Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога / А. А. Токарев, Е. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 524-528. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4746/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка.

Известно, какое значение В.М.Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Ведь только одно воздействие музыки на психическое состояние человека, по словам Пифагора, который больше известен нам как математик, «приводят страсти к равновесию», иными словами – музыка лечит.

Формирование личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Самосознание – осознание себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие его структуру: половая идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения и качество саморегуляции.

Поэтому, главная задача музыкального руководителя и педагога-психолога при разработке совместных занятий – это использование игровых ситуаций, двигательных упражнений с музыкальным сопровождением, музыкальных игр, как средства взаимодействия ребенка и взрослого. Здесь самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем научить каким-нибудь движениям и умениям.

Всегда нужно помнить, что именно игра – ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста, потому что является для них жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребенка: мышление, речь, память, воображение. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. С помощью игры решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционные.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих сверстников, он выполняет самые различные движения легко и непринужденно. В игре же воспитываются и волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение своими движениями. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе, убегать от водящего по определенному сигналу или последних слов, если игра сопровождается текстом.

Для детей двух-трех лет многие игры имеют сюжетный характер, то есть создается образ, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Для маленьких детей гораздо понятнее выражение: «покачай веточками», «помаши крылышками», чем «покачай руками, поднятыми вверх», «ритмично помаши руками, отведенными в сторону». Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, вразвалочку, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая красавица лиса. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они с удовольствием многократно повторяют все движения.

Сюжетные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям узнавать много для себя нового и закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностям движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы, о средствах передвижения, таких как поезд, автомобиль, самолет.

Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошколятами. Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. Известно, что когда малыш не хочет идти в детский сад, весь его организм сопротивляется этому, и в результате ребенок заболевает. Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.

Для детей двух-трех лет характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми игровыми образами и атрибутами. Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с различными предметами (кегли, мяч, скакалка, кольцеброс и т.п.), и только к шести-семи годам дети готовы для участия в спортивных играх. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Для детей трех-четырех лет в сюжетных играх предлагаются более сложные движения, и обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это имеет принципиальное значение, так как в условиях игрового действия и группы ребенок меньше концентрирует внимание на собственном «Я» и на своих речевых проблемах. В этих играх, как правило, есть ведущий – водящий, который в своих действиях и поступках противопоставляется всей группе. Ребенок должен запомнить и проговорить весь текст своей роли и затем выполнить свою игровую задачу. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием являются прекрасным и очень эффективным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.

От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

ЗАНЯТИЕ «ПЕС БАРБОС»

Цели и задачи: обогащение детей радостными впечатлениями, формирование навыков подпевания, пения, простейших танцевальных движений под музыку (хлопки в ладоши, топание ножками, «пружинки», кружение), обогащение словарного запаса детей, закрепление знаний о собачке, ее повадках, голосе, об осени, об опадающих листьях, развитие эмоциональной сферы, взаимодействие взрослых и детей, закрепление знаний о частях тела.

Оборудование: осенние листочки для каждого ребенка, игрушка Кенга (кенгуру), игрушка собачка.


ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: Здравствуйте, детки, здравствуйте, мамы! Вот снова к вам пришел маленький музыкальный Кенга. Он любит приходить к вам: вы такие веселые, так хорошо поете, танцуете, как замечательно хлопаете в ладоши! Подходите поближе, споем вместе нашу веселую песенку. Посмотри, Кенга, вот как мы умеем!

Песня «Вот как мы умеем»

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой из сборника А.Бурениной, Т. Сауко «Топ-хлоп, малыши».

Зашагали ножки –

Топ-топ, топ!

Прямо по дорожке

Топ-топ, топ!

Ну-ка, веселее –

Топ-топ, топ!

Вот как мы умеем –

Топ-топ, топ!

Молодцы, детки! Вот как хорошо вы умеете!

А еще Кенга для вас в этой корзинке принес осенние листики. Смотрите, какие они красивые, яркие. Слетели с деревьев и к нашим деткам прилетели. Берите их и давайте с ними потанцуем. Листики любят кружиться! Они летают в воздухе, покачиваются и опускаются деткам под ножки. А детки поднимут листики и отдадут их мамочке.

«Танец осенних листочков»

Слова и музыка М. Картушиной из сборника М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки для детей».

Осень, осень, – Дети с листочками в руках, держа руки вверху,

Листики летят. – Покачивают ими в разные стороны.

Закружил их

В танце листопад.

Закружил их, закружил их, – Кружатся.

Закружил их листопад.


Ветер, ветер, – Качают листочками.

Листики качал,

Их на танец

Ветер приглашал.

Их на танец, их на танец, – Кружатся.

Их на танец приглашал.


Вот листочки – Дети приседают.

На земле лежат,

Красный, желтый

Этот листопад.

По дорожке я пойду – Встают и относят листочки мамам.

Все листочки соберу.

Молодцы, детки, хорошо у вас получилось! Ой, а в корзинке у Кенги что-то еще есть! Слышите, из нее раздается: «Гав! Гав!» Да это же песик! Смотрите, какой он красивый: у него серая шерстка (показать), белый лобик (показать) и серый нос (показать), а еще у песика есть хвост. А у наших деток есть хвост? Правильно, нет! Зато у наших деток тоже есть лобик. Покажите, где лобик? (Показывают) А где носик? (Показывают), а где ваши ушки? А ручки? Молодцы! А теперь послушайте песенку про нашу собачку.

«БОБИК»

Т. Попатенко

Вот наш Бобик, славный пес!

Гав! Гав!

Белый лобик, серый нос!

Гав! Гав!

Бобик, Бобик, Лапку дай!

Гав! Гав!

Сядь на коврик и не лай!

Гав! Гав!

Тс-с-с!

А теперь давайте споем вместе эту песенку с песиком, он любит, чтобы все вместе с ним говорили «Гав!». Повторяется песня. Детки повторяют «Гав!», грозят пальчиком. В конце песни сказали: «Тс-с-с!»

Молодцы, ребятки, замечательно поете! Можете погладить нашего песика, погладить его белый лобик, серенький носик и мягкую шерстку.

Ребята подошли потрогать песика, поиграли с ним.

А теперь Кенге пора уходить. Давайте поможем убрать в его корзинку листки и собачку. Спасибо, детки! До свидания!


«ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ!»

Занятие с элементами фольклора

Цели и задачи: рассказать детям об уходящей осени, о смене времен года, что после осени наступает зима, вызвать эмоциональный отклик на музыку, обогатить детей впечатлениями, вызвать желание двигаться под музыку, подпевать, развитие моторики, координации, развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: мягкая игрушка Кенга, кукла Петрушка для кукольного театра, разноцветные кленовые листья, ширма для кукольного театра.

Здравствуйте, детки! (В руках у педагога-психолога игрушка кенгуру – Кенга. Педагог подходит с ним к деткам, они гладят Кенгу , здороваются с ним). Кенга сегодня привел к вам своего друга – веселую и озорную игрушку. Это очень веселая и озорная игрушка, любит смеяться сам и веселить других. (За ширмой появляется Петрушка).

ПЕТРУШКА: Здравствуйте, детки-конфетки!

Здравствуйте, все- все-все!

Я веселая игрушка,

А зовут меня Петрушка!

Озорник и балагур.

Там, где я – там смех и игры,

Там, где я – там смех и шум!

А вы веселиться умеете? Конечно, да! Давайте, покажите, как вы умеете?

Песня «Вот как мы умеем»

Слова Н. Френкель, музыка Е. Тиличеевой из сборника А.Бурениной, Т. Сауко «Топ-хлоп, малыши».

Зашагали ножки –

Топ-топ, топ!

Прямо по дорожке

Топ-топ, топ!

Ну-ка, веселее –

Топ-топ, топ!

Вот как мы умеем –

Топ-топ, топ!

Молодцы, детки! Вот как хорошо вы умеете!


ПЕТРУШКА: Ай да молодцы, детки! Как здорово у вас получается! Как звонко вы хлопаете! Молодцы! А посмотрите-ка в окошко! Сегодня пасмурно и идет дождь. Потому что осень на дворе. А деревья посмотрите уже без листочков стоят. Листочки все уже слетели с веток, значит скоро придет зима и наступят холода. Давайте, с вами проводим осень. Я вам в своей корзиночке, посмотрите-ка, что принес!

(Петрушка из-за ширмы достает разноцветные листья.)

Подходи-ка, детвора,

Разбирай-ка листья!

Танец нам плясать пора,

Выходи-ка быстро!

«Танец осенних листочков»

Слова и музыка М. Картушиной из сборника М.Ю. Картушина «Музыкальные сказки для детей».

Осень, осень, – Дети с листочками в руках, держа руки вверху,

Листики летят. – Покачивают ими в разные стороны.

Закружил их

В танце листопад.

Закружил их, закружил их, – Кружатся.

Закружил их листопад.


Ветер, ветер, – Качают листочками.

Листики качал,

Их на танец

Ветер приглашал.

Их на танец, их на танец, – Кружатся.

Их на танец приглашал.


Вот листочки – Дети приседают.

На земле лежат,

Красный, желтый

Этот листопад.

По дорожке я пойду – Встают и относят листочки мамам.

Все листочки соберу.


ПЕТРУШКА: Как хорошо и красиво у вас получилось, ребятки! Молодцы! Давайте листочки, я их сложу в свою корзинку до следующей осени!

А теперь давайте вместе станцуем веселый танец!

(Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» дети выполняют простые танцевальные движения: пружинки, хлопки в ладоши, «фонарики» по показу взрослого. Петрушка комментирует все движения, которые выполняют дети: ах, как танцуют здорово коленочки, как ручки дружно хлопают).

Молодцы, детки! Хорошо у вас получается! Весело с вами, но мне уже пора уходить. До свидания, ребятки, до свидания всем! Я еще не раз к вам в гости приду, уж очень мне у вас понравилось!

(Петрушка прячется за ширму).

КЕНГА: Ну что, ребятки, понравился вам, мой веселый друг? (Да!) Вы ему тоже понравились. А теперь и мне пора. До свидания, детвора.


НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА

Задачи: преодоление упрямства, формирование положительной самооценки, развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, развитие слухового внимания, быстроты реакции, развитие моторики, развитие речи и воображения, развитие чувства юмора.

Оборудование: игрушка мышка, розовый и черный косметический карандаши.

После приветствия педагог-психолог показывает детям игрушечную мышку и говорит:

Здравствуйте, РЕБЯТА! Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-мышкой, а вы будете непослушными мышатами, мышками-шалунишками, будете делать все наоборот.

Чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики.

– Непослушные мышата

Маму слушать не хотят.

Ножками потопайте. – Нет, нет, нет!

Ручками похлопайте. – Нет, нет, нет!

Головою покивайте! . – Нет, нет, нет!

И со мною поиграйте! – Нет, нет, нет!

«Мышка» качает головой:

–Ах, какие озорные, непослушные какие!

– Ножками не топайте! – Будем, будем, будем! (топают ногами)

– Ручками не хлопайте! – Будем, будем, будем! (хлопают в ладоши)

– Головою не кивайте! – Будем, будем, будем! (кивают головой)

– Со мною не играйте! – Будем, будем, будем! (прыгают на месте)

– Ах, какие озорные, непослушные мышата!

Педагог-психолог произносит предложения, дети, подобрав подходящие антонимы, заканчивают их.

– Ах, какие непослушные мышата, все делают наоборот. Мама их просит включить свет, а они…(выключают), папа их просит выключить телевизор, а они…(включают). Бабушка их просит открыть окно, а они…(закрывают). Дедушка их просит закрыть кран с водой, а они…(открывают). Воспитатель просит их убрать игрушки, а они…(разбрасывают). В тихий час, когда все малыши крепко спят, им говорят: «Не шумите, не скачите, а они…(шумят, скачут).

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Скачут мышки-шалунишки, прыгают на месте.

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки, идут на носочках.

Не мешайте спать малышке! Садятся на корточки, кладут ладони,

Сложенные «лодочкой», под щечку.

Игра повторяется 2-3 раза.

– Вот наступил вечер. Мама-мышка уложила своих мышат спать. Она подошла к каждому мышонку, погладила его по головке и поцеловала в щечку.

Дети садятся на стульчики и, изображая спящих мышат, закрывают глаза. Психолог берет мышку и подходит к каждому ребенку. «Мышка» гладит детей по головкам, «целует» их в щечки, затем «ложится спать».

Психолог говорит: Только мама-мышка уснула…

Звучит быстрая плясовая музыка – дети встают со стульчиков, прыгают, танцуют. Музыка замолкает – дети садятся на стульчики, притворяются спящими.

– Проснулась мама-мышка. Что за шум? Наверное, ей что-то приснилось. Только заснула…

Игра повторяется.

– Ребята, а давайте покажем пример мышкам-шалунишкам. Музыка заиграет, а мы с вами останемся на стульчиках. Никто не будет прыгать, танцевать, будить маму.

Звучит музыка – дети, преодолевая желание двигаться, остаются сидеть на стульчиках.

Музыка затихает, психолог хвалит детей и говорит:

– Наступило утро. Мышата проснулись, потянулись, друг другу улыбнулись.

Все встают, поднимают вверх сначала правую руку, затем левую, встают на носочки. Можно развести руки в стороны, вытянуть шею, покрутить головой. Такие упражнения способствуют снятию мышечного тонуса и повышению психической активности.

Все встают в круг. Психолог рассказывает текст и показывает движения, дети повторяют за ним.

Это – папа-мышь. Показывает большой палец.

Он большой и сильный.

У него гладкая шерстка, гладят большой палец.

Маленькие ушки соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.

И вот такой хвост! Максимально широко разводят руки, показывая длину хвоста.

Это – мама-мышь. Показывают указательный палец.

Она добрая и красивая.

У нее гладкая шерстка, Гладят указательный палец.

Маленькие ушки. Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.

И вот такой хвост! Показывают хвост поменьше.

А это – мышка Малышка, Показывают мизинец.

Она хорошая и послушная.

У нее гладкая шерстка, Гладят мизинец.

Маленькие ушки Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.

И вот такой хвостик! Показывают маленький хвостик.

– Наше занятие заканчивается. Озорные мышата превращаются в хороших, послушных мальчиков и девочек. Давайте мальчики скажут сейчас: «Я хороший!» Молодцы! Теперь девочки: «Я хорошая!» Умницы! И все вместе: «Мы хорошие!»

Под веселую музыку дети возвращаются в группу.


Литература:

  1. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

  2. Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши», Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. Санкт-Петербург, 2001 год.

  3. «Музыкальные минутки для малышей». Педагогический альманах, Санкт-Петербург, 2006 год.

  4. «Музыкальная палитра», №8, 2008 год.

  5. Овчинникова Т.С., «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург, 2006 год.

  6. Сборник методических рекомендаций по разработке педагогических систем для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и других специалистов (коррекционных) образовательных учреждений округа. Вып. 3, Москва, 2010 год.

  7. Зигмунд Фрейд. Малое собрание сочинений, «Азбука»,2011 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Игра, листочек, музыка, ребеночек, движение, нет, танец, белый лобик, гладкая шерстка.


Похожие статьи

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Система педагогического воздействия на индивидуальность ученика в фортепианно-исполнительском классе Л. В. Николаева

Похожие статьи

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся

Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Система педагогического воздействия на индивидуальность ученика в фортепианно-исполнительском классе Л. В. Николаева

Задать вопрос