Моделируемым
критерием оценки эффективности доставки грузов автомобильным
транспортом на произвольном маршруте, являются удельные логистические
затраты
,
соответствующие отношению логистических затрат на доставку грузов по
маршруту
,
к стоимости грузов
,
планируемых для доставки по данному маршруту. Выражение для
моделирования данного критерия имеет вид:
Очевидно,
что при уменьшении значения критерия
,
доставка грузов на данном маршруте является более эффективной. Таким
образом, условие эффективности доставки грузов по некоторому маршруту
имеет вид:
[1,
с. 100].
Моделируемый
критерий эффективности работы всей системы доставки грузов (СДГ) за
произвольный период времени, отражает основные логистические
требования, предъявляемые к процессу доставки со стороны конечного
потребителя: «доставка в нужном количестве», «доставка
точно в срок» и «доставка с минимальными затратами»
[2, с. 203]. Степень выполнения требования «доставка в нужном
количестве» в модели оценивается при помощи коэффициента
,
требования «доставка точно в срок» – при помощи
коэффициента
,
а требования «доставка с минимальными затратами – при
помощи коэффициента
.
Выражения для моделирования данных коэффициентов имеют вид:
где:
– стоимость
фактически доставленных партий грузов;
– стоимость партий грузов, доставленных «точно в срок»;
– общая стоимость доставки грузов.
Различие
в величинах плановой и фактической стоимостей партий грузов, а также
стоимости партий грузов, доставленных «точно в срок»,
обусловлено возможным отказом автомобиля на маршруте доставки, а
также невозможностью организации доставки всех партий грузов при
превышении потребностей в доставке над возможностями СДГ (складскими,
транспортными, экспедиционными). Очевидно, что при увеличении
значений критериев
и
,
а также при уменьшении значения критерия
,
работа СДГ является более эффективной. Таким образом, условие
эффективности работы СДГ имеет вид:
.
Общая
стоимость доставки
моделируется на основании выражения:
где:
– количество маршрутов доставки;
– стоимость накладных затрат СДГ.
Накладные
затраты СДГ учитывают стоимость работы ЛС
,
стоимости простоя автомобилей
,
ПРМ
и грузчиков-экспедиторов
в ожидании работы, а также затраты на устранение возможных отказов
автомобилей на маршрутах доставки
:
Стоимость работы ЛС моделируется в виде постоянной величины, значение которой зависит от численности и размера заработной платы персонала ЛС. Стоимость простоя возможностей моделируются на основе выражения:
где:
,
,
– соответственно количество простаивающих автомобилей, ПРМ и
грузчиков-экспедиторов;
– себестоимость простоя;
– продолжительность простоя.
Отказ
автомобиля на маршруте доставки приводит к увеличению стоимости
доставки, т.к. при невозможности устранения отказа усилиями водителя,
для доставки используется резервный автомобиль, а для буксировки
неисправного автомобиля – один из автомобилей, освободившихся
после процесса доставки. Груз перегружается из неисправного
автомобиля в резервный автомобиль, и доставка продолжается по ранее
запланированному маршруту движения, но с опозданием. Таким образом,
при отказе автомобиля необходимо выполнение дополнительных рейсов
резервным автомобилем и автомобилем-буксиром. Кроме этого, после
устранения последствий отказа, доставка производится с опозданием,
что связано с риском несоблюдения требования «доставка точно в
срок», а также с риском невыполнения доставки в случае прибытия
автомобиля в пункт доставки после его закрытия. Вероятность отказа
автомобиля на маршруте
,
зависит от пробега
и моделируется в виде выражения:
Стоимость
устранения отказа
-го
автомобиля, последующей его замены на
-й
автомобиль и использованием
-го
автомобиля-буксира, моделируется в соответствии с выражением:
где:
– уменьшение стоимости работы
-го
автомобиля на маршруте при его отказе;
– стоимости работы
-го
и
-го
автомобилей при устранении отказа
-го
автомобиля.
Для
комплексной оценки эффективности работы СДГ, в модели используется
общий коэффициент
,
соответствующий выражению:
Разработанные критерии оценки эффективности доставки грузов потребителям позволяют уже на стадии проектирования системы доставки грузов в торговую сеть определять наиболее рациональные способы организации процесса доставки грузов, оценивать эффективность системы доставки для различных транспортных сетей, распределительных складов и пропускных возможностей пунктов доставки, а также рекомендовать оптимальную структуру и состав транспортных, складских и экспедиционных возможностей системы.
Литература:
Транспортная логистика: учебник для вузов / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков, С.А. Ширяев и др.; под ред. Миротина Л.Б. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах: монография / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов, А.Г. Некрасов, А.С. Балалаев, О.Н. Ларин, А.К. Покровский, В.М. Беляев, А.В. Вельможин, Н.Ю. Машевец, Д.П. Гронин, С.А. Ширяев, П.Г. Кериди, Е.В. Меланич, С.Ю.; под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2010. – 702 с.