Актуальность исследования проблемы адаптивной физкультуры и спорта продиктована социальными изменениями, происходящими в современной России. За последние годы государство и общество под воздействием ученых, общественных организаций стали все больше обращать внимание на инвалидов, в частности на возможности ими заниматься адаптивным спортом. Включение инвалидов в жизнь общества невозможно без структурной реорганизации. Определенные достижения в этой области уже произошли. Согласно данным, приведенным на первом Всероссийском конгрессе «Медицина для спорта», за последние пять лет число субъектов Российской Федерации, развивающих адаптивную физическую культуру и спорт увеличилось с 15 до 42. Число занимающихся спортом инвалидов за последнее десятилетие возросло в три раза и, по официальным статистическим данным на 1 января 2009 года, оно составило более 192 тыс. человек или 1,5% среди общего числа инвалидов, а среди детей-инвалидов 32,4 тыс. человек или 5,86% [3]. Роль социальной работы с людьми с ограниченными возможностями для помощи организации занятий физкультурой и спортом в связи с этим возрастает ежедневно. В данной статье мы попытаемся проанализировать проблему занятий спортом инвалидами в контексте основных положений структурного функционализма.
Т. Парсонс начав с анализа теории социального действия М.Вебера, впоследствии построил теорию структурного функционализма, в которой тщательно и всесторонне проанализировал взаимодействие человека и общества с окружающими системами [4]. Он утверждал, что социальная система обладает свойствами саморегуляции и самоорганизации. Для ее нормального функционирования необходимо решить основополагающие проблемы: адаптации, достижения цели, интеграции и латентности. Перечисленным функциям соответствуют социальные институты, а функция латентности является системообразующей и реализуется посредством социализации через семью, религию, образовательные учреждения [6]. В структурном функционализме особое внимание уделено вопросу взаимоотношения функций, в частности соотношения социальной системы и системы личности. В качестве базовой единицы системы выступает статусно-ролевой комплекс. Статус относится к структурной позиции в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Актор анализируется не с точки зрения его мыслей и поступков, а (по крайней мере, с точки зрения положения в социальной системе) как не более чем набор статусов и ролей [7]. Мы солидарны с П.В. Романовым и Е.Р. Ярской-Смирновой, которые утверждают, что «в современной России существуют серьезные препятствия в реализации инвалидами права на труд и благосостояние. Только в последние годы началась разработка строительных норм и правил по планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов» [9]. Это связано, прежде всего, со сложившейся в нашей стране практикой медикалистского подхода. Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы. В стране 13 миллионов инвалидов, занятия спортом для этой категории граждан крайне важны, они помогают инвалиду реабилитироваться в социуме, развиваться духовно и физически. В связи с этим появление паралимпийских видов спорта является большим толчком для развития в направлении поддержки и оказании помощи людям с ограниченными возможностями. Основной целью привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом является восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной и физической реабилитации. Зарубежный опыт показывает многочисленные примеры того, что занятия физической активностью являются отдыхом, развлечением, средством общения, а также, что немаловажно, способом поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. В России, до последнего времени, эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Существенное развитие функционализм получил в работах Р. Мертона. Мертон полагал, что один социальный факт имеет негативное последствие для другого. Чтобы объяснить это явление Мертон ввел в социологию понятие дисфункции. Так же как структуры или институты могут способствовать сохранению целостности социальной системы, они же могут иметь и отрицательные последствия. Важной задачей социологии Мертон считал выявление этих непреднамеренных последствий деятельности людей, названных им латентными функциями [8]. Исследователями выявлены серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения. Излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности. Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ развития физкультуры и спорта для инвалидов. На наш взгляд, главным является не отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях. Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в ряде законов. Прежде всего, в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и других общественных организаций [5], Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [2]. В России принята Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. В этой программе особое внимание уделено развитию комплекса мер по наделению инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных и туристических мероприятиях [1], определены пилотные регионы, одним из которых стала Саратовская область.
На наш взгляд для достижения результатов в области адаптивной физкультуры и спорта, необходимо, прежде всего, должным образом организовать работу по вовлечению занятий спортом детей-инвалидов. Мы считаем, что детям труднее адаптироваться в обществе, понимая, что они не такие как все, они начинают замыкаться и не получают должного развития. В связи с этим хотелось бы особое внимание уделить вопросу реабилитации детей-инвалидов в обществе. В настоящее время проблема социальной реабилитации детей-инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается.
Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что инвалиды, как отдельная система общества, должны контактировать с другими системами, т.е. не быть изолированными от общения с обычными людьми. Они должны принимать участие в общественной жизни (в мире насчитывается достаточно много политиков-инвалидов), им должна предоставляться работа, или же, в нашем случае, право занятием спортом. А для этого им должна оказываться помощь и поддержка со стороны общества и государства в удовлетворении потребности и желания инвалидов заниматься спортом. Для этого, например, следует выделять средства на строительство спортивных объектов приспособленных для инвалидов. Программы оказания поддержки людям с ограниченными возможностями поможет им адаптироваться в современном обществе, и не чувствовать себя «другими».
Литература:
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. // rehabin.ru›rehabilitation/dost_sreda.pdf
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // http://minstm.gov.ru/documents/89.shtml/xPages/item.11.html
Нелюбин В.В., Бобков Г.Л., Чепик В.Д., Сидоров А.С. Спортивная медицина и специальная педагогика в профессиональном образовании тренерских кадров спорта инвалидов //Материалы Первого всероссийского конгресса «Медицина для спорта»/ Электронный ресурс. Режим доступа http://www.sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/nelyubin.php
Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технологии. Учебн. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, с.456.
Окружной молодежный журнал «YOUность Югры» №2 (19) сентябрь 2010, специальное приложение «Без барьеров».
Парсонс Т. Функциональная теория измерения. Американская социологическая мысль. Тексты./Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБУ, 1994, с.474.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М., 1996, с.510.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002, с. 131-132.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика бедности: Социальное гражданство инвалидов в современной России // Электронный ресурс, режим доступа:http.//paralife.narod.ru/1sociology/politika invalidnosti 2006/02 sotsialnoe.htm