В статье авторы описывают информационное обеспечение навигационных систем морских судов. Рассматривают основные процессы обработки информации о внешней среде.
Ключевые слова: внешняя среда, данные, информационное обеспечение, навигационная система, процесс обработки.
Информационное обеспечение навигационной системы включает информацию, необходимую для безопасной проводки судна: справочную информацию, сведения из морских пособий, данные, полученные от внешних источников и средства для выбора методов ввода, вывода, упорядочивания и изменения информации. Следует добавить корректуры карт, системы кодирования, раскодирования, сжатия и конвертации информации. Данные хранятся в памяти системы в виде информационных массивов (баз данных и иных структурированных наборов).
Информационное обеспечение — это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемым в автоматизированной системе при ее функционировании [1, с. 32].
Обработка информации в навигационной системе осуществляется программными средствами, установленными на техническом оборудовании судна. Проектирование навигационных систем отвечает требованиям всех видов безопасности — при эксплуатации судна не должно произойти аварийных случаев из-за отказов судовых технических средств, элементов корпуса судна, программных средств и информационного обеспечения.
Техническое обеспечение — совокупность всех технических средств, используемых при функционировании навигационной системы (оборудование навигационной системы, передающее сигналы в главный модуль системы).
Программное обеспечение (ПО) — совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности системы [2, с. 8].
Информационное обеспечение системы морского судна представлено на рис.1.
Рис. 1. Информационное обеспечение навигационной системы
Для управления процессами на судне, обязательно необходимы следующие сведения:
1) цель управления и описание ее достижения (правила, наставления, руководящие документы), с особенностями движения судов данных климатических условиях;
2) система управления с необходимыми параметрами (данные о состоянии судна, механизмов и оборудования, сведения о маневренных и мореходных качествах судна, информацию об установленных путях движения, о видах районов плавания, о системах судовых сообщений и службах движения судов, о мерах по защите морской среды, данные о визуальных и радиотехнических средствах);
3) информация о внешней среде (сведения о навигационных и гидрометеорологических условиях, сведения о портах, данные о текущей погоде и прогноз, данные о текущем положении судна), с учетом информации, поступающей из наземных систем ведения движения морских судов (рис. 2.).
Рис. 2. Информация о внешней среде
Системы обеспечивают безопасность не только судна, но и окружающих объектов (другие суда, портовые сооружения) или предотвращает столкновение с объектами (льдины, затонувшие объекты).
Для регистрации информации о движении судов в море используют разного вида системы: системы регистрации связи, системы записи переговоров, комбинированные системы наблюдения.
Для безопасности движения судов в море и нахождения их в порту используют системы безопасности, которые оценивают интенсивность движения, районы повышенной экологической чувствительности и особенность инфраструктуры порта и окружающих объектов.
Дополнительно работают системы предупреждения и управления чрезвычайными ситуациями, которые отслеживают, выполняют оценку сил, необходимых для ликвидации ситуации, оценивают ход ситуации и последствия. Используют информацию с беспилотных летательных аппаратов, которые дополнительно ведут геологическую разведку, охрану объектов и мониторинг ледового покрытия [3, с. 24].
На рис. 3 представлены основные процессы обработки информации, необходимой для безопасной проводки судна.
Рис. 3. Процессы обработки информации о внешней среде
Информационные статичные базы хранятся в основном на жестких магнитных и компактных оптических дисках. Они содержат большой объем данных, нечувствительны к магнитным полям, выдерживают различные физические нагрузки.
Информация с внешних датчиков считается краткосрочной и хранится в динамических базах данных.
Поступление любой новой информации вызывает ответные действия со стороны экипажа судна и принятие новых решений. Навигационная система помогает вахтенному помощнику оперировать с информацией, необходимой для эффективной проводки судна из пункта отхода в порт назначения, и предоставляет ему результаты обработки в виде, облегчающем судовождение.
Литература:
1. Вагущенко Л. Л. Современные информационные технологии в судовождении [Электронное учебное пособие] / Л. Л. Вагущенко — Одесса: ОНМА, 2013 — 135 с.
2. Гаврилов В. С. Техническое обеспечение безопасности судов: Конспект лекций. Ч.1.—СПб., ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2000. — 44 с, ил., табл.
3. Дубровский А. В. Геоинформационные системы управления и навигации: учеб.- метод. Пособие / А. В. Дубровский. — Новосибирск: СГГА, 2013 — 96 с.