Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 1133 раза

Библиографическое описание:

Рахматуллина, Э. Н. Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом I типа / Э. Н. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4721/ (дата обращения: 19.12.2024).

Сахарный диабет 1 типа (СД1) – хроническое полиэтиологическое эндокринное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями углеводного, жирового, белкового и минерального обменов. Независимо от причин, эти нарушения, в конечном итоге, являются следствием абсолютного недостатка гормона инсулина. Абсолютный недостаток инсулина характеризуется резким снижением его синтеза инсулинсекретирующими бета-клетками островков поджелудочной железы и его секреции в кровь. В целом можно сказать, что несмотря на большой прогресс в изучении причин и механизмов развития сахарного диабета, он остается хроническим инвалидизирующим заболеванием, при котором полное излечение пока не возможно.

Важнейшей целью лечения сахарного диабета (СД) является достижение компенсации углеводного обмена. Основным ее отражением и центральной «тактической мишенью» для эндокринолога является гликированный гемоглобин HbA1c. Этот параметр позволяет судить об адекватности сахароснижающей терапии, а также в большой мере о том, насколько успешно больной справляется с необходимыми контрольными и лечебными мероприятиями [3]. Однако, будет ошибкой утверждать, что компенсация заболевания – это только лишь физиологический процесс, затрагивающий лишь телесную сторону. Болезнь – это практически всегда травмирующая ситуация, которая влияет на эмоциональное состояние больного. Несомненно, говорить о полноценной компенсации можно только в том случае, когда наряду с достижением оптимальных соматических показателей достигается определённый уровень психологического комфорта, который можно обозначить как психическую адаптацию к заболеванию

В последние десятилетия распространённость СД приобрела характер «неинфекционной эпидемии», особо удручающе выглядят сведения о заболеваемости СД1 в детском и подростковом возрасте. По данным Государственного регистра сахарного диабета заболеваемость СД1 у детей за 10 лет выросла на 35,7% (с 59,4 до 80,6 на 100 тыс. детского населения), у подростков на 68,9% (с 108,5 до 183,5 на 100 тыс. подросткового населения) [5].

Не возникает сомнений в том, что дети и подростки определяют будущее общества и государства. От их здоровья и благополучия во многом зависят социальная, экономическая и другие сферы развития страны. Именно по этой причине важно не только направлять силы и средства на предотвращение заболеваемости, но и оказывать всестороннюю (социальную, медицинскую, психологическую) поддержку детям и подросткам, оказавшимся в ситуации острого стресса, коим, несомненно, можно назвать заболевание сахарным диабетом 1 типа.

Из-за резких и всеобъемлющих изменений личности подростковый возраст всегда считался критическим периодом. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность [4]. А на фоне заболевания сахарным диабетом возможно обострение всех возрастных особенностей, что, в конечном счёте, может привести к декомпенсации болезни и нарушению адаптации подростка.

Рис. 1. Динамика распространённости СД1 в Российской Федерации за 2000 – 2009 гг. (чел. на 100 тысяч соответствующего населения).


Хорошая компенсация диабета во многом зависит от психической адаптации подростка к заболеванию, и того, насколько подросток успешно справляется с трудностями, возникающими вследствие постановки у него диагноза сахарный диабет 1 типа. Анализу этих трудностей и посвящена данная статья.

Амбулаторно и в условиях стационара было обследовано 60 подростков с диагнозом сахарный диабет 1 типа: 33 девочки и 27 мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет. Стаж заболевания составлял от 1 года до 11 лет, в выборке присутствовало 3 подростка с первично выявленным диабетом. 31 больной находился в стадии средней компенсации заболевания (HbA1с < 9 %), 13 в стадии хорошей компенсации (HbA1с < 7 %) , 16 – в стадии декомпенсации (HbA1с > 12 %). Все подростки получали инсулинотерапию, согласно плану лечения.

Для исследования трудностей в адаптации к заболеванию и субъективных переживаний болезни были использованы следующие клинико-психологические методы: наблюдение, анкетирование, свободное описание подростками трудностей в адаптации, структурированное интервью.

Подростки с сахарным диабетом 1 типа сталкиваются со многими трудностями, как физическими, так и психологическими проблемами. Абсолютное большинство (48 человек) склонны расценивать диабет как фактор, способствующий отсутствию «нормальной жизни», собственное здоровье воспринимается в прошедшем времени: «когда я была здорова, я могла ездить куда хотела», «постоянные ограничения в еде, то гипо (прим. гипогликемия - патологическое состояние, характеризующееся снижением концентрации глюкозы в крови ниже 3,5 ммоль/л), то гипер (прим. гипергликемия патологическое состояние, характеризующееся повышением концентрации глюкозы в крови выше 9 ммоль/л), в еде многого не могу позволить, а так хочется, в общем, постоянный самоконтроль...». Особую трудность для подростков представляют состояния гипогликемии, которые переживали все больные, участвовавшие в исследовании. Опасность «загиповать» вызывает беспокойство, а в некоторых случаях тревожное ожидание. Особенно ярко это отмечается у подростков (12 человек из выборки), у которых гипогликемия привела к развитию комы. «Я боюсь выходить из дома, а вдруг я опять упаду в кому», «страшно заниматься спортом, могу не почувствовать как упадёт сахар», «боюсь, что упадёт сахар, а у меня не будет с собой сладкого».

Не менее тягостно переживается и необходимость постоянно соблюдать диету, следить за режимом питания. Здесь можно выделить несколько основных аспектов: 1) запрет на любимые продукты, сладости. Особенно трудно удаётся себя ограничивать девочкам – «я очень люблю шоколад, но не могу себе позволить часто его есть». Зачастую подростки нарушают диету именно за счёт потребления сладкого; такие нарушения могут быть связаны как с недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы личности – «я же чуть-чуть», «от одной конфеты ничего не будет», «очень трудно сдержаться», так и с поведением подростка в группе значимых сверстников: «все зашли в кафе, а я что, буду просто так сидеть?». 2) фиксированное время приёма пищи, её количество. Здесь также возможны нарушения вследствие уже обозначенных причин.

Однако, вероятно, самой большой трудностью для больных сахарным диабетом 1 типа является необходимость делать инъекции инсулина. Ежедневность инъекций, недопустимость их пропусков, возрастающая болезненность, образование липодистрофий (прим. липодистрофия - патологическое состояние, характеризующееся зачастую общим отсутствием объёма жировой ткани в подкожной клетчатке), неадекватная реакция окружающих на уколы – вот лишь некоторые негативные переживания, связанные с инсулинотерапией. Практически все подростки высказывали своё негативное отношение к уколам: «как же надоели эти уколы, везде синяки…», «когда я думаю, что мне всю жизнь придётся делать инсулин, я жить не хочу», «в общаге первое время относились ко мне как будто к наркоману».

Более половины опрошенных подростков знали об осложнениях диабета и об их опасности для здоровья. Мысли о возможной слепоте, почечной недостаточности, сосудистых поражениях формируют чувство тревожности, а в некоторых случаях даже безнадёжности, безысходности. Нередки высказывания вроде «да я всё равно кандидат на кладбище», «у меня уже куча осложнений, мне всё равно». Однако, следует заметить, что подобные настроения более характерны для подростков более старшего возраста (15-16 лет), что, вероятно, связано с более осознанным отношением к своему здоровью и более чётким пониманием всей опасности сахарного диабета. С течением сахарного диабета и степенью его компенсации связана оценка своего будущего подростками. Так, среди больных с диабетом в стадии декомпенсации (HbA1с > 12 %) негативная оценка своего будущего встречалась чаще (9 подростков из 16), чем среди больных с хорошей (HbA1с < 7 %) компенсацией заболевания (3 из 13).

Несомненно, помимо проблем со здоровьем, подростки сталкиваются и с другими трудностями, часто психологического характера. Центральной психологической характеристикой больных сахарным диабетом является постоянное чувство неуверенности, которое окрашивает всю жизненную стратегию этих пациентов [2]. Хроническое заболевание, отмечает Д.Н. Исаев, может отрицательно повлиять на всю жизненную стратегию больного, часто он организует свою жизнь вокруг своего страдания, испытывает чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности. [1]. При свободном описании трудностей, связанных с заболеванием, подростки часто называли отсутствие возможности свободно планировать своё время: «не могу пойти с классом в поход». Так же под отсутствием личной свободы подразумевалась уже описанная выше необходимость ежедневного измерения сахара крови и инъекций. Многие подростки отмечали неадекватное отношение окружающих с инъекциям инсулина: «некоторые даже думают, что я наркоман», к самим больным диабетом: «обидно, когда люди спрашивают, не заразный ли я», «самое неприятное, что люди, узнав о моем заболевании, боятся иногда общаться со мной и отворачиваются....».

Как было показано выше, подростки с сахарным диабетом 1 типа сталкиваются со многими трудностями. Для того, чтобы справится с ними и успешно компенсировать заболевание, медикаментозное лечение следует сочетать со стабилизацией психического состояния, что облегчает, в свою очередь, и нормализацию соматического здоровья.


Литература:
  1. Исаев Д.Н. психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб.: Питер, 2007. – 512 с.

  2. Менделевич В.Д., Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.

  3. Моловилин О.Г., Шишкова Ю.А., Дивисенко С. И., Андрианова Е. А., Суркова Е. В., Дедов И. И. Психологические эффекты достижения компенсации сахарного диабета 1 типа у пациентов молодого возраста // Сахарный диабет. – 2010. - № 1. – С. 66

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феменология развития. – М.: Академия, 2011.- 656 с.

  5. Сунцов Ю.И., Болотская Л.Л., Маслова О.В., Казаков И.В. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространения в Российской Федерации // Сахарный диабет. – 2011. - № 1. – С.15

Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, подросток, компенсация заболевания, патологическое состояние, больной, заболевание, инъекция инсулина, подростковый возраст, стадий декомпенсации, тип.


Похожие статьи

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы)

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Изучение и пути коррекции тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы

Специфика развития компонентов волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории часто болеющих детей

Переживание детской обиды ребенком с умеренно выраженным гидроцефальным синдромом и его родителем в процессе психологического консультирования

Содержательный анализ категорий субъективной концепции болезни у женщин, страдающих нервной булимией

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом

Похожие статьи

Типизация расстройств поведения у подростков с проблемами адаптации

Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы)

Педагогическая поддержка гиперактивных подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Методические рекомендации

Изучение и пути коррекции тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы

Специфика развития компонентов волевого действия старших дошкольников, относящихся к категории часто болеющих детей

Переживание детской обиды ребенком с умеренно выраженным гидроцефальным синдромом и его родителем в процессе психологического консультирования

Содержательный анализ категорий субъективной концепции болезни у женщин, страдающих нервной булимией

Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом

Задать вопрос