Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 08.02.2022

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Данько, Т. В. Влияние сказки на художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Данько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88053/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для детей старшего дошкольного возраста, любовь к сказке возникает если ребенок часто их слышит и сопровождается любовь и знание как в школьном возрасте, так и до конца жизни. Дети знакомятся какие сказки бывают, какой смысл несут, учатся правильно понимать смысл сказки, учатся правильно передавать суть сказки или рассказа. Сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. Развивают речевые навыки, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, театрализованные навыки. Учатся сочинять и проигрывать сказки, правильно проговаривать роли персонажей сказки, подбирать правильно тембр, тон.

Ключевые слова: сказка, рассказывание, художественный жанр, словесное творчество, речевая деятельность, творческие рассказы, творческое рассказывание, виды сказок, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, чтение, словесные методы, развитие художественно-речевых способностей.

For older preschool children, the love of fairy tales arises if the child often hears them and is accompanied by love and knowledge both at school age and until the end of life. Children get acquainted with what fairy tales are, what meaning they carry, learn to correctly understand the meaning of a fairy tale, learn to correctly convey the essence of a fairy tale or story. Fairy tales contribute to the assimilation of all forms of language, which make it possible for children to develop their own speech skills when telling stories. Develop speech skills, articulation apparatus, memory, attention, thinking, theatrical skills. They learn to compose and play fairy tales, correctly pronounce the roles of the characters of the fairy tale, choose the right timbre, tone.

Keywords: Fairy tale, storytelling, artistic genre, verbal creativity, speech activity, creative stories, creative storytelling, types of fairy tales, folk tales, artistic speech activity, reading, verbal methods, development of artistic speech abilities.

На этапе развития ребенка старшего дошкольного возраста, одну из основных ролей в развитии речи детей играет сказка. С творческим, занимательным миром сказки несовершеннолетний встречается в детстве, знакомство с миром сказки продолжается всю жизнь. В течение многих эпох сказка дает основу человека педагогических знаний, обучает премудростям жизни, становится проводником в мир добра и справедливости, мужества и героизма, любви и долга. Сказки становится одним из первых учителей, формирующая мировоззрение старшего дошкольника.

В психолого-педагогической литературе к старшему дошкольному возрасту относят детей в возрасте 5–7 лет. Когда у ребенка уже сформированы основные познавательные процессы: память, внимание, мышление, самосознание, восприятие, речь, появляется личностная форма общения, взаимопонимание и сопереживание. В этом возрасте ребенок продолжает осваивать различные виды деятельности — такие, как игровая, трудовая, продуктивная, бытовая, общение.

У детей данного возраста гармонично коррелируется успешным познанием грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка — это фантастическая среда, требующая проявление творчества, самостоятельности, управление эмоций. Знакомясь со сказкой, проигрывая историю героев сказки у детей активируются разные стороны речевого аппарата, увеличивается словарный запас. В старшем дошкольном возрасте имеются словарный запас слов — 3000–4000 [3]. И этот словарь можно поделить на две категории: 1-ый-активный (слова употребляют и понимают), 2-ой-пассивный (слова, которые дети не употребляют и не понимают). Поэтому очень нужно правильно расширять словарный запас. По содержанию деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, развивая словесное творчество. Речевая деятельность это — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л. С. Выготский) [4]. Сказки позволяют окунуться в мир фантазии. Поэтому, ознакомление со сказками является важной задачей в работе над развитием речевых способностей дошкольников.

Одна из задач в развитии речи детей — это формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, а также совершенствуется звуковая культура речи. Кроме того, дети овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по сказкам. Поэтому проводят инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Он используется для решения всех задач по развитию художественно-речевых навыков у дошкольников и является практическим методом в работе по развитию речи у детей. Кроме того, работу с литературным текстом, можно проводить с помощью импровизаций, игр-драматизаций и различных театрализованных играх. [5]

В развитии художественно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении со сказками очень важна эмоциональность, интонация, возможно использование шутки для объяснения непонятного момента из сказки. Благодаря эмоциональному проведению детских игр происходит активизация речи ребенка. Поэтому развитие художественно-речевых навыков на занятиях с целью ознакомления со сказками является основной деталью работы педагога.

Согласно мнению исследователей (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.): «творческая личность начинает формироваться с раннего детства там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое» [2.с336].

Ученые А. Н. Афанасьев, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Н. Е. Ончуков и др., отмечали, что сказки, это не только высокохудожественные произведения народной словесности, но и памятники «живой старины» и национальной истории. Увидеть связь сказки с миром — очень интересно и удивительно.

Все сказки делятся на группы: сказки о животных, бытовые сказки и конечно же волшебные сказки. Эти группы дают возможность представить картину развития фольклорного жанра.

  1. Сказки о животных таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. В таких сказках животные наделены (трусостью, силой, мудрость, хитростью, ленью, отвагой).
  2. Волшебные сказки герои таких сказок рождаются с необычными способностями, которые совершают подвиги или благородные поступки. В сказке происходят волшебные превращения. В таких сказках воспевает мужество, смелость, доброта, что служит хорошим воспитательным образцом для ребенка, формируя у него моральные принципы, как упорство, верность долгу, справедливость. Поэтому в волшебной сказке добро всегда побеждает зло.
  3. Бытовые сказки втаких сказках чудеса сведены к минимуму, а в основе сюжета- реальные человеческие отношения с необычными происшествиями. В таких сказках заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью [1.с 130–134].

Сказка, как жанр творчества, служит педагогическим целям. Они показывают человеку жизнь, вселяя в него оптимизм и веру в торжество справедливости. За внешней фантастичностью сказочного сюжета и вымысла часто скрыты реальные человеческие взаимоотношения. Сказки обладают сильным эмоциональным воздействием на людей, а их человеческие идеалы жизнеутверждающий тон придают сказкам художественную убедительность. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим [6].

ВЫВОД: Когда дети станут взрослыми, они не забудут своей встречи со сказкой, с удивительным миром чудес и красоты, который останется с ними на всю долгую жизнь. Сказка у детей старшего дошкольного возраста развивается: память, способность пересказывать, развивается связная речь, пополняется активный словарь речи ребенка старинными словами, повышается творческая активность речи, а также закладывается прочный фундамент для детского словесного творчества. А самое главное — сказка, живущая внутри каждого ребенка способна развивать сокровища его души.

Литература:

  1. Большая школьная энциклопедия/Под ред. А. А. Кузнецова и М. В. Рыжакова. Т.2.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- (2 изд.) С. 130–134
  2. Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Типология сказки (Сказкотерапия: теория и практика). — М.: Генезис, 2011. — 336 с
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ , 2020–416 с
  4. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. Гайдук О. С. –2012. No 14,С. 124–129.
  5. https://ped_recheved.academic.ru
  6. https://obrazovaka.ru
  7. https://moluch.ru
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, старший дошкольный возраст, навык, развитие, развитие речи детей, речевая деятельность, словесное творчество, слово, художественно-речевая деятельность.


Ключевые слова

речевая деятельность, чтение, сказка, словесное творчество, словесные методы, рассказывание, виды сказок, художественный жанр, творческие рассказы, творческое рассказывание, фольклорные сказки, художественно-речевая деятельность, развитие художественно-речевых способностей

Похожие статьи

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок

В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Музыкально-театрализованная сказка как средство развития речи старших дошкольников

Статья рассматривает важность развития речи у старших дошкольников и роль музыкально-театрализованной сказки в этом процессе. Автор анализирует, как правильное развитие речи стимулирует когнитивное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка, вл...

Похожие статьи

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок

В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста

Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство ра...

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки

В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Музыкально-театрализованная сказка как средство развития речи старших дошкольников

Статья рассматривает важность развития речи у старших дошкольников и роль музыкально-театрализованной сказки в этом процессе. Автор анализирует, как правильное развитие речи стимулирует когнитивное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка, вл...

Задать вопрос