Целью исследований является автоматизация эксперимента, экспериментальное и расчетное определение величины подъемной силы, силы лобового сопротивления и отрывной зоны при обтекании профиля с вращающимся цилиндром и выдувом воздуха.
Выполнен расчет обтекания профиля при помощи пакета газодинамического анализа Flow Simulation, являющегося составной частью пакета SolidWorks [1], который основывается на методе конечных элементов. Применение этого пакета позволяет достаточно точно получать основные характеристики профиля: Cx, Cy и др. А также визуализировать картину обтекания профиля.
Рис. 1
Для достижения поставленной цели было выполнено:
- проектирование дренажной модели профиля GA(W)-1 [2] со съёмным вращающимся цилиндром в программном пакете Solid Works (рис. 1);
- изготовление модели с помощью 3D принтера;
- математическое моделирование обтекания аэродинамического профиля GA(W)-1 в вычислительном пакете Solid Works Flow Simulation (рис. 2);
- экспериментальное исследование обтекания модели профиля в аэродинамической трубе.
Рис. 2
Экспериментальная модель профиля с отклоненным закрылком и вращающемся цилиндром с выдувом струи через щель цилиндра, спроектирована таким образом, что позволяет провести автоматизированный эксперимент. Под автоматизированным экспериментом предполагается автоматическое изменение углов атаки модели и закрылка, снятие показаний с дифференциального электронного манометра в автоматическом режиме.
В работе рассмотрены основные особенности применения расчётного метода и результаты расчёта для профиля GA(W)-1.
Так на рис. 3 показано сравнение результатов математического моделирования расчёта аэродинамических характеристик профиля GA(W)-1 в вычислительном пакете Solid Works Flow Simulation с экспериментальными результатами [2]. Расчеты велись на персональном компьютере с процессором Intel Core i5, 2.3 ГГц, ОЗУ 4 Гб с общим количеством расчетных ячеек 941364. Время расчета одного угла атаки составило примерно 45 минут.
На рис. 3 показано хорошее согласование расчетных и экспериментальных данных [2] для аэродинамических характеристик профиля GA(W)-1 без закрылка. Незначительное расхождение между экспериментальными и расчётными данными наблюдается на углах атаки близких к критическим. Можно отметить, что оценка среднего квадратического отклонения в
Рис. 3
диапазоне углов атаки от -7 до +10 градусов составляет 2 % , а во всем диапазоне углов атаки, показанном на рис. 3, эта же величина равна 4 %. Таким образом, математическое моделирование в вычислительном пакете Solid Works Flow Simulation при использовании модели турбулентности k-Ɛ дает хорошо согласованный результат с экспериментом.
Литература:
Прохоренко В.П. SolidWorks. Практическое руководство. – М.: Бином, 2004. – 289 с.
Кашафутдинов С.Т., Лушин В.Н. Атлас аэродинамических характеристик крыловых профилей. – М.: Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина, 1994. – 74 с.