Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 7129 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4731/ (дата обращения: 16.11.2024).

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени, ведь именно он одним из первых высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, выступая за гуманное и внимательное отношение к детям. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Однако опыт работы в Центре игровой поддержки развития ребенка показал, что природные материалы не так часто используются для игр и занятий с детьми раннего возраста. Но вовсе не потому, что малышам они не интересны. В педагогической практике использование природных материалов в играх и в изобразительной деятельности начинается преимущественно с четырех–пяти лет. До этого момента дети зачастую бывают лишены такой возможности. Мы же глубоко убеждены в необходимости включения самых разнообразных природных материалов в развивающие игры с малышами.

Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия [3].

Первые контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; что если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения малыша с миром природы. Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной деятельности [4, с. 114]. Малыш может наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также капать мокрым песком, пытаясь строить замки. Создание более сложных сооружений из песка способствует развитию художественных способностей и приносит малышу глубокое удовлетворение, вызванное реализацией им своих творческих потребностей и получением положительной оценки со стороны родителей [1, с. 85]. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы [4, с. 113]. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны [1, с. 86]. Именно поэтому мы часто рекомендуем родителям наблюдать за тем, как их ребенок играет с песком, отслеживать все новые и новые проявления, способствующие творческому и личностному развитию. Самой естественной сферой взаимодействия с песком и другими природными материалами, конечно, является сам природный мир. Прогулки на площадке или в парке, семейные выезды и отдых на природе. Но зачастую такая возможность может просто отсутствовать и тогда необходимые условия для ознакомления детей с природой создаются специалистами развивающих центов и кружков.

Приобщение к миру природы является одним из приоритетных направлений работы специалистов нашего структурного подразделения. Природные материалы регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых сеансах. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами дети принимают самое непосредственное участие. Здесь как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип золотой середины, и очень важно сохранять баланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким образом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее.

Скажем несколько слов непосредственно об организации условий и игровой зоны для игр с песком и другими природными материалами. Сейчас существует множество специальных столов для игры с водой и песком, они выпускаются в самых разных исполнениях, но их общие преимущества очевидны. Часто игровой пластмассовый столик представляет собой контейнер обтекаемой формы на удобных регулирующихся ножках. Обычно контейнер имеет два–три глубоких отделения для песка и воды и крышку, благодаря которой его можно использовать в качестве обыкновенного стола, для различных игр и рисования детей. Однако, развивающие игры (не менее успешно!) можно проводить и без специального стола. Мы активно используем большую красивую пластиковую миску в качестве пальчикового бассейна и деревянный ящик, который часто используется в песочной терапии. Такая песочница делается на заказ и представляет собой ящик из светлого качественно обработанного дерева 50х50х8 или 50х70х8. Внутреннее углубление песочницы окрашивается в приятный синий цвет. Сам песок также нуждается в обработке. Перед началом работы с песком, его необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Другой вариант, который упрощает весь процесс – это покупка специального уже обработанного песка для шиншилл, который продается в зоомагазинах. Песка должно быть достаточно много. После всех предварительных процедур песок насыпается в подготовленный ящик, в котором будет удобно играть крохе. Если же условия в игровой комнате не позволяют разместить в ней песочницу, достойным вариантом будет наличие простого небольшого пальчикового бассейна.

Игровая зона может представлять собой небольшое хорошо освещенное помещение, например кабинет педагога-психолога структурного подразделения. Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых тонах). Основной принцип оформления игрового помещения – ничего лишнего. Желательно, чтобы вблизи игровой зоны размещалась раковина или мойка. Пол должен быть покрыт ковролином, а непосредственно под столиком с песочницей застелен клеенкой или защитной пленкой.

Итак, игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них мы рекомендуем предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель проведения коррекционно-развивающих игр с песком – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.

Влияние на сенсорное развитие малыша оказывает формирование у него представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается, создавая горку; песка может быть много или мало; его объем можно измерить с помощью какого-либо сосуда (ложки, миски, черпачка, стакана, банки, стакана и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

На основе использования песка и природных материалов можно организовывать невероятное количество игр-занятий, имеющих воспитательную и образовательную направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры и игровые упражнения с песком зачастую являются самыми простыми из них:

– дети обожаю «печь куличики» и делать фигурки с помощью пластмассовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов;

– рассматривать и изучать песок, его свойства, например, сыпать песок, дуть на него мешать подручными предметами;

– играть в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие игрушки и фигурки;

– делать домики и норки для фигурок животных;

– играть «в море», представляя, что песок – это поверхность воды;

– насыпать совочком песок в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;

– оставлять следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов. Такую игру можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет оставляет отпечатки;

– чертить на ровной поверхности песка линии и основные геометрические формы;

– простые строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли сформированности тонких моторных навыков. Даже при постройке самого простого домика ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон);

– можно организовать небольшую театрализованную постановку просто используя набор фигурок сказочных персонажей. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но навыкам совместной игры.

Как уже было отмечено, игры с природными материалами имеют широчайший диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические функции и творческие способности. При этом развивается наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды, дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и исследовательской деятельности.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возраста и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка».


Литература:
  1. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.

  2. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.

  3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, материал, природа, игровая зона, малыш, мокрый песок, изобразительная деятельность, лучшая игрушка.


Похожие статьи

Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста

Проведения городских игр как элемент социальной адаптации детей школьного возраста

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки)

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом периоде

Похожие статьи

Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности

Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста

Проведения городских игр как элемент социальной адаптации детей школьного возраста

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки)

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом периоде

Задать вопрос