Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коростелева, Н. А. Педагогические условия формирования толерантного отношения к студентам с ограниченными физическими возможностями / Н. А. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4869/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном образовательном пространстве гуманизм высшей школы выразился в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных не только с реформированием системы образования в целом, но и социальной политики в отношении к инвалидам, т.е. с низким уровнем толерантности социума к лицам с ограниченными физическими возможностями.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, его понимание разными народами отличается в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие «толерантность» имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском язык «толерантность» означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образ мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям». [1, с.130].

Приведем несколько определений понятия «толерантность», которые предложены современными исследователями данной проблемы. Например, С.К. Бондырева считает, что толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) [2, с.4]. Г.У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [3, с.14].

В рамках данной статьи нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М.С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [4, с.42]. Классификация видов толерантности представлена в работах М.С. Мацковского [4]. Им выделены следующие виды толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально–ориентационная, маргинальная.

В рамках нашего исследования из выше перечисленных видов толерантности, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.

Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях.

Как показывают исследования, при социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах, в том числе и студенческих [5;6].

Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении опре­деленных условий (Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина). Следовательно, процесс формирования толерантного отношения к инвалидам с физическими недостатками, обучающимся в вузах, будет происходить более эффективно при создании специ­ального комплекса педагогических условий.

Проведенный анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показывает, что на данный момент недостаточно разработаны основные подходы к определению и созданию педагогических условий для формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведения со стороны общества в целом.

В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [7,с.98].Объеди­няющее звено в данных трактовках заключается в том, что условия — это катего­рия отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, со­вокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагоги­ческой системы. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и другие рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешно­му протеканию чего-либо; как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение поставленной цели. В процессе уточнения трактовок понятия «педагогические условия», мы сделали вывод, что педагогические условия, многими авторами понимаются в качестве одной из сторон закономерности образовательного процесса [8, с.102].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования толерантности к студентам-инвалидам. Комплекс педа­гогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педаго­гических условий, реализация которых будет способствовать повышению уровня толерантного отношения к студентам-инвалидам со стороны социума.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, имеющим физические недостатки, будет успешным в случае реализации следующего комплекса педагогических условий:

■ внедрение технологии интегрированного обучения, предполагающей совместную учебную и внеучебную деятельность студентов, не исключая лиц с ограниченными возможностями здоровья;

■ наличие психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к обучению инвалидов, имеющих физические недостатки;

■ наличие социально-психологической подготовленности студенческого контингента к совместному обучению и внеучебной деятельности со студентами, имеющими физические недостатки;

■ довузовская психолого-педагогическая подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в высшем учебном заведении, включающая психологическую адаптацию к особенностям и субъектам обучения в высшей школе.

Создание всех выше перечисленных условий, несомненно, увеличит личностный потенциал толерантности студентов и преподавателей вуза по отношению к студентам-инвалидам, который представляет собой, по сути, «интеграционный потенциал социального большинства». Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. В условиях получения высшего образования коммуникативная толерантность выступает ядром личностного потенциала толерантности преподавателей вуза, а так же здоровых студентов в общении с инвалидами-сокурсниками.Она определяет готовность людей к принятию других взглядов и образов жизни, к партнерскому равноправному общению с инвалидами.

Таким образом, отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как воспринимается инвалидность, от наличия толерантного отношения к инвалидам, от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Вуз сегодня становится не только социализирующим, но и социально адаптирующим звеном для студентов-инвалидов.

Толерантное отношение в условиях вуза имеет для студентов с ограниченными физическими возможностями огромное значение. От него в немалой степени зависит успешность обучения и интеграции студентов-инвалидов. И, как следствие, это позволит им наравне со своими здоровыми сверстниками получить компетентностное образование, и занять свое достойное место в обществе.


Литература:
  1. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 5. С. 129–134.
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души// Век толерантности. № 6.

  4. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. С. 143.

  5. Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 1999.

  6. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности// Социологические исследования. -1999.- №4.-С.38-45.

  7. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.,2000.

  8. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»//Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. — 2001.— № 2. — С. 101—104.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантное отношение, высшее образование, инвалид, толерантность, окружающий мир, отношение, совокупность мер, физиологическая толерантность.


Похожие статьи

Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Похожие статьи

Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Перспективные направления развития языковой компетенции учащихся естественнонаучного профиля

Методические рекомендации для будущих педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Задать вопрос