Задачи:
- Познакомить детей со способом жизни в природе различных насекомых;
- Научить распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов;
- Воспитывать бережное отношение к природе и её жителям.
Цель:
- Закреплять у детей знания о насекомых, о способах их передвижения, развивать моторику, мимику, координацию движений.
- Продолжать расширять знания детей о летних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых.
- Продолжать формировать у детей интерес к познанию, развивать у них внимание, память, речь.
- Продолжать работу над дикцией и совершенствованием интонационной выразительностью речи. Поддерживать внимание и интерес к художественному слову.
- Развивать двигательно-активные виды деятельности, развивать координацию движений и мелкую моторику.
Ведущий
Как красива и щедра природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьев.
Только разведи рукой травинки -
Под листочком дремлет светлячок,
А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,
Паутинку тянет крошка паучок.
Ребята, а как называют одним словом и бабочек, и жуков, и пауков, и кузнечиков?
Дети: Насекомые.
Ведущий: Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете?
( Дети отвечают ) Вы назвали очень много насекомых. А сейчас давайте попробуем отгадать мои загадки:
Много меду собрала, работящая…(пчела).
Ведущий : правильно пчела, а сейчас наша пчелка расскажет нам о своей работе, а вы послушайте. (выходит девочка в костюме пчелы)
Пчелка : Пчелка трудится весь день,
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу,
Хоботком нектар сосёт —
За день много соберёт.
Унесёт нектар в тот улей
И назад вернётся пулей.
В сотах утрамбует мёд,
Скоро ведь зима придёт.
Будет пчёлкам чем питаться
Летом надо им стараться.
Ведущий: Какие пчелки красивые нам повстречались, мы их часто видим над цветами, они большие труженицы — все лето собирают сладкий цветочный сок и к зиме в их домиках много-много меда…
Пчелка:
Я веселая пчела,
Много меду собрала,
Но пришел топтыжка,
Разорил домишко.
Раскидал мои запасы,
А ведь скоро холода…
Помогите мне друзья!
Все запасы соберите,
В улей мне скорей несите.
Ведущий: А мы тебе, пчелка, поможем.
Игра «Собери мед» (под музыкальную композицию «Полет шмеля»)
Дети строятся в две команды и с помощью ложки помогают пчелкам переносить мед.
Ведущий : Молодцы, ребята, садитесь. Теперь нашей пчелке не страшны холода. Ребята, только летом в лесах можно услышать голоса тысяч птиц, как в реке плещется молодая рыбка, пышно зеленеют леса, поля, луга, а в траве жужжит и копошится множество разных насекомых.
Послушайте, я загадаю вам следующую загадку:
«Удивительно силен,
Не смотри, что мал,
Ведь в лесу с друзьями
Он гору натаскал».
Кто это?
Дети: Муравей.
(Выходит мальчик — Муравей.)
Ведущий :
Что случилось, муравей?
Муравей:
Нас обидел злой мальчишка.
Он нам лапки отдавил.
Муравейник разорил.
Интересно все вокруг
Ползет по пальцам муравей,
Залез в мою ладошку.
— Ты щекотать меня не смей,
Поползай лишь немножко!
Вот бабочка — павлиний глаз
Спит, крылышки сложила.
Но вдруг вспорхнула
И с цветка слетела суетливо.
Кружится бабочка легко,
Как пух, как легкий ветер.
Цветы раскрыли лепестки,
Ждут с бабочками встречи.
Ведущий: Да, муравьи, как и пчелы, большие труженики. Они поднимают вес больше, чем весят сами. И живут большими дружными семьями в своих домиках-муравейниках. Я предлагаю и вам, ребята, превратиться в таких дружных братишек-муравьишек. Из чего муравьи строят свои дома?
Дети: Хвойные иголки, листья, кусочки коры, веточки.
Игра «Муравьи строят дом»
Дети выходят и строятся в две команды по шесть человек. В обруч около них кладутся по пять кубиков и кирпичиков, один конус с флажком. Каждая команда должна построить из конструктора «дом». Дом строится в другом обруче у противоположной стены. Дети носят по одному кирпичику и одному кубику, последний «муравей» несет конус с флажком и устанавливает его рядом с домом. Это считается окончанием постройки.
Ведущий:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом.
Все, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Ведущий : Молодцы, команды, садитесь. А мы продолжаем разгадывать наши загадки:
1. Не солнце, не огонь, а светит? (Светлячок).
2. Самого не видно, а голос слышно. (Сверчок).
3. Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо! (оса)
4. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
5. В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. (Бабочка)
Ведущий : и последняя загадка:
В зелёных мундирах
В траве, на лугах.
Живут музыканты
На длинных ногах.
Ведущий: Кто это, ребята? Правильно, кузнечик.
Стрекочет кузнечик,
На летнем лугу.
Его я в траве,
Разглядеть не могу.
Он тоже зеленый,
Попробуй поймать.
В огромных прыжках
Он умеет летать.
Был только что рядом,
Теперь далеко.
В зеленой траве,
Разглядеть нелегко.
Ведущий : На лугу очень много кузнечиков. Благодаря маскировочной окраске зеленый кузнечик становится невидимым в траве. Я предлагаю отдохнуть и провести конкурс «Кузнечики». (Две команды. Первый игрок — «Кузнечик» прыгает с места на двух ногах в длину. С отметки приземления первого игрока прыгает второй игрок «кузнечик» и т. д. (под музыку «В траве сидел кузнечик»). Но перед тем, как приступить к выполнению задания, необходимо размяться. Повторяйте движения за мной:
Физкультминутка : «Кузнечики»
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Ведущий : На старт, внимание, марш! Молодцы, команды, садитесь.
(Под музыку влетает бабочка.)
Ведущий : Бабочка-красавица, что в лесу случилось?
Скажи, какое горе с тобою приключилось?
Бабочка :
Мальчик злой меня поймал.
Он мне крылышко сломал.
Не могу теперь летать?
Как же мне не горевать?
Ведущий : Где же нам его найти?
Вот и он идет сюда .
Подойди сюда, мальчишка, есть серьёзный разговор.
Много бед ты натворил: муравейник разорил,
Бабочке крыло сломал, а ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!
Мальчик: Не гоните меня, я не знаю, как вести себя в лесу.
Ведущий : Давайте научим, ребята, его правилам поведения на природе.
Дети выстраиваются полукругом, в руках листовки. Ребята по очереди объясняют правила поведения на природе.
– Нельзя собирать насекомых в спичечные коробки или банку, они там погибнут.
– Не давите жуков. Нет вредных насекомых, все насекомые полезные. Они тоже живые, они хотят жить.
– Берегите бабочек, они нежные и могут погибнуть даже от прикосновения.
– Охраняйте муравейники! Муравейник — это муравьиный домик.
– Лес — это дом для животных и растений в нём всегда должно быть чисто!
– Не давите гусениц, гусеница — будущая бабочка.
Мальчик: Дорогая бабочка!
Тебя я пожалею.
И крылышко твоё дыханием согрею.
А вам муравьишки-трудяги, я домик опять соберу.
А мусор и соринки домой опять заберу.
Вы простите, простите меня, я не буду природу губить!
И только в лес, в гости буду к зверятам ходить!
Ведущий: Хорошо, что ты, малыш, запомнил, как надо вести себя в лесу. Ну, а наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Природа — наш общий дом и нам нужно думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу. Помните, что многие насекомые занесены в Красную книгу. А вот о том, какие виды насекомых занесены в Красную книгу и почему они находятся под охраной, мы узнаем в следующей игре-путешествии «По страницам Красной книги».
Литература:
- Н. А. Рыжова «Наш дом природа». — М.: «Карапуз-Дидактика»,2005.
- Н. А. Рыжова «Я и природа».- М: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.
- Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». — М.: «издательство ГНОМ и Д», 2001.
- «Дошкольники на прогулке» под ред. А. С. Галановой. -М.: Педагогическое общество России, 2005.
- С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».-М.: Новая школа, 1996.