На современном этапе одной из главных движущих сил процесса интернационализации и глобализации экономики является международное движение капитала в форме иностранного инвестирования. Отсюда возникает необходимость постоянного изучения новых явлений и процессов в этой области. Миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала.
Сегодня участие России в этих процессах весьма скромное. По многим позициям она не совсем готова к этому процессу, что выражается, в частности, в несовершенстве государственного регулирования иностранных инвестиций, участия страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, степени и методов административного вмешательства в экономическую деятельность и т.п.
Актуальность данного вопроса, на мой взгляд, обусловлена также тем, что в настоящее время российская институциональная структура управления внешними инвестициями отличается нестабильностью, что, в свою очередь, негативно сказывается на формировании благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Наличие множества недочетов в законодательной и административной системе управления иностранными инвестициями, а также институциональные барьеры требуют четкого определения направлений совершенствования ныне действующих норм и правил.
Иностранные инвестиции сыграли важную роль в экономическом развитии многих стран. Ярким примером являются новые индустриальные экономики Восточной Азии и Латинской Америки. Иностранные инвестиции в некоторые отрасли промышленности (в основном, электронику и автомобилестроение) в Малайзии, Филиппинах, Индонезии и Таиланде содействовали трансформации структуры их экономик и изменению их международной специализации – от экспортеров сельскохозяйственной продукции и минерального сырья до крупных производителей и экспортеров, преимущественно готовой промышленной продукции. Иностранные инвестиции также влияют на формирование инвестиционных фондов принимающей страны. Возможно, что зарубежные капиталовложения могут стать дополнительным источником пополнения национальных капиталов, что ведет к расширению капитальных ресурсов принимающей страны.
Можно предположить, что внешние инвестиции более эффективны по сравнению с национальными капиталами. Хотя есть экономисты, которые считают, что местные фирмы имеют более высокий уровень знаний и большие возможности доступа на внутренний рынок. Приняв решение о выходе на рынок конкретной страны, иностранная компания должна компенсировать преимущества, которыми обладают местные фирмы. Скорее всего, иностранная компания исходит из более низких издержек производства по сравнению с местными фирмами, а также из более высокого уровня производительности труда. Для развивающихся стран более высокая эффективность внешних инвестиций, очевидно, связана с сочетанием передовых квалификационных навыков и технологий с использованием местной рабочей силы и производственных мощностей.
Потенциальная возможность «эффекта вытеснения» национальных предприятий в связи с допуском в страну иностранного капитала предмет озабоченности многих правительств. Этот эффект имеет две основные формы. Первая имеет место на товарных рынках, когда филиалы ТНК, используя свои конкурентные преимущества, подавляют развитие и рост местных компаний. Вторая форма касается ситуации на финансовых рынках и рынках других основных ресурсов, когда филиалы ТНК лишают национальные компании доступа к этим ресурсам, «оттягивая» на себя львиную долю, или повышая для них издержки по приобретению необходимых ресурсов, или сочетая эти два мероприятия.
Учитывая относительную слабость отечественного бизнеса, противостоять такой практике может только государство. Как правило, сохраняющиеся ограничения на доступ внешних инвестиций являются мерой предотвращения захвата иностранцами господствующих монопольных позиций на национальном рынке, а также избежания ряда других возможных негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение платежного баланса страны в результате неконтролируемой заемной деятельности филиалов местных ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм).
Как раз по этой причине многие принимающие страны продолжают контролировать трансфертное ценообразование во взаимоотношениях между филиалами иностранных фирм и их материнскими компаниями, процессы слияний и поглощений фирм, а также ограничивать доступ иностранцев к местному финансовому рынку.
Кроме негативного эффекта, внешние инвесторы могут создавать и позитивный «эффект вовлечения», обусловленный тем, что вокруг проекта с участием иностранных инвестиций во множестве случаев образовывается сеть местных поставщиков, субконтракторов, обслуживающих предприятий и т.д. В данной ситуации предприятия с иностранными инвестициями выступают катализаторами экономической активности, которые открывают дополнительные возможности для местного бизнеса и способствующие вовлечению в хозяйственный оборот ранее не задействованных местных инвестиционных ресурсов.
Изученный мной зарубежный опыт показывает, что стимулирующий эффект чаще всего имеет место тогда, когда инвестиции вкладываются в отрасли, развитые слабо или вообще новые для принимающей страны. В том случае, если местные компании уже достаточно развиты, но все еще не способны на равных конкурировать с филиалами иностранных фирм, то тогда возможен негативный «эффект вытеснения» их филиалами ТНК.
Для стран, привлекших в значительных масштабах иностранный капитал, при всем отличии методов его привлечения, характерно много общих черт: 1) репутация надежности и сохранности вложений; 2) длительные стабильные отношения с инвесторами; 3) критическая масса инвестиций и 4) перспективы инерционного роста капиталовложений. На фоне этих стран Россия выглядит очень скромно. Имевшиеся в 90-х гг. возможности для привлечения капитала были явно не использованы.
Опасения потерять те или иные доходы, фискальные соображения, а также интересы российских деловых кругов не позволили формированию подхода, направленного на принятие мер специального характера по привлечению внешних инвестиций.
По нашему мнению, при условии экономической и политической нестабильности было два пути привлечения иностранного капитала: 1) дать доступ иностранцам к приватизационным процессам или 2) предоставить им государственные гарантии по крупным проектам и налоговые льготы. Попытки улучшить инвестиционный климат в середине 90-х гг. явились результатом количественных изменении, а не качественных.
Россия не сумела создать благоприятный климат на протяжении всего десятилетия, более того, понесла потери вследствие финансового кризиса. Причиной тому, видимо, постоянное ожидание скорой макростабилизации и последующего экономического подъема, включая приток внешних инвестиций.
Согласно результатам опроса 50 европейских компаний, действующих на российском рынке, проведенного Российско-европейским центром экономической политики при помощи Европейского бизнес-клуба, ключевым фактором для начала бизнеса в России являлся именно размер российского рынка.
Такие компании, в первую очередь, заинтересованы в реализации собственной продукции и услуг российским потребителям и имеют низкую долю экспорта в продажах. К этой категории относится большая часть иностранных компаний-инвесторов обрабатывающей промышленности, действующих в России.
Это и отличает существенно Россию от стран Центральной и Восточной Европы, где одним из важных мотивов для иностранных инвесторов в отраслях обрабатывающей промышленности является возможность организации, пользуясь фактором более низких издержек на рабочую силу, производства продукции с целью ее экспорта в экономически развитые страны Западной Европы. Напротив, экспортная ориентация характерна для сырьевых компаний, осуществляющих инвестиции в России, среди которых доминируют американские компании.
Можно утверждать, что интересы иностранных инвесторов и российского общества не совпадают. Для России основная цель: 1) восстановление, модернизация основных фондов реального сектора экономики; 2) насыщение потребительского и производственно-технического рынков высококачественными и недорогими товарами; 3) развитие и структурная перестройка своего экспортного потенциала; 4) реализация политики импортозамещения; 5) привнесение в российское общество и в российский бизнес передовых информационных и управленческих технологий.
Иностранных инвесторов интересует возможность получения прибыли не только за счет операций на обширном потребительском и производственном рынке России, использования ее природных богатств, квалифицированной и достаточно дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники, но и за счет реализации возможностей, связанных с неопределенностью и диспропорциями нынешней социально-экономической и политической ситуации.
Таким образом, можно полагать, что эффективность деятельности иностранного капитала в экономике страны, имеет прямую зависимость от интересов и структуры предприятий с иностранными инвестициями.
На российском рынке капитала оперируют три группы внешних инвесторов. Первой группа - это ТНК:
1) заинтересованные в производстве товаров по своим технологиям при низкой стоимости рабочей силы, энергии и прочего сырья для емкого внутреннего потребительского рынка;
2) вкладывающие капитал в освоение природных ресурсов России и заинтересованы в вывозе добываемых объемов на внешний рынок;
3) прибыльно осваивающие рынок телекоммуникаций, вложения в экономическую инфраструктуру.
Деятельность таких инвесторов, рассматривающихся часто как стратегические, регулируется, как правило, специальными соглашениями с органами власти на основе законодательных, нормативных актов, дающих им определенные льготы в налоговом, таможенном, организационном режимах деятельности. Они более или менее защищены от слабопредсказуемых изменений условий хозяйствования в результате смены политических лидеров, экстремальных социальных или экономических ситуаций в отдельных регионах страны.
Вторая группа – средние товаропроизводители, имеющие оригинальную технологию производства продукции и услуг, как правило, обладающие собственными патентами или ноу-хау, которые обеспечивают конкурентоспособность выпускаемых товаров и нацеленных на стабильное рациональное расширение своего производства. Эта группа усиливает конкуренцию среди производителей на российском рынке, способствует распространению вносимых ими в реальный сектор экономики технологий и управленческого опыта. Эта группа инвесторов в рамках совместного бизнеса при использовании стимулов по отношении к ним со стороны органов власти могут обеспечить производство в России высококачественных материалов и комплектующих изделий, которые необходимы отечественным машиностроителям, приборостроителям, судостроителям с целью повысить конкурентоспособность их продукции на внутреннем и внешнем рынках. Предоставление льготных условий хозяйствования средним производителям позволит быстрее провести реструктуризацию отечественного строительного, машинотехнического производства и повысить его экспортный потенциал.
Эта группа инвесторов позволит расширить экспортную долю российской продукции глубокой переработки, активизировать импортозамещение на внутреннем рынке товаров потребительского и производственного назначения, ускорить реструктуризацию выпуска и технологически модернизировать реальный сектор экономики. Для этого нужно обеспечить им стабильные условия получения приемлемой прибыли, гарантию защиты капитала и доходов, предоставление льгот при ввозе технологий.
Третья труппа представлена компаниями и гражданами зарубежных государств, цель которых получение прибыли за счет игры на курсовой стоимости активов и использования сложностей переходного периода в России (инфляция, разница цен аналогичных товаров на внутреннем и внешнем рынках, неразвитость законодательства, слабая правоохранительная защита, политическая нестабильность, растущая коррумпированность, криминальные явления). Негативное влияние этой труппы необходимо сдерживать.
Таким образом, деятельность различных групп иностранных инвесторов в экономике России оказывает непосредственное влияние на баланс выгод и издержек привлечения инвестиций и поэтому игнорирование этих различий при регулировании внешних инвестиций недопустимо, как это наблюдалось на протяжении ряда предшествующих лет.
- Литература:
Алексеев А. Источники инвестиций в российскую экономику: узок их круг./ А. Алексеев // Инвестиции в России. 2009. № 3. С. 3-10.
Балацкий Е.В. Иностранный бизнес и его влияние на экономику страны реципиента / Е.В. Балацкий // МЭиМО. 2001. №5. С. 44-54.
Ильин А. Иностранные инвестиции в России / А. Ильин, И. Выскребенцева // Инвестиции в России. 2009. № 2. С. 30-31.
Тагирбеков Роберт Гаджибегович. Мировой опыт регулирования прямых иностранных инвестиций и возможность его применения в условиях Российской Федерации. - Москва, 2002. - 174 c.
Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе / Л.И. Юзвович // Финансы и кредит. 2010. № 9. С. 48-52.