Необходимым условием успешного развития предприятия является рост капитала, что при прочих равных возможностях является основой существования предприятия. Так же в статье рассчитывается вид зависимости дохода от объема средств и планируемой инвестиции.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, стратегии развития науки и инноваций.
В современных условиях, предприятию для перехода на инновационный путь развития необходимо определить приоритеты и критерии, что должно отразиться в первую очередь в развитии человеческого капитала (ЧК), так как он должен обеспечить функционирование инновационной экономики, общества, экономики, основанной на знаниях. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов. С давних пор люди пытались познать тайну творческой силы человечества, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, дать количественную оценку. Классическое определение ЧК – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка.[1] ЧК с одной стороны является трудовым (ресурсным) капиталом, с другой стороны – объектом управления, с третьей стороны – субъектом управления, с четвертой стороны – целью управления (рис.1).
Рис. 1. Человеческий капитал
Главной и основной частью ЧК является интеллект, то есть способность к осуществлению познания и к эффективному решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида. В отдельных отраслях экономики, индустриально развитых странах особая значимость и ценность работников (составляющих умственный, психологический и моральный потенциал), производящих уникальные сугубо интеллектуальные продукты, представляют первостепенную ценность для работодателя. В настоящее время экономика только еще начинает предъявлять спрос на высокопрофессионально-квалифицированного специалиста, способного легко обучаться.
Инвестиции в ЧК в настоящее время превосходят инвестиции в материальную сферу. Затраты на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в несколько раз превышают материальные инвестиции. Практикой также подтверждается тезис об усилении роли государства в формировании ЧК. В своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.Путин отмечает, что за последние 4 года расходы бюджетной системы на социальную сферу выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза, а в доле ВВП с 21% до 27% [2].
Когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования инновационных ресурсов, главным носителем которых, наряду с вещественными факторами, становится человек, обладающий высоким уровнем образовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов. Выдающийся предприниматель США, Э.Карнеги, говорил, оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних.
Сегодня в развитых странах ускоренно формируется инновационная экономика, позволяющая более половины ВВП формировать за счет наукоемкой продукции и услуг. В России, согласно стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, главной целью является: формирование сбалансированного сектора исследований и разработок, эффективной инновационной системы, обеспечивающей технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в одну из основных ресурсов устойчивого экономического роста. При целевых индикаторах, устойчивый рост внутренних затрат на исследовательские разработки составляет: 2% в 2010 году, и до 2,5% в 2015 году, произойдет увеличение доли внебюджетных средств во внутренние затраты на исследования до 60% в 2010 году и до 70% в 2015 г. на сегодняшний день российская наука находится на третьем этапе реформирования 2011–2015 гг. [4] Рассмотрим целевые показатели реализации стратегии с 2004 по 2015 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Целевые показатели реализации Стратегии
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок |
||||||||||||
1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инерционная динамика |
1,17 |
1,36 |
1,49 |
1,54 |
1,57 |
1,60 |
1,63 |
1.66 |
1,70 |
1,73 |
1,76 |
1,8 |
С учетом реализации стратегии |
1,17 |
1,36 |
1,51 |
1,62 |
1,71 |
1,91 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инерционная динамика |
39.4 |
41,0 |
42,5 |
44,8 |
45,0 |
45,2 |
45,4 |
45,7 |
46,0 |
46,3 |
46.6 |
47,0 |
С учетом реализации стратегии |
39.4 |
41,0 |
43,0 |
45.0 |
48,0 |
52,0 |
60,0 |
62,0 |
64,0 |
66,0 |
68.0 |
70,0 |
3. Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инерционная динамика |
5,5 |
6,0 |
7,2 |
7,4 |
7,6 |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
С учетом реализации стратегии |
5,5 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
12,0 |
13,5 |
15.0 |
16.0 |
17,0 |
18,0 |
19.0 |
20.0 |
4. Удельный вес выпускников ВУЗов, принятых на работу в научные организации, (%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инерционная динамика |
1,8 |
2,2 |
2,4 |
2,6 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
С учетом реализации стратегии |
1,8 |
2,2 |
2,9 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
6,0 |
6,8 |
7,5 |
8,0 |
Из таблицы 1 видно, что в инерционной динамике с 2004 по 2011 гг. внутренние затраты на исследования и разработки, удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки и удельный вес выпускников ВУЗов, принятых на работу в научные организации увеличились от 1,5 до 3%. Внутренние затраты на исследования и разработок к ВВП увеличились с учетом инерционной динамики на 0,63%, а с учетом реализации стратегии увеличится на 1,33%.
В условиях неопределенности и множества действующих, не учитывающих факторов (факторов «Х») представляется целесообразным определить вид зависимости дохода от планируемой инвестиции от объема средств (вложений). Причем наиболее простым является зависимость доходности инвестиций (удельного дохода), то есть
где q – доходность инвестиции, D – доход от инвестиции, х – объем вложений.
Исследование проводиться при следующих допущениях:
1. доходность является непрерывной неотрицательной функцией
2. с ростом объема инвестиций доходность уменьшается;
3. известно среднее значение (математическое ожидание) доходности m, ;
4. в качестве критерия выбора вида функция доходности выбирается критерий максимума энтропии (критерий неопределенности наших бесконечных знаний о виде функции доходности). .
В таком виде задача выбора вида функции доходности сформулирована как изопериметрическая вариационная задача
Где – постоянный множитель Лагранжа. Таким образом, . С учетом ограничений получим выражение для функций доходности и дохода: (3)
Где, – максимально возможный доход от инвестиции при неопределенно больших вложениях. Отсюда получается две зависимости:
-
- Рис. 2. Зависимость
доходности Рис. 3.
Зависимость дохода от объема
- от объема вложений инвестиций
Из рисунка 2 видно, что при большом объеме вложений, доходность инвестиций уменьшается, а на рисунке 3 существует точка D(m), в которой возможен максимальный доход от инвестиций при неограниченных вложениях.
На высшей ступени комплексной механизации все функции физического труда выполняются машинами, за человеком остаются лишь функции управления этими машинами, что требует качественно новых способностей, получения политехнических и комплексных знаний. Здесь на первое место для решения этого противоречия между непосредственным трудом и интеллектуальным выходит система образования и ее обособление от непосредственного труда. С развитием автоматизации не только функции физического труда передаются машине, но и функции управления этими машинами. Человек освобождается от участия в производственном процессе, превращается в его интегратора. В этом случае определяющую роль уже играет уровень общих, политехнических и специальных знаний. Такие изменения в трудовых функциях свидетельствуют о росте доли затрат умственного труда, насыщении непосредственного труда умственной деятельностью, функциями творческого характера.
В инновационной экономике, труд все в большей степени становится интеллектуальным, творческим трудом. Главным здесь является совершенствование человеческих способностей, саморазвитие и самореализация личности, так как стирается грань между рабочим и свободным временем, затратами и результатами. Такая деятельность индивидуальна как по результатам, так и по мотивации. Однако определяющим мотивом для большинства людей выступает саморазвитие и самореализация их личности. Часто вознаграждением за упорную работу становится сама возможность продолжать работу. Естественно такой труд требует огромного накопления знаний, информации, многолетней отдачи всех сил своему делу. Его цель, в отличие от физического труда, принципиально меняется, ею становится инновация.
Кадровый потенциал Производственно – технологический
Научно – технический
потенциал
Инновационный Финансово – экономический потенциал
потенциал
Рис. 4. Общий потенциал предприятия
Если посмотреть на рис. 4 «Общий потенциал предприятия», то видно, что инновационный потенциал находиться в «центре», играющий одну из главных ролей в развитии предприятия. Под инновационной экономикой понимают экономику, в которой преобладает принципиально иной способ хозяйствования – инновационный, подчиняющий развитие всех отраслей и сфер. Суть этого принципа состоит в радикальном повороте, когда главным источником различных нововведений начинают выступать наука и образование. В соответствии с таким подходом разработаны современные системы подготовки и переподготовки кадров, которые включают в себя два основных момента. Первый – это усиление творческого элемента в обучении, формирование творческой личности как главного ресурса экономического роста. Обучающийся выступает здесь не как пассивный субъект, который должен усвоить определенный объем информации, а как активный субъект развития своих способностей. Второй – это расходы на подготовку и переподготовку кадров рассматриваются не в качестве традиционного элемента издержек производства, а как долговременные инвестиции. Системы подготовки и переподготовки кадров направлены на то, что приоритет в инновационной экономике отдается накоплению нематериальной, интеллектуальной собственности.
В странах с развитой рыночной экономикой государство создает единый механизм обеспечения занятости через взаимосвязь государства и предприятий. Зачастую государство берет на себя основное финансирование подготовки и переподготовки кадров, при помощи разного инструментария: регулирование социального страхования, налоговой политики, обеспечение создания информационной и правовой инфраструктуры.
Таблица 2
Система финансирования подготовки молодежи в зарубежных странах
Страны |
Меры подготовки кадров
|
Италия, Великобритания, Швеция |
Наем и обучение молодежи 16-18 лет, которая не имеет полного среднего образования, государственные органы покрывают до 80% затрат предприятий на заработную плату |
Германия, Франция Италия |
Прямое финансирование альтернативной формы подготовки кадров до 25 лет. То есть объединение процесса теоретической подготовки в учебном заведении с трудовой деятельностью на условиях частичной занятости. Необходимым условием такой формы обучения есть наличие специальной программы, которая обеспечивает координацию подготовки в двух разных системах. |
Япония |
Систему профессиональной подготовки рабочих имеют 80% предприятий. |
США |
Методы прямого финансирования дополняются косвенным стимулированием внутрифирменной подготовки через дифференцирование налоговой политики. Средства, которые направляются на подготовку молодых работников полностью освобождаются от налогообложения. Затраты компаний на переподготовку и повышение квалификации персонала без учета государственных дотаций составляют до 5% прибыли. |
Франция |
Один из источников накопления средств в государственных органах на профессиональную подготовку являются денежные отчисления самих предприятий. Каждое предприятие с численностью занятых свыше 10 лиц обязано отчислять на цели подготовки и повышение квалификации работников не меньше 1% фонда заработной платы. |
Из таблицы 2 видно, что государство стимулирует начальную профессиональную подготовку молодежи при помощи прямого финансирования внутрифирменных систем обучения. То есть необходимость постоянной переподготовки персонала спровоцировала практически во всех странах с рыночной экономикой требование создания системы специальных подразделений фирм, это и учебные центры, и курсы, и отделы кадровой политики.
В конце, хочется отметить, что расходы на подготовку и переподготовку кадров должны рассматриваться как долговременные инвестиции, а приоритет в инновационной экономике должен отдаваться накоплению нематериальной, интеллектуальной собственности, что впоследствии приведет к успешному развитию всего предприятия.
- Литература:
В.А. Спивак. / Организационное поведение и управление персоналом / Учебное пособие для вузов / «Питер», 2000.
[Электронный ресурс] http://www.hr-portal.ru (Дата обращения 12.02.2012).
[Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения 05.02.2012).
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Мин обр. и науки РФ, Москва, 2006. – с.4-10.
[Электронный ресурс] http://slovari.yandex.ru (Дата обращения 22.03.2012).
В.В. Бойко, Д.А. Ручаевский / Адаптация зарубежного опыта оценки деловых качеств персонала к социально-экономической ситуации в Украине / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал), 2010.