В современном мире мы нередко сталкиваемся с поступками детей и подростков, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общество. Эти поступки свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Падение нравственности и рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков невозможно остановить без укрепления связи образовательного учреждения с семьей.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у ребенка представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести [4].
Многие родители не до конца понимают, какую реальную помощь могут принести встречи с педагогическим коллективом учебного учреждения и нередко занимают позицию стороннего наблюдателя. Отчуждение семьи от образовательного учреждения еще никому не приносило пользу.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся [2].
Понятие взаимодействия является в настоящее время одним из основных понятий общественных наук. Диапазон исследований, посвященных проблематике взаимодействия, разнообразен и представлен философскими (С.С. Аверинцев, А.Н. Аверьянов, Л.М. Архангельский, В.Г., Афанасьев, Л.П. Буева, И.И. Жбанкова и др.), психологическими (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, Г.М. Коджаспирова, М.М. Рыбакова и др.), социологическими (О.И. Волжипа, Н. Смелзер, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев и др.) и педагогическими работами (Ю.К. Бабанский, В.В. Белова, В.Г. Бочарова, Б.В. Вульфов, Ж.М. Данилов, В.Д. Семенов, Г.М. Иващенко, Л .И. Новикова, С.З. Холе, А.Т. Фонотова и др.).
С философской точки зрения взаимодействие – это процесс одновременного и двухстороннего действия двух или более систем, носящий закономерный характер и проявляющийся в наличии их объективных свойств. Этот процесс заключен в определенные рамки и имеет определенные характеристики (две или более сторон взаимодействия, содержание, зависящее от природы составляющих его компонентов) и структуру (начало, ряд этапов, окончание). Субъекты взаимодействия, вступая во взаимные отношения, влияют друг на друга и в ходе этого изменяются.
Интерес к педагогическому взаимодействию в образовательной сфере возник с конца 60-х годов XX века. Поначалу подходы к взаимодействию в педагогике разрабатывались преимущественно в области теории обучения. Однако в 70-х годах акцент в осмыслении педагогического взаимодействия смещается в область воспитательной работы [5].
Несмотря на то, что понятие «взаимодействие» на категориальном уровне в педагогике стало использоваться сравнительно недавно, опыт взаимодействия школы и семьи имеет давнюю историю: ретроспективный анализ различных исторических периодов взаимодействия, школы и семьи представлен в исследованиях Л.Ц. Ваховского, К.В. Малышевой, М.Н. Недвецкой, Н.В. Поликутиной и др. Наряду с понятием «взаимодействие» активно используется такое понятие, как «социальное партнерство».
Социальное партнерство – социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнеров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничества, развития всех субъектов данного процесса [3].
Сотрудничество семьи и школы, как форма взаимодействия может осуществляться разными способами, иметь разное содержание и разную степень взаимосвязи взаимодействующих сторон. Определяющим в социально-педагогическом партнерстве может служить не процессуально-содержательные характеристики сотрудничества, а особое ценное отношение, порождающее и регулирующее процесс взаимодействия и взаимопонимания.
В современной общеобразовательной школе существует немало форм и методов взаимодействия семьи и педагогов. Структура взаимодействия примерно такова:
В условиях многообразия форм и методов взаимодействия семьи и школы метод проектов является принципиально новым. Исследование историко-архивного материала и современных источников по интересующей нас проблеме показывает, что в отечественной и зарубежной педагогике накоплен достаточно интересный опыт по использованию проектной деятельности в практике обучения. Анализ архивных материалов позволяет иначе взглянуть на историю зарождения и использования проектной деятельности в процессе обучения школьников, а также подтверждает, что российская образовательная система внесла весомый вклад в решение данной проблемы и имела высокий уровень конкурентоспособности в мировой педагогике ХIХ -XX веков.
Слово «проект» происходит от латинского «projicere», что дословно в переводе на русский язык означает «бросать по направлению вперед»; следовательно, проект – есть прототип, прообраз чего-либо, что планируется создать или сделать. Еще в XIX веке В.И. Даль в своем словаре характеризовал слово «проект» следующим образом «проектъ – это план/предложение, задуманное и самое изложенье его на письме или чертеже» [1].
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
Одним из наиболее используемых в образовательных учреждениях является целевой проект.
Целевой проект – это временная работа, направленная на достижение поставленной цели; создание уникальных возможностей, направленных на предотвращение и удаление возникших проблем.
В качестве примера можно рассмотреть разработанный нами целевой проект «Семья».
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующим условиям и потребностям современного общества. В реализации данного проекта принимают участие родители, дети, педагогический коллектив школы, администрация. Целью проекта является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию в воспитании двух институтов – семьи и школы. В числе задач данного проекта важно выделить следующие: привлечение родителей к управлению школой; организация общественно-значимой деятельности родителей и учащихся; оказание психолого-педагогической помощи в воспитании; установление связей с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом; реализация комплексного подхода к проблеме предупреждения социально опасных явлений, профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Предполагаемый результат реализации проекта «СЕМЬЯ» заключается в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, реализации личностно-профессионального роста педагогов, раскрытии личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Рассмотренный целевой проект доказывает свою значимость и эффективность использования и может быть рекомендован для общеобразовательных учреждений в рамках взаимодействия семьи и школы.
Литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, с.261.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагогаю [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Лачугина Ю.Н. Психология и педагогика. Ч. 2. Педагогика: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 52 с.).
Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи, 2005, с. 27.