Данный конспект составлен с использованием интеллект-карты.
Метод интеллект-карт, был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это «карты ума».
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это — наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность — обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность — хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
Ключевые слова: интеллект-карта, умная карта, дикие животные, лесник, зашумованный лес.
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: систематизация знаний детей об образе жизни диких животных посредством составления интеллект-карты.
Задачи:
- Пополнить и закрепить знания о профессии лесника, жизни животных в лесу накануне зимы: где зимуют животные, чем питаются, как выглядят;
- Развивать внимание, мышление, воображение, связную речь;
- Развивать умение работать сообща, в команде;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной и художественной литературы, заучивание стихов и загадок, рассматривание картин диких животных в лесу осенью и зимой.
Ход совместной деятельности:
На доске висят картинки леса.
— Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, про что мы сегодня с вами будем говорить? Правильно, про осенний лес.
— А кто живет в лесу? (Звери) А как вы думаете, есть люди, которые живут в лесу? На самом деле в лесу живет лесник. (Вывешивается картинка лесника и его домом) Что это за профессия? (Лесник — хозяин леса. Он заботится о лесе, о его обитателях. Чтобы стать лесником, надо много учиться, много знать, много уметь.
Лесники:
− очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев
− берегут от пожаров
− подкармливают и лечат зверей и птиц
− спасают зверюшек во время пожаров и наводнений
− высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках).
— Ребята, а вы бы хотели попробовать себя в роли лесника? (да) Тогда вам нужно пройти несколько тестов-испытаний. Для этого мы разделимся с вами на команды (дети вытягивают круг определенного цвета и соответственно этому цвету ищут свой стол, садятся за него).
— Ребята, кто будет самым внимательным и тот, кто будет хорошо работать в команде, те получат отличительный знак лесника — значок.
— Приступим к первому испытанию. О ком должен все знать лесник? Конечно, о зверях и о том, как они готовятся к зиме, чтобы помочь им эту зиму пережить. Сейчас я раздам каждой команде части целой картинки, вы должны будете собрать ее как можно быстрее и поднять руку, чтобы я увидела, что вы готовы. После того, как вы соберете картинку, вы узнаете, о каких зверях мы сегодня с вами будем говорить (дети выполняют задание и называют зверей)
— А теперь ваши дружные команды ждет следующее задание: нужно сделать «умную» карту, описав потом то животное, которое вам попалось. «Умная» карта будет состоять из 3 стрелочек: еда, внешний вид и «дом» животного (детям раздаются картинки, описывающие категории: «дом», внешний вид и еда; дети приклеивают необходимые картинки).
— Молодцы! Сейчас кто-то один из каждой команды расскажет ребятам о том, как их животное готовится в зиме. (Дети по очереди рассказывают о животных: еж, медведь, лиса, волк, заяц, белка. Детские «умные» карты собираются в одну большую карту на доске). Посмотрите, ребята, какая большая карта благодаря вашим дружным действиям получилась! Теперь мы можем ею пользоваться и с легкостью рассказывать о том, как животные готовятся к зиме.
Физминутка:
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Второе задание. (Каждой команде раздается картинка «зашумованный лес»). — Ребята, сейчас вы должны дружно посчитать и решить командой, сколько диких животных изображено на картинке. Сначала советуемся с командой, потом говорим ответ. (дети выполняют задание) — Молодцы! А кто изображен в левом верхнем углу? (курица) Почему вы ее не посчитали? (потому что это птица, а не животное)
— И последнее задание для вас: игра «Крокодил». (Дети становятся в круг, кто-то вытягивает карточку с изображением животного и показывает его, остальные — отгадывают). После — садятся за столы.
— Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, у всех получилось побывать в роли лесника. Напомните, что должен знать и уметь лесник. Ребята, вы все сегодня заслужили значок лесника! (всем детям вешается значок). Не забывайте о том, что лес нужно беречь и охранять не только леснику, но и нам с вами. Оказавшись в лесу, нельзя баловаться, кричать, топтать грибы и т. д. Помните об этом!
Иллюстрации, необходимые для проведения совместной деятельности: