарии (слов, понятий); импровизация, экспромт; сравнение, сопоставление, само=наблюдение – изучение – контроль – анализ – оценка – характеристика; соревнование, достижение; методы – проблемно-целевые, проблемно-поисковые, частично-поисковые, «мини-исследовательские»; «мозговая атака», «контрольно-итоговый штурм»; просьба, пожелания, совет, требование, рекомендация, памятка, ориентир; задание, поручение, ситуативность – воспитывающие ситуации (индивидуальные, групповые, коллективные; педагогические, ролевые); самоактуализация, самосоциализация; приветствие, стимулирование – одобрение, особенное внимание, похвала, поощрение, положительный отзыв, хорошая нравственно-эстетическая характеристика (студента, коллектива); мнение (собственное, коллективное – общественное); актуализация, социализация, (знаний, черт, качеств, способностей).
Используется комплексное применение методов, приемов и способов данного воспитания.
На этапе эмоционально-мотивационного настроя студентов в процессе прослушивания лекций – «Нравственное и эстетическое воспитание студенческой молодежи в государственной образовательной политике» в курсе «История педагогики: сообщение, информация, акцентуация; объяснение, разъяснение; прогнозирование, «перспективное видение»; внушение, убеждение, побуждение; целеопределение, установка, ориентир; концептуация, выделение главного – основного; изложение, рассказ, чтение, пересказ, тезисирование, диалог; активизация (восприятие, слушание, суждение); запоминание, повторение, воспроизведение (восстановление); планирование, схематизирование; «мини-дискуссия» (диалогическая «тет-а-тетная», коллективная); мнение – собственное, коллективное; одобрение.
На этапе познавательно-образовательном – формирующем с теоретико-практической, с интеллектуально-творческой и самообразовательной направленностью в процессе изучения темы – «Искусство Узбекистана – живопись в нравственно-эстетическом воспитании» в курсе «Педагогика»: целеопределение, озадачивание, результативное прогнозирование; схематизирование (содержания); интерпретация (ключевых терминов и понятий); изложение, рассказ, диалог, обсуждение. Обобщение, вывод, заключение; иллюстрация, демонстрация (произведений живописи); восприятие (произведений) – ориентация; созерцание – наблюдение - изучение - размышление – осмысление - суждение – отношение – отражение; сравнение, сопоставление, творческое воображение; выявление (в произведении нравственно-эстетического потенциала его влияния на нравственно-эстетические качества воспринимаемого); методы – проблемный, частично-поисковый, «мини-исследовательский», самостоятельного поиска, свободного выбора (произведения, задания, работы, деятельности по теме); совет, памятка, инструктаж, рекомендация (по восприятию произведений пейзажной живописи); запоминание, повторение; попытка, проба, тренинг, практика (восприятия живописного пейзажа); самооценка этого восприятия; актуализация, социализация (приобретенных знаний, умений и способностей).
При этом используются также различные ситуации: «инсайтные» - на внезапнее понимание предлагаемой ситуации, ситуационной проблемы; неожиданности – неподготовленного выступления, защиты своего или чужого мнения; ситуация успеха, условий для успешного решения вопроса, задачи; курс на интериоризацию – преобразование целесодержания разноплановой нравственно-эстетической деятельности в структуру внутреннего плана сознания личности будущих учителей.
Так, в нравственно-эстетическом воспитании студентов – будущих учителей на пейзажной живописи Узбекистана предусматриваются следующие подходы: обзор истории данного жанра в узбекской живописи; учет знания элементарных теоретических основ и логики восприятия произведений живописи (пейзажных) еще в школе с приобретением опыта художественно-эстетического восприятия живописных пейзажей. Будущие учителя знакомятся с историей этой живописи, художниками-пейзажистами Узбекистана, их произведениями (особенностями, тематикой, мотивами, художественно-эстетической характеристикой, нравственно-эстетическим содержанием, прежде всего, Н.Карахана, У.Тансыкбаева, Р.Тимурова, З.Иногамова и др.художников.
Необходимо системно-последовательное использование произведений пейзажного жанра – от локального лирического изображения естественной природы – до ее широко панорамного охвата; от конкретно-природного нетронутого объекта природы – до природы, преображенной человеком (урбанизированной, индустриальной).
Студентам необходим план-ориентир или памятка по восприятию-анализу пейзажного произведения, с такими его компонентами, как: тема, сюжет, содержание, замысел, композиция, рисунок, перспектива, цветовая гамма – колорит, цвет; обобщенный образ, его эмоциональный потенциал, нравственная нагрузка и эстетика. Студенты готовятся к нравственно-эстетической оценке произведений художников-пейзажистов.
Безусловно, происходит нравственно-эстетическое обогащение личности будущего учителя, влияние и воздействие на нравственно-эстетический облик. Формируются нравственно-эстетические чувства, в первом ряду которых – гордость за эстетический облик Родины, любовь к ней. Накапливаются и активизируются эти высокие чувства, совершенствуется такой художественно-эстетический нравственно-эстетический опыт, способный интегрироваться в высоконравственные – патриотические и личностно значимые эстетические чувства к своей – нашей Родине. Именно эта линия воспитательного влияния и воздействия на студентов имеет большое значение в нравственно-эстетическом становлении личности будущих учителей.
Литература:
Краткий педагогический словарь. - В.Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – М., 2005. – 180 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000. – 410
Беспалько В.П. Педагогические технологии и средства обучения.- М.:Знание, 1989.-164с.
Аннамуратова С.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников Узбекистана.- Т., Фан, 1991.-369с.