Исследованию теории качества жизни посвящено достаточно много различных работ. Большинство из них ориентированы на исследование качества жизни с узкопрофессиональных точек зрения.
На наш взгляд, наиболее сильно качество жизни населения зависит от наличия и темпов экономического роста, его и факторов, его обеспечивающих. Однако, следует оговориться, что принятая многими исследователями идея «экономический рост влечет за собой рост качества жизни» не верна. Во-первых, экономический рост в краткосрочной перспективе может достигаться без видимого улучшения социальной сферы. Во-вторых, экстенсивные факторы экономического роста дают лишь прирост объема показателей, но не улучшают их качество. В-третьих, экономический рост и связанные с ним существенные изменения в экономике могут негативно восприниматься населением страны, не готовым к любым изменениям. Примером стремления к быстрому экономическому росту без внимания к качеству жизни населения может являться так называемый «вашингтонский консенсус», т.е. тип макроэкономической политики, который Международный Валютный Фонд и Всемирный банк рекомендовали к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис. Концепция включает набор из 10 рекомендаций, направленных на усиление роли рыночных сил и снижение роли государственного сектора. Однако, двадцать лет экономической трансформации в различных странах дали достаточно эмпирического материала для разработки моделей, показывающих, что при соблюдении определенных условий постепенная либерализация может быть более перспективной, чем шоковая терапия. Уже в 1996г. был опубликован более осторожный доклад Всемирного банка «От плана к рынку», в котором говорилось, что «последовательная экономическая политика, сочетающая либерализацию рынков, внешней торговли и процесса создания новых предприятий с разумной стабильностью цен, может достичь очень многого даже в тех странах, где отсутствуют четко определенные права собственности и сильные рыночные институты»[1, c.14].
Также достаточно сложным является вопрос государственного регулирования экономики, как единственного инструмента повышения качества жизни населения. Такой подход также кажется нам не достаточно правильным. Представители данного подхода обычно ссылаются на уже упомянутый нами опыт прохождения Россией «шоковой терапии», который сопровождался максимальной либерализацией экономики. Из этого опыта исследователи делают вывод об абсолютной необходимости вмешательства государства в экономику и создания условий для повышения качества жизни исключительно мерами по совершенствованию социальной политики государства. Однако такой подход близок к оправданию автократии, что не соотносится с опытом экономически развитых стран. Наличие сильных либеральных институтов, демократии и гражданского общества могут существенно улучшить качество жизни населения, но без помощи государственных социальных органов не смогут поддерживать высокий уровень постоянно. Именно поэтому развитые страны характеризуются одновременно высоким уровнем демократии и относительно низким неравенством.
В современной науке так и не было выработано единого подхода к определению понятия «качества жизни». Во многом это связано с обширностью и многозначностью самого понятия, во многом – с различными научными подходами и точками зрения исследователей, во многом – с различными экономическими ситуациями и временем фиксации понятия исследователями.
Американские и европейские специалисты выделяют следующие этапы развития концепции «качества жизни»:
• с конца 50-х до середины 60-х гг. В эти года понятие «качества жизни» преимущественно выступало синонимом «образ жизни» и использовалось в политических и пропагандистских целях. Под качеством жизни подразумевались материальные блага, предоставляемые потребителю развитым индустриальным обществом и измеряемые преимущественно показателями уровня или стандарта жизни;
• вторую стадию развития понятия качества жизни исследователи датируют 1966 годом - именно в это время вышла в свет коллективная монография под редакцией Р.Бауэра «Социальные индикаторы», положившая начало целому направлению американской и западноевропейской социологии — так называемое «движение за социальные индикаторы». Характер этой стадии определялся выраженной тенденцией к построению системы количественных оценок на основе качества жизни, как научного понятия. Появилось стремление рассматривать социально-экономические проблемы в рамках не только экономических, но и социальных категорий, и, прежде всего, качества жизни;
• следующая, стадия эволюции понятия качества жизни, относится к началу 70-х гг. С этого времени на первый план выдвигаются направление — глобальное моделирование. В 1971 году вышла в свет «Мировая динамика» Дж.Форрестера, затем — связанная с ней «Пределы роста» Д.Медоуза и его коллег. В американской науке появилось несколько десятков различных глобальных экономических моделей качества жизни. Сторонники данного направления исследования качества жизни называли себя «новый класс» - приверженцы и носители идеалов «качества жизни»: предпочтение духовных и интеллектуальных ценностей перед материальными, использование социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, которые становятся желанными и возможными для всех;
• со второй половины 70-х гг. все большее внимание исследователей, не только в США, но и во многих других западноевропейских странах привлекает концепция «ощущаемого качества жизни», представляющая собой основу целого направления систем «субъективных показателей качества жизни». В ходе дискуссий по этим вопросам качество жизни рассматривалось не только как научная категория, но и как научная концепция, что было обусловлено более глубоким осознанием ограниченности чисто экономического подхода к решению социально-экономических проблем.
Для того, чтобы более полно понять особенности современной концепции «качества жизни», необходимо учесть, что концепция формировалась изначально в рамках двух, во многом противоположных, подходов. Первичным считается «объективистское» направление, т.е. позитивистско-технократическое, связанное с идеологией либерал-технократизма и реформизма. В нем достижение качества жизни мыслиться в рамках «постиндустриального общества», в которое постепенно преобразуется современный капитализм в ходе развертывания научно-технической революции, рационализации экономики и социального регулирования. Вторым стал субъективистский подход с акцентом на «ощущаемое индивидом качество жизни».
Современным примером объективистского подхода можно назвать принятую участниками международной организации Римский клуб позицию Д.Фостера, который определил качество жизни как «состояние зависимости человека от уровня стрессовых ситуаций (вообще жизненных трудностей), плотности населения, качества питания и уровня загрязнения окружающей среды»[2]. По Фостеру, качество жизни находится в обратной зависимости к уровню жизни: чем выше уровень жизни, связанный с темпами роста промышленногопроизводства, тем быстрее истощаются минеральные ресурсы, быстрее загрязняется природная среда, выше скученность населения, хуже состояние здоровья, больше стрессовых ситуаций, т.е. ниже становится индивидуальное качество жизни. Продолжая эту идею, а также исследовав другие существующие подходы к определению качества жизни, два американских исследователя Джилберт и Крэвис описали его через совокупность значимых параметров:
Длина рабочего дня (недели) и продолжительность отпуска;
Климат – красота города и его культурно-развлекательные возможности;
Возможности легко и приятно добираться до места работы;
Экология в широком смысле;
Защита от преступности [3, c.123].
Логично предположить, что ответом на такое «глобальное» понимание качества жизни должна была стать трактовка качества жизни как индивидуализированной категории.
Представителями субъективистского подхода или, так называемой, концепции «ощущаемого качества жизни» являются С.Маккол, А.Мишел, Н.Далкин. Абстрактно-гуманистические и антропологические подходы к описанию качества жизни сложились, во многом, под влиянием Франкфуртской школы философии и экзистенциализма. В экономической теории исследователями данной идеи стали представители маржинализма. Со второй половины 1970-х гг. экономисты, при анализе показателей экономического роста, начали делать акцент на «социальной цене», которую приходится платить за развитие. Маржинализм позволил применить к концепции качества жизни количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат, создать экономические модели, проанализировать эластичность спроса, ввести понятие предельности и поднять проблему оптимизма. Главное, в центре теории маржинализма был субъект с его потребностями.
Продолжателем данного подхода стал П.Самуэльсон, считающийся инициатором «неоклассического синтеза» (объединения в одну концепцию неоклассической микроэкономики и кейнсианской макроэкономики) и одним из основателей неокейнсианства.
Для разработки экономического обоснования субъективного подхода к качеству жизни важную роль сыграли разработки американского экономиста и Нобелевского лауреата Гэри С. Беккера. В своих работах Беккер утверждал: «В самом деле, я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всему человеческому поведению – к ценам денежным и теневым, вмененным; к решениям повторяющимся и однократным, важным и малозначащим; к целям эмоционально нагруженным и нейтральным; к поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся» [4, c. 35-36]. Именно разработки Беккера в области теории человеческого капитала стали основанием для дальнейших расчетов на основе ИРЧП качества жизни в развитых странах. Благодаря тому, что подход Беккера основан на рациональности в принятии индивидуальных решений, он не ограничивается только анализом индивидов, а позволяет использовать теорию на микроуровне для получения выводов на групповом и макроуровне.
Известно, что акцент на субъективных показателях качества жизни делали социологи и психологи. Именно исследователи из этих научных направлений пришли к выводу, что качество жизни есть единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий) и соотнесение их, с одной стороны, с минимальными социальными стандартами, с другой стороны – с ресурсными возможностями общества.
Обычно в структуре субъективного качества жизни выделяют два компонента: аффективный, измеряемый через ощущение счастья или несчастья, и когнитивный, измеряемый через удовлетворенность жизнью в целом и ее отдельными сферами. При этом счастье и удовлетворенностью жизнью являются некими интегральными обобщающими показателями, а удовлетворенности различными жизненными сферами – показателями, позволяющими конкретизировать, что в жизни индивида хорошо, а что плохо.
Эклектизм содержания различных вариантов концепции качества жизни, включая объективистский и субъективисткий подходы, выражается в попытке охватить самые различные проблемы, включая пути и цели исторического развития, экономический рост, экологический кризис и его отрицательное влияние на человека, проблемы урбанизации (кризис городов) и бедность населения, расово-этнические конфликты, борьбу с преступностью и наркоманией, развитие образования и других социальных сфер, возможности самореализации личности, человеческое счастье и удовлетворенность своей жизнью. Современные исследователи на Западе склоняются к необходимости выработки некоего интегрального подхода, при котором объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные. Пока остается не решенным вопрос о едином индексе измерения, сопряженный со сложностями понимания и недостаточной разработанностью аппарата, сложностью математической модели, пониманием связи социально-экономических и политических условий того или иного общества, сущностью личностных характеристик индивидов (демография, раса, статус, этап жизненного цикла, ценности).
Следует отметить, что подходы к пониманию качества жизни в российской научной литературе достаточно долго отличались от западных. Условно, развитие понятия «качество жизни» в российской научной литературе можно разделить на четыре основных этапа:
Антагонизм (1960-е – начало 1970-х гг.) – использование понятия «качество жизни» в идеологических целях, прежде всего американскими учеными, обусловило критику и неприятие термина с полным отрицанием его научной значимости.
Критика и идеологическое противостояние (конец 1970-х – начало 1980-х гг.) – рассмотрение понятия в рамках теории образа жизни как выражение количественной стороны способа жизнедеятельности субъекта. Однако, позже стало понятно, что образ жизни это лишь социальная составляющая качества жизни. Качество жизни имеет в своей основе определенный уровень материального благосостояния, развития экономики, науки, культуры, находящее отражение в понятии «уровень жизни».
Если определять уровень жизни как реализацию нужд членов общества в благах, то качество жизни тогда определяется как степень удовлетворения потребностей с достижением того определенного личностно-психологического состояния, без адекватной оценки которого невозможно судить о реальном уровне благосостояния в стране.
Советская политэкономия не могла использовать теорию качества жизни из-за несопоставимости показателей государственной статистики в СССР и в развитых капиталистических странах. Поэтому в исследованиях преобладал социологический подход и инструментарий.
Квантификационное развитие (начало 1990-х годов) – для этапа характерно стремление построить систему показателей для оценки качества жизни населения в переходной экономике. Главенствовал экономический подход, уравнивающий или объединяющий качество и уровень жизни. В то же время, в социологии качество жизни сводится к субъективно-оценочному характеру.
Концептуальное развитие (вторая половина 1990-х годов – начало 2000-х) – качество жизни как ответ на концепцию устойчивого развития экономики России. Современная стратегия устойчивого развития включает:
- экономическую политику;
- экологическую политику;
- социальную политику.
За последние десять лет было проведено достаточно много исследований, связанных с изучением качества жизни населения России. На сами эти исследования и полученные в ходе них результаты оказали существенное влияние изменения экономической ситуации в стране, а также новые подходы к регулированию качества жизни, которые разрабатывались и реализовывались органами государственного управления. На наш взгляд стоит говорить о возникновении нового этапа в исследовании понятия «качество жизни».
Интеграционный этап (середина 2000-х – по настоящее время). Для данного этапа характерно объединение подходов различных наук и использование различных концепций с целью выработки некоего интеграционного и всеобъемлющего подхода к описанию качества жизни общества в целом и отдельного человека в частности. Данный интеграционный подход основан, в большей своей части, на экономических теориях развития общества, однако позволяет творчески использовать инструментарий психологии, социологии, философии, политологии для более полного рассмотрения заключенных в понятии особенностей и проблем. Поскольку исследование качества жизни носит не только теоретический, но и прикладной характер, то использование новых инструментов, дающих практический результат только приветствуется. Также интеграционный подход более четко отражает быстроту изменений общественной жизни за счет использования разноуровневых показателей: макро (общество в целом, страны), мезо (регионы, города), микро (индивид и малые группы).
При анализе существующих определений качества жизни не сложно заметить, что все их можно разделить на несколько больших групп, для каждой из которых характерна одна специфическая форма трактовки качества жизни. Качество жизни можно трактовать как:
- объект для дальнейшего совершенствования. Примером такой трактовки являются все формы исследования взаимосвязи понятий «качество жизни» и «социальная политика». К сожалению, для большинства таких исследований характерен патерналистский подход к трактовке роли государства в деле повышения качества жизни. «Экономический рост, осуществление результативной политики регулирования и перераспределения доходов, а также стабильность экономической системы в целом возможны при обеспечении пропорционального роста доходов всех слоев населения, принятия соответствующего реалиям жизни прожиточного минимума, утверждение качественно нового состава потребительской корзины» [5].
- совокупность взаимосвязанных элементов, факторов, параметров. Примером такого подхода является перечисление факторов, определяющих качество жизни населения:
1. факторы, связанные с доходами и расходами населения;
2. факторы, связанные со здоровьем;
3. факторы, связанные с жилищными условиями и наличием домашнего имущества;
4. факторы, определяющие качество среды жизнедеятельности;
5. факторы, влияющие на удовлетворенность человека условиями своей жизнедеятельности [6].
Не трудно заметить, что такой подход к определению качества жизни подвержен определенной узости восприятия современных проблем качества жизни. Исследователю достаточно легко определить один из факторов наиболее существенным и проводить анализ в соответствии с ним.
- процесс совершенствования жизни людей или общества в целом. Такое понимание качества жизни неразрывно связано с необходимостью экономического роста. Из данного подхода обычно вычленяют причины, сдерживающие развитие качества жизни в стране. Например: недооценка труда, как доминирующего фактора, источника дохода и как средства самоутверждения личности; высокая степень отчуждения труда от капитала; чрезмерная дифференциация доходов; социальная нестабильность общества; недостаточное создание условий для развития человеческого капитала [7].
- индикатор, т.е. показатель уровня экономического развития общества. В таких случаях используют оценочные суждения «высокое качество жизни» или «низкое качество жизни» и считают его «главным критерием оценки эффективности функционирования любой общественной системы» [8].
- потребность существования. Такой подход чаще всего встречается в философской литературе или исследованиях в области истории экономического развития: «повышение качества жизни человека есть проблема внутренней свободы, повышения индивидуальной самостоятельности и активности, т.е. полная реализация человеческого потенциала» [9].
- сравнительная характеристика. Наиболее часто такое понимание качества жизни встречается в исследованиях, связанных с повышением качества жизни в отдельном регионе или разработкой программ оценки качества жизни в России. «Качество жизни – система социально-экономических отношений между государством, в лице федеральных, региональных, муниципальных органов управления, хозяйствующими субъектами и население по поводу удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей каждого человека, коллективов предприятий различных форм собственности, населения муниципалитетов, регионов, Российской Федерации в целом, в целях обеспечения достойной жизни и свободного развития» [10].
- уточненное другое понятие. Наиболее часто такой подход встречается у исследователей экономических особенностей качества жизни населения. Например, качество жизни можно определить как «интегральную социально-экономическую категорию, характеризующую уровень благосостояния, соответствующий рыночной экономике» [11]. Также, качество жизни часто определяется как более сложная форма оценки уровня жизни или особый подход к определению образа жизни. Например, «качество жизни – уровень жизни, качество окружающей среды и уровень духовного развития населения определенной территориально-общественной системы» [6].
Также следует отметить, что трактовки качества жизни существенно различаются в зависимости от того объекта, чье качество жизни исследуется. Особенно это заметно при разграничении качества жизни индивида (семьи, небольшой группы), поселения (города, региона), страны или общества в целом. При анализе качества жизни на глобальном уровне обычно оперируют макроэкономическими показателями и идеями глобальности.
Наиболее ярко эти особенности выражены в подходе, разработанном российскими исследователями Глуховым В.В. и Окрепиловым В.В.. Данные исследователи вводят понятие «всеобъемлющее управление качеством жизни» и определяют его как концепцию целенаправленной системы методов во всех сферах жизнедеятельности, системное управление ресурсами, персоналом, процессами на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятельности, как ориентацию на качество жизни конкретного человека, группы людей и общества в целом.
С их точки зрения оно должно включать определенные принципы:
Приверженность цели сохранения жизнеспособности биосистемы Земли;
Ответственность человека за окружающую среду и будущие поколения;
Признание показателей качества неотъемлемым признаком жизнедеятельности;
Признание долгосрочного взаимного доверия и лояльности;
Сохранение устойчивости в биосистеме;
Осознание значимости и роли человека в системе жизнедеятельности общества;
Стремление к удовлетворенности, благополучию, заинтересованному участию отдельного человека, группы людей, предприятия, нации, общества [12, c. 10].
А для реализации принципов всеобъемлющего управления качеством жизни необходимо создать действенный механизм, состоящий из следующих элементов:
Выработка политики в области качества жизни;
Организация управления;
Обучение основам управления качеством жизни;
Сбор и обработка информации о качестве жизни;
Анализ проблем качества жизни;
Стандартизация условий жизнедеятельности;
Контроль параметров качества жизни;
Долгосрочное планирование параметров качества жизни [12, c. 10].
Такой глобальный подход к проблеме качества жизни имеет право на существование при учете постоянного стремления всех государственных, общественных и наднациональных организаций к улучшению условий жизнедеятельности населения Земли. Но, следует учитывать, что чем глобальнее подход, тем сложнее реализовать его в отношении каждого конкретного жителя планеты. Важным становится соблюдение большим количеством людей принципов этической ориентации, развитие экономики услуг, принятие правительственными организациями всех стран теории устойчивого развития, распространение на абсолютно все население права общественного выбора. Без данных основополагающих параметров реализовать качество жизни населения фактически не возможно.
Попов В.В. Стратегии экономического развития. – М., Изд.дом Высшей школы экономики, 2011.
Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. // http://sbiblio.com/biblio/archive/socprogn/6.aspx.
Бирман И. Уровень русской жизни (а также американской): вопросы-материалы-сравнения-некоторые ответы. – М., 2007.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. – М., ГУ ВШЭ, 2003.
Джабраилова Д.А. Макроэкономические факторы и инструменты повышения уровня и качества жизни населения России. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., Ростов н/Д, 2006.
Прокопович А.Б. Социально-географический анализ качества жизни населения (на примере Самарской области). Диссертациянасоисканиеученойстепеник.географ.н.,Самара, 2004.
Кузьминов В.А. Качество жизни как приоритетный параметр макроэкономики. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Москва, 2005.
Мамедова Э.Р. Социально-экономические приоритеты повышения качества жизни населения. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Махачкала, 2003.
Ходос Е.М. Социально-философские аспекты качества жизни. Дис. ...канд. филос. наук, Пенза, 2000.
Матвеева Т.Ф. Теоретико-методологические аспекты системного управления качеством жизни населения региона. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Кемерово, 2005.
Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качества жизни в условиях рынка. Автореф. диссертации на соискание уч.ст.к.э.н., Казань, 2007.
Глухов В.В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. – Спб, Наука, 2008.