Сегодня проблема развития российской экономики стоит наиболее остро. Её сырьевая направленность препятствует развитию несырьевых отраслей. Осознание нежизнеспособности привязки экономики страны к экспорту энергоносителей произошёл еще порядка 10 лет назад, и сегодня Россия стоит на пути создания инновационной экономики.
Основополагающим критерием развития инновационной экономики является функционирование технологического трансфера, понимаемого как система передачи результатов научно-технической деятельности с целью использования самых различных объектов интеллектуального прогресса – изобретений, промышленных образцов, компьютерных программ и т.д., которые в целом называются технологиями. Как показывает мировой опыт, трансфер инновационных технологий является одним из инструментов инновационной трансформации национальной (региональной) экономики. [1]
Интенсивное развитие национальной экономики во многом определяется степенью вовлеченности субъектов мировой рынка в глобальный трансфер технологий. Таким образом, трансфер технологий это не что иное, как государственно-частный инструмент создания точек роста в развивающихся странах и регионах. Он позволяет преодолевать неравномерности экономического развития и, в конечном счете, способствует повышению качества жизни людей.
На современном этапе развития мировой экономики, в условиях преодоления последствий экономического кризиса перед Россией стоит ряд серьезных задач по обеспечению выхода отечественных высоких технологий на мировые рынки. По данным статистики, доля инновационной продукции в российском производственном экспорте остается весьма незначительной. (Табл.1) Именно поэтому технологический трансфер представляет собой одно из приоритетных направлений государственной инновационной политики РФ и соответственно особый национальный интерес.
Таблица 1
Доля экспорта высоких технологий в общем объеме производственного экспорта страны
Страна |
Доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме производственного экспорта страны, %
|
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Китай |
26 |
28 |
28 |
США |
26 |
21 |
20 |
Великобритания |
19 |
22 |
21 |
Япония |
17 |
19 |
18 |
Германия |
13 |
15 |
15 |
Россия |
6 |
9 |
9 |
Грузия |
3 |
4 |
2 |
Источник: Составлено авторами по материалам The World Bank. [2]
Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что для современной России характерно торможение трансфера отечественных инновационных разработок за рубеж. Наша страна преуспела именно в технологическом импорте, наблюдается активное продвижение импортных технологий во всех областях деятельности на отечественный рынок. Налицо все черты технологической зависимости России от развитых государств, все больше и больше закрепляющие экономическое отставание.
Основной причиной такого положения, является то факт, что страна переживает стадию так называемой «догоняющей» модернизации, при которой приобрести готовую импортную технологию гораздо выгодней, чем разработать собственную. Следствием является огромное количество изобретений, лежащих мертвым грузом в архивах отечественных организаций.
Россия имеет в своем распоряжении почти все необходимое для ускоренной модернизации за счет трансфера технологий: еще сохранились достойные инженерные кадры и научные школы, есть запас по промышленной инфраструктуре, приличный внутренний рынок и, конечно же, обширная сырьевая база. Однако, несмотря на все имеющиеся преимущества для развития, существует ряд серьезных ограничений. Инновационно-технологический потенциал России слабо реализуется в рамках национальной, не говоря уже о мировой, экономики. На мировом рынке высоких технологий Россия занимает ничтожно малую долю и представлена в основном «Росвооружением».
Если говорить об основных препятствиях для активного участия России в международном технологическом трансфере, то, во-первых, необходимо отметить неразвитость российского законодательства в сфере мирового обмена инновациями. На сегодняшний день отсутствует комплексное видение правового регулирования трансфера российских технологий за рубеж, несмотря на имеющиеся разработки в области правового обеспечения тех или иных инфраструктурных элементов инновационной системы. [3]
Важнейшим условием трансферного прорыва российской экономики должно стать полноценное трансферное законодательство, отвечающее степени развития мирового рынка технологий. Россия уже предприняла некоторые шаги по усовершенствованию законодательства в области трансфера технологий, приняв в 2008 году закон «О передаче прав на единые технологии», затрагивающий важнейшие вопросы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности. Однако принятые законы уже нуждаются в доработке, так как не охватывают всех, в том числе инфраструктурных, аспектов технологического трансфера. Если рассматривать законодательство с позиции того, что оно должно быть направлено на достижение эффективного трансфера, то вызывает нарекание все инновационное законодательство РФ. Таможенный кодекс так же нельзя считать ориентированным на перспективу развития технологического экспорта, так как на сегодняшний день он нацелен преимущественно на контроль над пересечением границы материальных ценностей, а не информационного продукта, не предусматривая абсолютно никаких льгот при экспорте из РФ высокотехнологической продукции.
Кроме того, основным препятствиями на пути развития технологического экспорта в нашей стране является низкая конкурентоспособность условий ведения бизнеса, морально устаревшая система технических норм, громоздкая и медлительная система согласований и разрешений, высокая степень огосударствления НИОКР, отсутствие дешевого финансирования промышленных инвест-проектов, а также разница между затратами на инновации и коммерческим эффектом от их реализации.
Специфической чертой международного трансфера является наличие различных каналов и форм. К ним относятся – «утечка умов», создание дочерних компаний на территории стран, которые отличаются высоким инновационным потенциалом, международная торговля лицензиями, стратегическое инновационное партнерство. По всей видимости, в рамках государственной стратегии по трансферу российских технологий за рубеж необходимо включить перечень каналов, которые отвечают интересам экономического роста России.
Таким образом, необходимость формирования системы гибких и разнообразных механизмов экспортного трансфера продиктована, с одной стороны, обеспечением активного участия в технологическом обмене, а с другой – необходимостью противодействия «утечке» российских технологий за рубеж, что приносит невосполнимый вред экономике и инновационно-технологическому потенциалу нашей страны. Талантливые российские инженеры, разработчики и грамотнейшие предприниматели с первоклассным образованием и идеями предпочитают строить инновационную экономику где-нибудь в США, а не на Родине. Точной статистики утечки из России перспективных инновационных стартапов не существует, так как, они сразу теряют свою национальную принадлежность, оказываясь в местах вроде Кремниевой долины. Однако, не вызывает никакого сомнения, что это значительно снижает темпы развития российских инноваций и подрывает потенциал дальнейшего участия России в технологическом экспорте.
Несмотря на существующие барьеры для развития технологического экспорта, трансфер технологий – необходимый инструмент реализации инноваций для России. Дело в том, что основные сложности коммерциализации научных разработок в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием хорошо отлаженной работы инновационной инфраструктуры, основными звеньями которой являются технопарки, венчурные фонды и малые инновационные компании.[4]
Для преодоления имеющихся ограничений на пути дальнейшего активного участия в мировом технологическом трансфере России необходимо усилить интеграцию с мировыми процессами технологической модернизации, развивать инновационные продукты, транзакционные издержки в которые минимальны. Следует отметить, что России необходимо уделить особое внимание развитию самой инфраструктуры трансфера технологий, так как пока в нашей стране это направление находится в зачаточном состоянии. Исключение составляет лишь Российская сеть трансфера технологий (RTTN, Russian Technology Transfer Network), которая является основой процесса трансфера технологий в России. Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 70 российских инновационных центра (из 29 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть – это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. Основная же масса инновационных площадок: вузов, технопарков и т.д. изолирована и маломощна.
Единственным разумным способом, придающим отечественной инновационной деятельности новый импульс, является включение инновационных продуктов в сети трансфера технологий и выход на крупные проекты, которые приобретают в современном обществе разные формы. Приоритетными для России технологическими направлениями (критические инновации) являются: разработка в области топлива и энергетики, экологии и рационального природо- и недропользования, космические технологии, информационо- и телекоммуникационные технологии, а также технологические достижения в сфере вооружения.
Подводя итог, следует отметить, что, не смотря на то, что Россия осуществляется активные попытки наладить процесс технологического трансфера и коммерциализации инновационных достижений, перемены в данной области происходят очень медленно и нерешительно. Однако, судя по тенденции, возможность развития данной системы в российских реалиях достаточно высока.
Возвращаясь к вопросу коммуникаций в рамках трансфера технологий, следует отметить, что на текущий момент времени огромное внимание должно уделяться не только созданию технологий высокого качества, но и постоянному улучшению каналов взаимодействия. В конечном итоге совокупность всех мер приведет к повышению общей эффективности трансфера технологий и упрочит положение России на мировой арене.
Литература:
Акперов И.Г., Петрашов А.В. Трансфер инновационных технологий: готовность, препятствия, возможности // Инновации. 2008. № 5. С. 106.
Материалы сайта worldbank.org - [Электронный ресурс].-[2012]-Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.MF.ZS
Шугурова И. Политико-правовые аспекты трансфера российских технологий за рубеж. // Журнал «Международные процессы». [Электронный ресурс] // – [2012] Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-second/007.htm#note2
Мильская Е. А. Экономическая сущность процесса передачи технологий / Е. А. Мильская // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2008. - № 64. - С. 24-27.