В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного формирования у учителей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения основ профессионального мастерства.
Ключевые слова: колледж, практическое профессиональное образование, мастера производственного обучения, учащийся, содержание, система, практические лабораторные работы, практика, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, планирование, подготовка, контроль, методика образования.
В учебных программах профессиональных колледжей предусматривается как теоретическое, так и производственное образование. Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и производственное образование считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Практическое профессиональное образование в колледжах должно быть нацелено на развитие личности учащихся, т.е. обеспечение формирования у учащихся практических навыков применения на практике полученных ими теоретических знаний с учетом их личных прав, генетически-психологических возможностей, социально-экономических интересов и потребностей, а также требования производства (технологий).
Раскрытие необходимой связи между содержанием практического профессионального образования в колледжах и возможностями формирования основ профессионального мастерства учащихся является основной проблемой-основой противоречий в методике данного образовательного процесса. Под термином содержания профессионального образования понимается органическое единство теоретического и практического профессионального образования, функции которых взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основная цель и задачи практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства и подготовке их к будущей трудовой деятельности по выбранной ими специальности. Эта подготовка обеспечивается усвоением практических навыков и умений, необходимых для применения приобретенных теоретических знаний на практике, планирования производственных процессов, свойственных их специальности, подготовки, осуществления, контролирования и обслуживания. Ибо «младший специалист» – это профессиональная степень, специальность, которая дается выпускникам профессиональных колледжей, успешно усвоившим программы теоретического и специального практического образования. Младший специалист выполняет технические задания по своей специальности, связанные с компьютером и другими средствами; приведет в действие технические оборудования и другие виды транспорта, обслуживает инженерно-технические оборудования и предметы, их ремонтирует; устанавливает станки, металлоконструкции, выполняет другие подобные работы.
Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения, программами и отбором содержания программ. Общеобразовательный процесс и процесс теоретического профессионального образования, являясь в основном аналогичными, осуществляются использованием одинаковых дидактических принципов и методических приемов. Практическое профессиональное образование же коренным образом отличается методами и способами обучения. Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность. Значит, своеобразие практического профессионального образования заключается в первую очередь в том, что учебный процесс осуществляется непосредственно во время трудовой деятельности самих учащихся.
Следовательно, практическое профессиональное образование – это учебный процесс, направленный к формированию профессиональных знаний и навыков в результате умственной и физической деятельности учащихся. Если в процессе теоретического профессионального образования формируется система теоретического образования и навыков, то в процессе практического профессионального образования приобретаются практические навыки. Как результат этих двух взаимосвязанных процессов формируется личность младшего специалиста, имеющего конкретную специальность и навыки.
Если в процессе теоретического профессионального образования в колледжах изучаюся особенности теоретической деятельности, направленной к моделированию содержания и смысла профессиональной деятельности, то в процессе практического профессионального образования изучаются особенности практической деятельности, обеспечивающие применение на практике модели профессиональной деятельности. Соответственно, если основную структуру теоретического профессионального образования составляет комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин, то основные элементы практического профессионального образования составляет комплекс последовательных, взаимообусловленных видов практической деятельности: лабораторные работы, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика и т.д. [1].
Для определения средств, составляющих основу содержания практического образования в профессиональных колледжах, целесообразно опираться на следующие положения:
1. Структура содержания практического образования определяется в соответствии с последовательным, поэтапным усвоением профессиональных умений и навыков, профессиональной деятельности;
2. Составные части содержания практического образования определяются структурой усваиваемой профессиональной деятельности.
В профессиональных колледжах этапы практической профессиональной подготовки в основном проходят под руководством учителей специальных дисциплин и мастеров производства. Практическая профессиональная подготовка – это процесс формирования профессиональных знаний и навыков, позволяющих вести работу в рамке конкретной профессиональной деятельности. При этом в ходе практической профессиональной подготовки охватывается содержание степени и второй профессии.
Основная задача практической профессиональной подготовки заключается в подготовке учащихся – будущих младших специалистов – к непосредственной деятельности по конкретной специальности, обучении их применению своих теоретических знаний на практике, формировании профессиональных навыков.
Теоретическая и практическая части профессионального образования считаются относительно самостоятельными, в то же время взаимосвязанными частями единого учебного процесса в профессиональных колледжах, ибо отведенное для осуществления этого процесса время соотносительное. Например, соответственно учебному плану профессионального колледжа «Автомобильные дороги, искусственные сооружения и строительство аэродромов» на аудиторные работы отведены 4560 часов учебной нагрузки. Из них для практической профессиональной подготовки выделены 1327 часов (29,1%). В том числе по десяти специальным дисциплинам («Геология и грунтоведение», «Геодезия», «Орудие строительства дорог» «Разведка и планирование на автомобильных дорогах и аэродромах», «Автомобильные дороги и строительство аэродромов», «Правило дорожных движений и безопасности», «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах», «Использование автомобильных дорог и их ремонтирование», «Структура дорожных машин, автомобилей и тракторов», «Производственные организации») отведены: на практические занятия 370 часов (8,5%), на учебную практику («Работы по геологии», «Работы по геодезии», «Работы по планированию») 309 часов (8,5 %), на производственную практику 360 (7,9 %) часов, на преддипломную практику 288 часов (6,3 %).
Несмотря на то, что практическое профессиональное образование является весьма значительной неотъемлемой частью процесса подготовки младших специалистов, для него отводится всего третья часть (29,1 %) всей учебной нагрузки. Если мы будем сравнивать эти показатели с показателями аналогичного учебного заведения развитых зарубежных стран, становится ясно, что здесь отведено мало времени практическому профессиональному образованию.
Процесс практического профессионального образования – это процесс, обучающий учащихся профессиональной деятельности, формирующий и развивающий профессиональных навыков. Поэтому управление этим процессом должно быть удобным, эффективным, гибким, творческим. Иначе говоря, данный процесс должен быть организован в определенной системе и направлен к формированию в результате умственного и физического труда учителя и ученика соответствующих профессиональных умений и навыков.
Опираясь на вышеизложенные положения, мы разработали теоретическую модель системы практического профессионального образования, осуществляемого в профессиональных колледжах (см. табл. 1.)
Таблица 1
Модель системы практического профессионального образования
Анализ данной модели свидетельствует о следующих положениях: осуществление в профессиональных колледжах цели практического профессионального образования и условия усвоения накопленного в социальном обществе соответствующего опыта требуют системной организации практического профессионального образования. Данная система представляет собой два направления, которые тесно связаны между собой и друг без друга не могут функционировать:
а) содержательная сторона системы практического профессионального образования охватывает следующие структуры, обеспечивающие по принципу от простого к сложному формирование у учащихся колледжей профессиональных навыков: практически-лабораторные работы; учебная практика; производственная практика; преддипломная практика;
б) методическая сторона практического профессионального образования включает в себя следующие структуры, способствующие формированию у учащихся профессиональных навыков в процессе проведения в колледжах практически-лабораторных работ, учебной, производственной и преддипломной практики. Обучающая (учить, направлять, консультировать) деятельность учителей (мастеров производства) и обучающаяся (учиться) деятельность учащихся определяются следующими:
- создание у учащихся представление о выполнении опытно-экспериментальных, учебно-производственных работ и контролировании;
- общее руководство деятельностью учащихся в процессе выполнения опытно- экспериментальных и учебно-производственных работ;
- анализ и контролирование успехов учащихся по выполнению (изучению) опытно- экспериментальных и учебно-производственных работ, проверка и оценка формирования в них профессиональных знаний и навыков.
Обучающаяся деятельность (учиться) определяется следующими:
- полное понимание советов, инструкции учителей (мастеров производства), планирование предстоящих работ;
- выполнение учебно-производственных, опытно- экспериментальных работ по трудовым процессам и операциям в рамках соответствующей программы;
- контролирование результатов работ, учебно-трудовой деятельности и опытно- экспериментальных работ, выполненных им самим и другими учащимися;
Содержательную и методическую основу системы практического профессионального образования в колледжах составляет процессы опытно- экспериментальных работ учащихся по специальным дисциплинам и учебно-производственная работа по всем видам учебной практики. Опытно- экспериментальных и учебно-производственные работы, выполняемые в колледжах, в опорных предприятиях, организациях, учреждениях, способствуют формированию у учащихся начальных, промежуточных и окончательных профессиональных навыков. Окончательная (завершенная) степень профессиональных навыков свидетельствует о формировании у учащихся основ профессионального мастерства. Соответственно, основная цель и задачи системы практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства, практической подготовке их к будущей трудовой профессиональной деятельности.
Целесообразно производить системный анализ практического профессионального образования в колледжах двумя путями (см. табл. 1):
1. Системный анализ содержания практического профессионального образования.
2. Системный анализ процесса практического профессионального образования.
При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:
1. Практически-лабораторные работы. Для системной организации практически-лабораторных работ необходимы планирование учебно-опытных работ, оборудование специальных учебных лабораторий, в которых должны быть выполнены учебно-опытные технологии, проведен текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных навыков, приобретенных учащимися, и разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.
2. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой данные процессы.
3. Производственная практика (технология). Для системной организации производственной практики (технологии) должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений учащихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.
4. Выпускная квалификационная практика. Для системной организации выпускной квалификационной практики должны быть планированы выпускные квалификационные работы (дипломные), проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении) и учебных лабораториях. В них должны быть осуществлены исследовательски-проверочные технологии и текущий, промежуточный, итоговый контроль окончательных умений и навыком учащихся и разработана и внедрена методика выполнения выпускных квалификационных работ, обеспечивающая методической службой данные процессы[2].
При подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения процесса выявлены следующие его составные части:
1. Планирование практического профессионального образования.
Системное планирование осуществляется согласно четырем составным частям содержания практического профессионального образования совместно с главным мастером, мастерами производства и учителями специальных дисциплин. При этом необходимо планирование организации и выполнения в практически-лабораторных работах учебно-опытных, в учебной практике учебно-практических, в производственной практике учебно-производственных, в выпускной квалификационной практике выпускных квалификационных (дипломных) работ.
2. Подготовка к процессу профессионального образования. Подготовительные работы также, согласно четырем составным частям практического профессионального образования, должны проводиться системно. При этом требуются достаточное учебно-материальное оснащение учебных лабораторий для лабораторных работ, учебных мастерских для учебной практики, опорных предприятий (организации, учреждения) для производственной практики и выполнения выпускных квалификационных работ и достаточная учебно-методическая подготовка мастеров производства и учителей специальных дисциплин.
3. Осуществление процесса практического профессионального образования. Процесс практического профессионального образования согласно четырем составным частям своего содержания должен быть системным и осуществляться на основе своеобразных, соответствующих образовательных технологий, отличающихся друг от друга своим качеством. Исходя из этого, необходимо выполнение практически-лабораторных работ на основе учебно-опытных технологий, учебной практики на основе учебно-практических технологий, производственной практики на основе учебно-производственных технологий, практики по выпускной квалификационной работе на основе исследовательски-экспериментальной технологии. А это в свою очередь требует правильного планирования процесса практического профессионального образования, специальной подготовки к его реализации и на основе этого разработки и внедрения мастерами производственного обучения (учителями специальных дисциплин) вышеупомянутых технологий.
4. Контролирование процесса практического профессионального образования. Необходимо систематическое контролирование процесса практического профессионального образования согласно содержанию четырех его составных частей. – Проверка на основе поставленных целей перед каждым видом практики и достигнутых результатов (текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль) подготовки учащихся к усвоению новых навыков и умений, определение причин допущенных ошибок, эффективности организации образования, его методов, средств и объективная оценка усвоения практических навыков, сбор информаций для эффективного планирования учебного процесса. Все это должно быть осуществлено с целью получения актуальных информаций (обратная связь) о профессиональном знании и учебно-производственной деятельности учащихся.
Учет успеваемости выполняется в формах текущего (наблюдение, беседа, проверка, оценка), цикличного (проверка, контролирование) и итогового (выпускные квалификационные работы, письменные выпускные квалификационные работы) контроля.
5. Методика практического профессионального образования.
Согласно требованиям, предъявляемым учителям специальных дисциплин и мастерам производства, системная и эффективная организация и осуществление практического профессионального образования учащихся на основе его содержания и составных частей определяют пути беспрерывного повышения квалификации, педагогического мастерства. С этой точки зрения необходимо в дальнейшем создание методики практически-лабораторных работ, учебной практики, учебно-производственной практики и выпускной квалификационной практики.
Системный подход к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах способствует правильному определению их составных частей и содержания выполняемых работ, в частности, системному формированию у учителей специальных дисциплин, мастеров производства и учащихся основ необходимого профессионального мастерства.
Литература:
1. Касимов Ш.У., Хадиев У.С. Системы и содержание практического профессионального образования. // «“Вестник” ККО АН Республика Узбекистана.2011 г. Выпуск №2 –Ст. 106-109.
2. Касимов Ш.У. Особенности организации системы профессионального образования в колледжах. // «“Вестник” Государственный университет управления России. Теоретический и научно-методический журнал. Москва: ГОУВПО «Государственный университет управления», 2011 г. Выпуск №16 –Ст. 56-58.
Таблица 2
Система связей между содержанием и процессом практического профессионального образования в колледжах
С У Щ Н О С Т Ь |
Виды |
Составные части |
Составные части |
||||
Выпускная квалификационная практика |
Выпускные квалификационные работы |
Опорные организа ции – учебные лаборатории |
Исследовательские экспериментальные лаборатории |
Текущий, промежуточный итоговый контроль |
Методика выпускной квалификационной практики |
||
Производственная (технологи ческая) практика |
Учебно-производственные работы |
Опорные организации (организации, учреждения) |
Учебно-производственные технологии |
Текущий, промежуточный итоговый контроль |
Методика производственной практики |
||
Учебная практика |
Учебно-практические работы |
Учебные мастерские |
Учебно-практические технологии |
Текущий, промежуточный итоговый контроль |
Методика учебной практики |
||
Практически-лабораторные работы |
Учебно-опытные работы |
Учебные лаборатории |
Учебно-опытные технологии |
Текущий, промежуточный итоговый контроль |
Методика практически-лабораторных работ |
||
Планирование |
Подготовка |
Осуществление |
Контроль |
Методическое обеспечение |
Этапы |
||
П Р О Ц Е С С |