Принципиальные изменения в обществе диктуют новые требования к профессиональной школе. Современный специалист должен владеть информационными технологиями, обладать коммуникативными способностями, уметь трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии и работать в команде, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации. В связи с этим, усвоение студентами определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого обучающегося.
Реализация этой цели предполагает, что в современных профессиональных колледжах учебный процесс должен приобретать характер самостоятельного труда студентов, вне самостоятельной работы нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современному обществу и производству.
Длительное время общеобразовательная и профессиональная школы находились на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода, основной образовательной задачей которого было формирование у учащихся, студентов прочных систематизированных знаний. Приобретение опыта творческой деятельности, развитие креативности личности, как правило, не рассматривалось в качестве актуальной задачи. Основная цель обучения состояла в освоении готовых знаний, обобщенных результатов созданного предшествующим опытом человечества, что отодвигало на периферию образовательного процесса вопросы самой деятельности, освоения способов и средств ее осуществления. Настоящее время потребовало перехода от гностической к творческой доминанте; основная цель образования связывается с развитием личности и ее способности к активной деятельности, в том числе и к творческой профессиональной. Это не означает обесценивания знаний, однако из основной и подчас единственной цели обучения они превращаются в средство развития личности обучаемых, их творческих способностей. Важнейшим фактором развития личности в процессе обучения является овладение способами и средствами деятельности, а не только усвоение готовых знаний. К тому же в будущей жизни, в том числе в профессиональной деятельности, выпускник ССУЗа будет «предъявлять» не знания в чистом виде, а способность творчески применять их в конкретных практических ситуациях. Этим обусловлена необходимость развития способности к открытию нового в разных видах деятельности, прежде всего учебной, на основе формирования творческого мышления обучающихся.
В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает, принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов.
Еще Л.Н. Толстой заметил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Для самостоятельного творческого овладения знаниями следует формировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности в инструмент человеческой деятельности во всех сферах жизни, как писал Ян Амос Коменский: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [1, с. 68].
В настоящее время учеными А.А. Андреевым, М.В. Бочаровым, Ю.Н. Деминым, А.М. Долгоруковым, С.Л. Малышевым, А.В. Морозовым, М.Н. Романчуком, О.К. Тихомировым, Д.В. Чернилевским в России, Э.И. Закиновым, Н.А. Муслимовым, О.А. Куйсиновым, У.Н. Султановой, Т.Р. Ниязметовой в Узбекистане и другими разработаны различные аспекты организации самостоятельной работы. Исследования Р. Джонсон, С. Каландаи, Г. Паркер, М. Эванс и др., в странах СНГ – Х.А. Аминова, В.А. Кравец, Е.А. Соколовой, С.И. Тилоненко и др. позволяют констатировать, что вопросы организации самостоятельной работы становятся приоритетными во всем мире. Анализ педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, проблема повышения эффективности самостоятельных работ студентов посредством технологий эвристического обучения, в частности при обучении «Информатике», остается открытой, и требует более детального изучения.
Анализ учебных программ показал, что самостоятельная работа студентов по информатике в профессиональных колледжах планируется преподавателями, в основном, в традиционных видах: конспектирование, чтение и анализ первоисточников, составление программ и т.п. Однако не прослеживается профессиональная направленность в содержании заданий для самостоятельной работы студентов. Преподавателями очень мало планируются самостоятельные работы поискового и творческого характера, чаще всего используются однотипные задания.
Для повышения эффективности самостоятельных работ и развития творческих способностей студентов профессиональных колледжей по информатике мы предлагаем внедрить инновационный элемент – эвристические задания в учебный процесс, т.е. применить эвристические задания к самостоятельным работам.
Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся исследованы В.И. Андреевым, М.И. Махмутовым и др., идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении исследованы О.О. Макарычевой, Ю.В. Сенько, В.Н. Соколовым, А.В. Хуторским и др., теоретические основы эвристики как науки изучены Г.С. Альтшуллером, Ю.Н. Кулюткиным, В.Н. Пушкиным и др.
Эвристическое задание – учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Эвристические задания, направленные на развитие эвристических качеств личности учащихся играют ключевую роль в организации эвристического обучения. Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Первичным в учебном процессе выступает познание учеником реальной действительности; после получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение достижений человечества в этой действительности. Деятельность, ведущая к созданию детьми образовательных продуктов, обнаруживает и развивает их индивидуальные способности [2, c. 171].
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий – открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Ещё признак – сочетание универсальной предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. Т.е. в задании предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя индивидуальные (личностные) особенности ученика. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта – результата выполнения эвристического задания.
Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.
Если же открытые задания для самостоятельных работ студентов профессиональных колледжей составлять направленными на профессиональную деятельность, то такие работы будут укреплять у студентов положительное отношение к будущей профессии, стремление, интерес, склонности и способности к ней, развивать идеалы, взгляды, престиж профессии в глазах будущего специалиста. В процессе выполнения таких самостоятельных работ студенты учатся применять полученные знания по информатике для решения практических задач, встречающихся в будущей профессиональной деятельности, что является платформой для реализации межпредметных связей. Надо заметить, что организация на уроке (вне урока) самостоятельной работы творческого характера должна соответствовать основным целям и задачам обучения. Приведем примеры из разработанных профессионально-направленных эвристических заданий для студентов колледжей туризма, используемых на уроках информатики (задания классифицированы по А.В.Хуторскому [2, с. 177]):
Символ (Найти или построить связи между объектом и его символом, изобразить символ объекта в графической, знаковой, словесной или иной форме). Придумайте герб и флаг для древнего города Самарканда и нарисуйте их в графическом редакторе.
«Восстановление» истории («Проживание» исторических событий и явлений во всех образовательных областях). Реферат на тему: «История развития информационных технологий в сфере туризма».
Сочинение (Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, стихотворение, сюжет и т. д.). Сочините и отредактируйте в текстовом редакторе MS WORD мини-рассказ о туризме.
Изготовление (Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, видеофильм):
- Создайте фирменный логотип туристической фирмы в в графическом редакторе;
- Создайте рекламный буклет для туристической фирмы;
- Составьте смету расходов на однодневную поездку из Ташкента в Самарканд для группы туристов из 10 человек на MS Excel.
Общее в разном (Вычленение общего и отличного в разных системах). Понятие «данные» встречается в туризме, медицине, информатике. В чем общность этих понятий в разных предметных областях? В чем разница?
Структура (Нахождение, определение принципов построения различных структур). Постройте структуру базы данных «Гостиница».
Оценка (Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку своей работы по определенной теме за определенный период). Предоставьте рецензию на работу однокурсника «Рекламный буклет для туристической фирмы».
Выступление (Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников). Приготовьте презентацию на MS Power Point, рассказывающую о видах туризма.
Планы (Разработать план домашней, классной или творческой работы, составить индивидуальную программу занятий по курсу). Разработайте план для отбора информации для сайта туристической фирмы.
Разнонаучное познание (Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта). Как компьютер может быть он использован для работы с информацией людьми разных профессий, например, в сфере туризма, в банковской деятельности и медицине ?
Ошибка (Ошибка рассматривается как источник противоречий, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым, внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения): Может ли существовать туризм без обмена информации?
Эвристические вопросы (Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?). Задайте вопросы к понятию «информация в туризме».
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора творчества, консультанта, координатора и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Включение эвристических заданий в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить творческое мышление студентов. Все это требует от учителя постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений, так как эвристическое обучение развивает не только студентов, но и учителя. Повышается уровень учителя как энтузиаста, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению самостоятельных работ с эвристическими заданиями способствует развитию творческой активности студентов. У них появился устойчивый интерес к творчеству, которая обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства студентов. Студенты из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое, они и с интересом берутся за выполнение самых сложных заданий. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности. Студенты ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в колледже, так и на городском уровне.
У студентов, систематически выполнивших самостоятельные работы с эвристическими заданиями, формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, навыки публичного выступления (ораторское искусство), умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. Расширяются и углубляются знания в профессиональных предметных областях, повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает свой образовательный продукт. Повышается самооценка тех студентов, которые по той или иной причине считали себя неуспешными. В группах, в которых проводились эвристические самостоятельные работы, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого исследовательского характера, значительно возросло, наблюдается возрастание качества знаний учащихся.
Таким образом, применяя технологии эвристического обучения к самостоятельным работам по «Информатике» спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, можно создать условия для:
повышения эффективности самостоятельных работ и творческой активности студентов;
формирования и развития внутренней мотивации студентов к более качественному изучению дисциплины «Информатика»;
формирования основ научного мировоззрения, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
подготовки студентов к последующей профессиональной деятельности;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
достижения положительных результатов в обучении и воспитании студентов колледжей.
Литература:
Педагогическое наследие, сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — Москва: Педагогика, 1989. – 411 с.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — Москва: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.