Цель : Дифференциация и закрепление умения слышать и распознавать звуки [С], [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: Обеспечить формирование умения различать звуки (С) — (Ш) изолированно, в слогах, словах, фразах;
стимулирование детей к речевым высказываниям.
Способствовать развитию фонематического восприятия, общей, мелкой и артикуляционной моторике, речевого дыхания, произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, воображения.
Создать условия для воспитания нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим, умения действовать совместно.
Материалы и оборудование : сотовый телефон, посылка, в ней чистые листы формата А4, карточки с заданиями, и отдельно листы раскраски фиксиков формата А4,цветные карандаши, проектор, ноутбук, мяч, картинки со звуками [с], [ш], корпус от телевизора.
Ход деятельности :
Приветствие гостям, всем присутствующим.
Звонит сотовый телефон, на экране написано «Нолик», воспитатель ставит на громкую связь.
Нолик: Здравствуйте! Это Зоя Викторовна?
Воспитатель: Да!
Нолик: Это логопедическая группа?
Воспитатель: Да!
Нолик: А я Нолик из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель: А что случилось? Почему ты звонишь?
Нолик: Случилась беда! У нас пропали звуки (С) — (Ш), а с ними Симка и Шпуля, потому что их имена начинаются на эти звуки.
Мы вам отправили посылку, в ней листы раскраски с фиксиками. Но листы, после исчезновения звуков, стали чистыми. Если вы найдёте звуки (С) — (Ш), то вместе со звуками появятся Симка и Шпуля, и на листах раскрасках появятся рисунки фиксиков, которые надо будет раскрасить.
Воспитатель: А что надо сделать?
Нолик: Надо выполнить задания. Карточки подсказки, для последовательности выполнения задания, находиться у вас в посылке.
Что поможете?
Воспитатель обращается к детям:
Что ребята поможем?
Дети: Да! Конечно, поможем!
Посмотрим на первую карточку подсказку.
Первое задание. Дыхательная, голосовая разминка: Как свистит ветер? Сделайте глубокий вдох через нос и посвистите (С — С — С — С). Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка).
Как шипит змея? Сделайте глубокий вдох через нос и прошипите (Ш — Ш — Ш — Ш). Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху).
Игра «Дирижёр»
В этом задании ребята, главное не ошибиться, будьте внимательны!
Если я поднимаю кисть наверх, то вы поете песню змеи звук (Ш);
Если опускаю вниз — песню ветерка звук (С).
Игра «Испорченный телевизор» (беззвучная артикуляция)
Теперь посмотрим телевизор(воспитатель держит перед лицом рамку), но телевизор испортился. В нем исчез звук. Поймёте ли вы, что говорит диктор? (беззвучно артикулирует звуки, все дети голосом артикулируют звуки)
Второе задание . Игра «Звуковая дорожка» ( на интерактивной доске закрепление произношений звуков (С), (Ш))
Пройди по стрелкам и произнеси «песенку ветра» — звук (С), «песенка змеи» — звук (Ш).
Игра «Паровоз»(на интерактивной доске)
Посади каждого пассажира в свой вагончик. Один паровозик перевозит пассажиров, в названии которых есть звук (Ш), другой в которых есть звук(С). Лиса, мышь, собака, лошадка, слон, кошка, свинка, лягушка.
Третье задание. Игра с мячом «Закончи слово с нужным звуком»
Автобу-с, камы-ш, фику-с, малы-ш, каранда-ш, какту-с, ланды-ш, глобу-с, шала-ш,
Четвёртое задание. Игра «Помоги Симке и Шпуле отыскать звук(С)и (Ш)»
На столе разложены картинки, в названии которых есть звуки «ш» и «с», возьмите по одной картинке. Назовите, что изображено на картинке и соотнесите их с обозначенным цветом для звука (С)оранжевый, а для звука (Ш) жёлтый.
Пятое задание. Игра «Отгадай загадки»
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт (самолёт)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода (шарф)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу (собака)
Белая звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку.
Легла и пропала (снежинка)
Одно брюшко, четыре ушка (подушка)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы (санки)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают (школа)
Шестое задание. Игра «Подбери слово на слоги» (слайд)
Ша — пка, Ша — лаш, Ша — ры, Се — но, Се — ледка, Се — тка, Шо — рты, Шо — фёр, Шо — колад, Су — харики, Су — п, Су — мка.
Итог игровой деятельности
Воспитатель: Мы выполнили все задания. Сейчас отправим смс Нолику.(Задание выполнили. Отправляем смс)
Рефлексия : Ребята, а как вы считаете, мы справились с заданием?
Что больше всего понравилось? Что интересного было? Что у нас получилось? Во что бы вы хотели сыграть ещё раз?
Посмотрите, на листах раскрасках появились Фиксики.
Слышите, звонит телефон. А, это снова Нолик!
Нолик: Спасибо, ребята! Вы спасли наших друзей и всех нас!
Огромное вам спасибо! До встречи на ваших экранах!