В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей; рассматриваются возможные направления работы педагога дополнительного образования по патриотическому воспитанию обучающихся и особенности его подготовки к осуществлению этой деятельности.
In the present article attempt to consider a possible approaches to understanding of essence of process of patriotic education and features of its organization in system of additional education of children is undertaken; the possible directions of work of the teacher of additional education on patriotic education being trained and features of its preparation for implementation of this activity are considered.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.
Keywords: patriotism, patriotic education, civil and patriotic education, additional education, teacher of additional education.
Изменения, которые происходят в российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».
Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» [3] (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [2], разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.
На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа» [8]: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Но анализ сущности и особенностей их работы свидетельствует о том, что практика нуждается в определении ориентиров, укреплении материально-технической базы, разработке соответствующих программ деятельности и программ дополнительного образования детей, которые сегодня не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования [4] к такой работе.
Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:
организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;
комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся;
педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [4,7,11].
Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся:
разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину;
создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие модели патриотического воспитания, встречающиеся в учреждениях дополнительного образования детей как в чистом, так и в смешанном вариантах:
предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;
межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
институциональная, представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей, имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому.
На качество и результативность патриотического воспитания обучающихся в дополнительном образовании оказывают влияние следующие факторы:
индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности) [4].
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских работ по краеведению; организация поисковой работы; волонтерская и «тимуровская» работа; проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация детских творческих конкурсов и т д.
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, которые используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-спортивный оздоровительный лагерь; учебные сборы; патриотические клубы и объединения различной направленности.
Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны – вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы.
Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы. Так, например, ежегодно с 2005 г. Департаментом образования города Москвы организуется и проводится Московским институтом открытого образования Городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!» [10]. В конкурсе принимают участие от 1500 до 2000 учащихся московских школ, а по его итогам издается сборник детских творческих работ. Все это помогает ребятам глубже вникнуть и понять исторические события, воспитывает у них гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.
Основными целями конкурса являются:
формирование у детей и молодёжи устойчивого иммунитета к фашизму;
сохранение памяти о жертвах фашизма и героях антифашистского сопротивления.
Достижение основной цели конкурса обеспечивается следующими задачами:
активизация процессов разработки проектов и творческих работ, создающих образ Победы над фашизмом средствами литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, хореографии, театра, кино, архитектуры, информационных технологий;
организация межкультурной коммуникации детей и молодёжи разных народов;
формирование разновозрастных коалиций антифашистской направленности.
Основное содержание конкурса определяется в контексте его целей и структурируется по следующим направлениям: Победа над фашизмом в 1941-1945 г.г.: люди, события, факты; Битва под Москвой: подвиг народов Советского Союза в Победе над фашизмом под в 1941 г.; Международный терроризм: проявление современного фашизма.
Порядок оценки конкурсных работ. Оценка конкурсных работ осуществляется экспертной комиссией, в состав которой входят специалисты, имеющие опыт работы в экспертных комиссиях региональных и федеральных конкурсов, и образование, позволяющее оценить качество конкурсных работ на профессиональной основе.
Предметом экспертизы являются: заявки на участие в конкурсе (1-ый – подготовительный этап); проектная разработка или творческая работа (2-ой – основной этап); результаты интеллектуального ринга и презентация конкурсной работы (3-ий –финальный этап); доклад (сообщение) на научно-практической конференции, презентация символики конкурса и глобальных проектов (суперфинал конкурса).
Экспертиза проводится профильными экспертными группами по тематическим направлениям на основе следующих критериев: полнота информации о конкурсной работе; оригинальность замысла работы; осмысленность избранных авторами темы, направления, жанра, вида и формы конкурсной работы.
Экспертиза конкурсных работ проводится с учётом требований к проектам и творческим работам. Конкурсные работы должны иметь:
пояснительную записку/ введение, в которой фиксируется информация, позволяющая сделать выводы о том, что проектируется (что предлагается авторами к созданию – предмет, конструкция, процесс и т.д.), в чём состоит авторский замысел конкурсной работы (что задумано), к какому виду относится проектируемый объект (в какой сфере жизнедеятельности человека он может быть использован), для достижения каких целей он предназначается, почему (по каким причинам) проектируемый объект разрабатывается и предлагается к реализации, кому данная работа нужна; кто заинтересован в создание проектируемого объекта, кем он может быть востребован, известны ли авторам аналоги проектируемого объекта (существуют ли похожие или аналогичные), чем от них отличается предлагаемый к созданию новый вариант;
описание проектируемого объекта (максимально полное представление о нём);
условия создания проектируемого объекта (определяются как ответы на вопросы, что требуется для реализации авторского замысла: что надо сделать, какие иметь ресурсы, какие нужны условия, кто может помочь в их создании, какие работы надо выполнить, чтобы конкурсная работа была реализована).
Конкурс предназначен для включения детей и молодёжи в работу по восполнению истории Победы в Великой Отечественной войне новыми фактами. По итогам каждого конкурса издается книга, в которой публикуются творческие работы детей и молодёжи города – участников конкурсов, направленные на сохранение в памяти новых поколений правды о сущности фашизма.
Визитной карточкой конкурса «Нет фашизму!» являются изданные книги «Это Победа твоя и моя» (2006 г.), «Непокорённая Москва» (2007 г.) и «Право на жизнь» (2010 г.). Каждая из них занимает особое место не только в формировании вступающих в жизнь новых поколений, но и поколений, в чьей судьбе Великая Отечественная война и одержанная в ней Победа над фашизмом осталась навсегда. Возвращение к исторической правде о войне, в которой человечеству удалось разгромить фашизм, сегодня одна из важнейших задач Правительства Москвы.
Не вызывает сомнений, что существующая система гражданско-патриотического воспитания требует внесения принципиально значимых изменений. В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [5] поднимается проблема низкого качества и недостаточной работы государственных институтов с подростками и молодежью. Среди установленных причин такого положения определены следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу; недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов; недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта; низкая спортивная материально-техническая база в образовательных учреждениях.
Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.
Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п.
Для педагогов дополнительного образования проводится творческий конкурс авторских программ дополнительного образования детей, в котором одна из номинаций – образовательные программы военно-патриотической направленности, сориентированные на:
систематическое и целенаправленное формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
воспитание патриотизма и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов;
воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества, расширение знаний об истории и культуре России, ратных подвигах и судьбах соотечественников;
развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота реакции, скорость, сила и координация.
Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания.
Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом. Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества. Мастер-класс – это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие не только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание.
Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:
Патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи);
Музейно-экскурсионное (музей народной культуры, музейная педагогика и проблемы нравственности экскурсионные маршруты по местам боевой славы, музей и подрастающее поколение, пешие прогулки по Москве);
Поисковое (военная археология, поисковая работа на местах боев, юный следопыт;
Социальное (обществоведение, военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство их социализации, уроки выживания);
Военное (военное дело, морское дело, парусное вооружение военно-морских шлюпок, азбука юнги, военно-десантная подготовка, служебное собаководство, военный/армейский рукопашный бой, стрельба);
Историческое (история войны, история географических открытий).
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:
I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).
II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).
III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.
IV. Программы общевоспитательной направленности.
Авторами дается очень краткая характеристика комплекса программ, в которой выделим:
нацеленность на непрерывный воспитательный процесс;
охват учащихся всех возрастных групп;
ориентация на работу не только с учащимися, но и с их родителями;
указание на использование современных методик;
обобщение и распространение опыта использования данных программ в образовательных учреждениях;
адаптация программ к специфике регионов.
Принимая идею патриотического воспитания к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организаций дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.
Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.
Кафедра педагогики дополнительного образования Московского института открытого образования разработала и приняла к реализации структурно-уровневую модель повышения квалификации работников данной сферы. В ее основе - дифференцированный подход к организации повышения квалификации с учетом присущего сфере дополнительного образования детей многообразия образовательных областей, видов и типов образовательных программ и программ организации деятельности детей в рамках неформального и информального образования.
Реализуемая кафедрой модель системы повышения квалификации имеет трехуровневую структуру. На первой ступени решаются задачи введения в педагогику дополнительного образования и реализуются программы для начинающих педагогов, руководителей и для тех, кто не имеет педагогического образования. Вторая ступень предназначена для обеспечения профессионального роста специалистов. Здесь реализуется модульная комплексная программа «Теория и практика дополнительного образования детей». Количество программных модулей и их содержательная направленность находятся в состоянии постоянного обновления, что объясняется спецификой дополнительного образования детей. Все программные модули имеют базисную часть, отражающую общие для всех категорий работников дополнительного образования детей теоретические знания и специализированные методические (преимущественно 36-часовые) блоки, реализуемые на базе учреждений, располагающих оформленным опытом организации дополнительного образования по одному из направлений, силами работающих в них специалистов.
Для педагогов дополнительного образования программы формируются в соответствии с направленностями, а практический блок реализуется на базах профильных учреждений.
Один из модулей – «Дополнительное образование детей: военно-патриотическая направленность» реализуется на базе ГОУ «Московская городская станция юных туристов». Учебные занятия проводятся в разных формах. Лекции органично встроены в образовательный процесс. Особое место занимают коллективная рефлексия и самостоятельная работа специалистов. Образовательные программы повышения квалификации предполагают входную и итоговую диагностику, освоение подходов к созданию методических комплексов к реализуемым специалистами образовательным программам.
На третьей ступени решаются задачи совершенствования профессионального мастерства. Реализуемые на этой ступени программы и программные модули рассчитаны на опыт специалистов по организации дополнительного образования детей на высоком качественном уровне. Здесь реализуются проблемно-тематические программы. В рамках этих программ педагоги осваивают технологии презентации своего опыта в самых различных формах (подготовка статей к печати, подготовка самоанализа к аттестации, выступление на конференциях, участие в конкурсах, выставках и другое).
Особое место в системе повышения квалификации занимают постоянно действующие проблемно-практические семинары и городские методические объединения, на заседаниях которых рассматриваются в числе других вопросы военно-патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания детей; организуются обсуждения профессиональным сообществом разработанных программ и материалов, проводится их экспертиза и т.д. Заседания городских методических объединений проводятся на базе как городских, так и окружных учреждений раз в месяц, возникающие на них вопросы становятся предметом обсуждения на методических семинарах и консультациях.
По данным информационных источников вскоре в России может появиться закон о патриотическом воспитании молодёжи. В Государственной Думе состоялось заседание круглого стола «Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодёжи» [6], на котором обсуждалась также вероятность введения в обязательную программу уроки патриотизма и создания госзаказа патриот-проектов в области отечественного кинематографа, а также в СМИ [1].
Если в реальном законодательном поле появится обсуждаемая сегодня инициатива, то можно с уверенностью сказать, что это будет достойный первый шаг для обозначения на политической и гражданской карте России необходимости формирования патриотического мировоззрения.
Литература:
Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2). – http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).
Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.
Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р г. Москва. Опубликовано 12 февраля 2010 г. Вступает в силу: 20 февраля 2010 г. Опубликовано в "РГ" – Федеральный выпуск №5109 от 12 февраля 2010 г.– http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html
Материалы круглого стола Комитет по делам молодежи Государственной Думы РФ (27 мая 2008 г.) « Законодательное обеспечение патриотического воспитания молодежи» – http://www.parlament-club.ru/news,1,456.htm
Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Микрюков Василий Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].– Москва, 2009.– 315 с.: ил.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) – http://www.nvobrazovanie.ru/ndoo/npd/225
Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php
Положение о Московском городском конкурсе проектных разработок и творческих работ и детей и молодёжи «Нет фашизму!» – http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?id=81&prjid=312; сайт Конкурса – www.netfashizmu.ru
Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.