В статье дан обзор роли энергобезопасности и энергосбережения в экономике Российской Федерации. Обсуждаются растущее потребление первичных энергоресурсов всеми мировыми державами, последствия этого роста, а также способы развития и причины, препятствующие энергосберегающей политике.
The review of a role of energy safety and energy conservation in economy of the Russian Federation is given in the article. The growing consumption of primary energy resources by all world powers, consequences of this growth, and also ways of development and the causes impeding the energy conservation’s policy are discussed too.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, первичные энергоресурсы, энергетическая стратегия, баланс энергоресурсов, стратегические угрозы энергетической безопасности, энергосбережение и энергоэффективность
Keywords: energy safety, primary energy resources, energy strategy, balance of energy resources, strategical threats of energy safety, energy conservation and energy efficiency.
Энергетическая безопасность это защищенность государства и его экономики от угроз дефицита в обеспечении энергетических потребностей экономически доступными энергоресурсами приемлемого качества. Масштабная реализация таких угроз связана с рисками потери экономической или политической стабильности, ухудшения социально-экономического положения стран, замедления или прекращения экономического роста и социального развития.
Энергетическая безопасность достигается, с одной стороны, достаточностью предложения топливно-энергетических ресурсов, с другой стороны – умеренностью спроса, обеспечиваемой эффективной системой энергопотребления.
Главной причиной обострения ситуации с обеспечением глобальной энергетической безопасности в последние десятилетия является усиление двух глобальных процессов.
Во-первых, это значительный рост спроса мировой экономики на первичные энергоресурсы, особенно быстрый у развивающихся стран, а также в странах с переходной экономикой (страны СНГ, включая Россию, и другие европейские страны) (таблица №1) [11].
Во-вторых, это исчерпание относительно дешевых природных энергоресурсов в большинстве регионов мира и необходимость освоения более дорогих их запасов, что чревато необходимостью более значительных инвестиций в энергетический сектор.
Таблица 1
Мировое потребление первичных энергоресурсов (млн. т.) [11]
Регион, страна |
2000 г. |
2005 г. |
2011 г. |
Прирост 2011 г. к 2000 г. |
|
абс. |
отн. |
||||
Северная Америка, в т.ч. |
3928,6 |
4030,6 |
3810,1 |
-118,5 |
-3% |
США |
3302,6 |
3349,3 |
3120,3 |
-182,3 |
-6% |
Канада |
429,6 |
462,0 |
456,5 |
26,9 |
6% |
Мексика |
196,5 |
219,4 |
233,4 |
36,9 |
19% |
Центральная и Южная Америка, в т.ч. |
653,4 |
724,6 |
804,9 |
151,6 |
23% |
Бразилия |
261,5 |
283,3 |
322,8 |
61,2 |
23% |
Венесуэла |
88,5 |
97,7 |
105,2 |
16,7 |
19% |
Аргентина |
84,2 |
95,0 |
104,8 |
20,6 |
24% |
Европа и Евразия, в т.ч. |
4000,0 |
4206,8 |
3961,1 |
-38,9 |
-1% |
Россия |
897,8 |
949,0 |
928,5 |
30,7 |
3% |
ФРГ |
471,2 |
462,7 |
414,4 |
-56,8 |
-12% |
Франция |
362,5 |
371,9 |
345,9 |
-16,6 |
-5% |
Великобритания |
318,7 |
322,0 |
284,4 |
-34,3 |
-11% |
Украина |
192,6 |
194,6 |
160,9 |
-31,7 |
-16% |
Белоруссия |
30,3 |
33,9 |
34,2 |
3,9 |
13% |
Средний Восток, в т.ч. |
582,6 |
781,9 |
942,4 |
359,8 |
62% |
Иран |
173,2 |
251,5 |
292,9 |
119,7 |
69% |
Саудовская Аравия |
169,0 |
222,4 |
273,8 |
104,8 |
62% |
ОАЭ |
58,9 |
81,4 |
107,3 |
48,3 |
82% |
Африка, в т.ч. |
399,5 |
468,0 |
515,9 |
116,4 |
29% |
ЮАР |
153,4 |
170,6 |
181,3 |
27,9 |
18% |
Египет |
71,2 |
89,2 |
109,1 |
37,9 |
53% |
Алжир |
38,5 |
46,8 |
56,8 |
18,3 |
48% |
АТР, в т.ч. |
3677,1 |
4896,6 |
5930,5 |
2253,4 |
61% |
Китай |
1383,2 |
2248,2 |
3113,1 |
1729,9 |
125% |
Япония |
729,6 |
743,2 |
663,4 |
-66,2 |
-9% |
Индия |
422,0 |
517,9 |
670,5 |
248,5 |
59% |
Мир, всего |
13241 |
15108 |
15965 |
2724 |
21% |
В настоящее время прогнозируется устойчивый многолетний рост глобального спроса на первичную энергию. Так, согласно информации Мирового энергетического агентства, к 2030 г. мировое потребление первичных энергоресурсов может возрасти до 25 млрд. т. – потребление в АТР может увеличиться до 9 млрд. т., в Африке, Латинской Америке и на Среднем Востоке суммарно до 5 млрд. т., в Северной Америке и Европе, включая СНГ – до 10–11 млрд. т.
Но эта информация мало влияет на стиль жизни большинства стран, так во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой тенденция к энергосбережению пока не просматривается, а развитие использования возобновляемых видов энергии происходит недостаточными темпами. Во всем мире сохраняется достаточно мощное противодействие развитию атомной энергетики. Что никоим образом не способствует политики энергосбережения.
Основными ориентирами в энергетической безопасности России и долгосрочном развитие страны следует считать масштабные структурные преобразования в экономике, в секторе промышленного производства, что на данном этапе развития страны предусматривает Энергетическая стратегия России до 2030 г (ЭС-2030) [7].
Согласно ЭС-2030 на первом этапе реализации должны быть активизированы геологоразведочные работы в традиционных местах добычи энергоресурсов, а также созданы все необходимые условия для освоения сырьевой базы ТЭК в удаленных и труднодоступных районах страны, создана централизованная вертикально-интегрированная система управления запасами полезных ископаемых с целью достижения максимально эффективного комплексного освоения недр.
На втором этапе следует активное освоение минерально-сырьевой базы нефти и природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, в шельфовых районах, в т.ч. в российском секторе Арктики, а также на полуострове Ямал, в Обской и Тазовской губе, на европейском севере и в Прикаспийском регионе.
На третьем этапе продолжится освоение новых районов на основе современных методов и технологий геологоразведки, частно-государственного партнерства и привлечения инвестиций, в т.ч. иностранных.
Достижение ориентиров ЭС-2030 должно позволить России нарастить свое участие в обеспечении глобальной энергетической безопасности к 2030 г. путем увеличения экспорта первичных энергоресурсов на 11-12% против объемов 2011 г. (511,4 млн.т.)
Таблица 2
Баланс первичных энергоресурсов по ЭС-2030 (млн. т.)
|
2015 г. |
2020 г. |
2030 г. |
Внутреннее потребление, в т.ч. |
1010–1110 |
1160–1250 |
1375–1565 |
газ |
528-573 |
592-619 |
656-696 |
жидкие (нефть и конденсат) |
195-211 |
240-245 |
309-343 |
твердое топливо (уголь и пр.) |
168-197 |
198-238 |
248-302 |
нетопливные |
117-127 |
130-147 |
163-224 |
Вывоз, в т.ч. |
913-943 |
978-1013 |
974-985 |
газ |
310-340 |
380-390 |
400-425 |
ИТОГО РАСХОД |
1923-2052 |
2140-2266 |
2363-2542 |
РЕСУРСЫ |
1923-2052 |
2140-2266 |
2363-2542 |
Импорт |
96-100 |
92-93 |
86-87 |
Производство – всего, в т.ч. |
1827-1952 |
2047-2173 |
2276-2456 |
газ |
784-853 |
919-958 |
1015-1078 |
жидкие (нефть и конденсат) |
691-705 |
718-748 |
760-761 |
твердое топливо (уголь и пр.) |
212-260 |
246-311 |
282-381 |
нетопливные |
134-140 |
156-164 |
219-236 |
В то же время уже достаточно длительный период в России существуют проблемы, стоящие на пути достижения поставленных в ЭС-2030 планов – стратегические угрозы энергетической безопасности.
Основные стратегические угрозы энергетической безопасности России включают в себя:
Высокая энергоемкость российского ВВП определяется главным образом использованием энергорасточительных технологий и оборудования, большими потерями при транспортировке и хранении энергоресурсов.
Низкие темпы преодоления ценовых перекосов между газом и углем привели к нерациональной с позиций энергетической безопасности структуре спроса, выраженной в чрезмерной ориентации на природный газ. Замедленное устранение перекоса цен тормозит необходимую диверсификацию энергобаланса, усиливает угрозу доминирования природного газа в энергобезопасности регионов России.
Отставание прироста разведанных запасов углеводородов от объемов их добычи. Крайне неблагоприятное положение складывается в нефтяной отрасли, в которой истощение сырьевой базы происходит особенно высокими темпами. Происходит ухудшение качества запасов нефти. В настоящее время приходится переходить в районы с более дорогой нефтью.
Высокая доля природного газа в энергобезопасности регионов России. Сложившаяся в последнее двадцатилетие доминирующая, а в ряде случаев почти монопольная роль природного газа в балансе топлива многих районов России (Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Южный федеральный округа – более 90%, Северо-Западный федеральный округ – 75%) обуславливает слишком высокую зависимость экономики данных регионов от надежности поставок газа, добываемого и транспортируемого в основном из одного газодобывающего района. Газ подается на расстояния 2,5–3 тыс. км по системе магистральных газопроводов, подверженных повышенной опасности техногенных и природных воздействий. Грозит это значительными проблемами в обеспечении энергетической безопасности территории страны в условиях сокращения добычи газа в долгосрочной перспективе и крупно-масштабных чрезвычайных ситуаций в газовой отрасли.
Недостаточный уровень инвестиций и низкие темпы обновления оборудования в отраслях ТЭК. За последние 15-20 лет выделяемые инвестиции в ТЭК направлялись в недостаточном объеме и использовались преимущественно для воспроизводства. В результате в отраслях ТЭК все оборудование значительно износилось, происходит некомпенсируемое выбытие производственных фондов. Высокий износ оборудования ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства энергоресурсов и вынуждает инвестировать средства, прежде всего в модернизацию производственного аппарата и на ввод новых мощностей, предназначенных для замены изношенного оборудования. Коэффициенты обновления производственных фондов отраслей ТЭК на протяжении последнего десятилетия составляли менее 2 % (за исключением нефтедобычи – около 4 %).
Уже несколько лет идет реформа отрасли, но нерешенными остаются главные проблемы: устаревшие оборудование и нормативно-правовая база, нехватка квалифицированных кадров и отношение государства с частными компаниями. Особую озабоченность вызывает уровень безопасности объектов энергетики.
Энергетическая безопасность страны и ее обязательства перед мировым сообществом могут быть обеспечены только при условии принятия стратегических решений на государственном уровне.
К концу 2011 г. планировалось сформулировать единый документ, определяющий энергобезопасность страны.
По словам Президента РФ, Доктрина энергобезопасности России, должна предусматривать устойчивое и долгосрочное снабжение энергоресурсами, как Россию, так и все зависящие от неё страны, активное развитие гидроэнергетики и альтернативных источников энергии, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, модернизацию предприятий ТЭКа, особые меры защиты энергообъектов от террористов и международную кооперацию. В частности, не исключается формирование резерва энергоресурсов и создание условии для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭКа. В связи с износом оборудования более чем на 60% в электроэнергетике и газовой отрасли и на 80% — в нефтепереработке необходимо разработать механизм стимулирования, направленный на модернизацию производства и повышения технологической безопасности. Но как это часто бывает, эта доктрина, к сожалею, пока не заработала.
Сбережение энергоресурсов равносильно их производству, и часто именно оно представляет собой более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию. Усилия по повышению энергоэффективности и энергосбережению способствуют снижению энергоемкости экономического развития, укрепляя тем самым глобальную энергетическую безопасность.
Повышая уровень энергосбережения и энергоэффективности, уделяется больше внимания самому энергетическому сектору, который вносит значительный вклад в эти усилия за счет сокращения потерь при производстве и транспортировке энергоресурсов.
Основными направлениями в этой области должны быть:
Снижение до минимального уровня сжигания попутного газа в факелах и поощрение его использования;
Совершенствование энергетической инфраструктуры, в том числе минимизацию потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке и утечки газа из систем газоснабжения;
Утилизацию метана, образующегося в результате добычи угля;
Налаживание обмена передовым опытом;
Создание программы, с учетом национальных условий, по стимулированию потребителей пользоваться эффективными транспортными средствами, в том числе с экологически чистыми дизельными и гибридными двигателями;
Поощрение диверсификацию источников энергии для транспортных средств на основе новых технологий, в том числе внедрение в значительных масштабах различных видов биотоплива для автотранспорта, а также более широкое использование сжатого и сжиженного природного газа, сжиженного попутного газа и различных видов синтетического жидкого топлива;
Стимулирование научные исследования в области энергосбережения и энергоэффективности.
Энергоресурсы имеют самое важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами всех стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения чрезвычайно важно для всех стран.
В связи с глобальным характером этой ситуации и постоянно растущей взаимозависимостью между странами-производителями, транзитными странами и государствами-потребителями необходимо развивать партнерские отношения между всеми заинтересованными сторонами в целях укрепления глобальной энергетической безопасности. Лучший способ добиться намеченных целей в этой области - формирование прозрачных, эффективных и конкурентных мировых энергетических рынков.
- Литература:
Бушуев В.В., Телегина Е.А., Шафраник Ю.К. Мировой нефтегазовый рынок: инновационные тенденции. – М.: ИД «Энергия», 2008.
- Добронравин Н.А., Маргания О.Л. Нефть, газ, модернизация общества. – М.: Омега-Л, 2008. - 522 стр.
Рогожа И. В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации: монография - Москва, 2010. – 242 стр.
Энергетическая безопасность. Термины и определения / Отв. ред. Н.И. Воропай. – М.: ИАЦ Энергия, 2005. – 60 с.
Энергетика России. 1920–2020 гг. Т. 2: Энергетическая политика на рубеже веков. – М.: ИД «Энергия», 2008.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года - Утверждена распоряжением правительства РФ от 28 августа 2003 г.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года - Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г.
http://www.oilru.com/ - информационно-аналитический портал «Нефть» http://www.unctad.org/ - United Nations Conference on Trade and Development
http://www.eia.gov/ - U.S. Energy Information Administration
http://www.gks.ru/ - Федеральная Служба Государственной Статистики
http://www.iea.org/ - официальный сайт Международного Энергетического Агентства
http://minenergo.gov.ru/ - официальный сайт Министерства энергетики РФ