Фестиваль Дениса Мацуева продолжает победно шествовать по пермской земле. Четыре безумно напряженных дня фестивальных мероприятий пролетели незаметно. Сюда стремятся приезжать исполнители. Здесь доброжелательная, отзывчивая, понимающая публика, воспринимающая любые стили необъятного музыкального океана— классику, оперетту, джаз, экспериментальные инновационные сочетания несочетаемых инструментов, спонтанно возникающие буквально за несколько минут до концерта. Профессионализм, мастерство, артистизм… только здесь событие международного масштаба в музыке проходит так долго. Это престижно, солидно для развивающегося региона.
Ключевые слова: фестиваль, классика, камерное выступление, программа лёгкой музыки, постоянные коллективы и исполнители.
Denis Matsuev Festival continues to march victoriously on Perm land. Four tense preparations for the day's events flew unnoticed at the speed of a rocket spacecraft. Performers want and strive to come here. Here the audience is friendly, responsive, understanding, perceiving any styles of the immense musical ocean, or it is a classic, operetta, jazz, experimentally innovative combinations of incongruous instruments, spontaneously arising spontaneously just a few minutes before the concert. Professionalism, skill, artistry, only here an event of international scale in music in duration takes place such a period that it is prestigious, solid for the developing region.
Keywords: festival, classics, solo performance, light music program, constant bands and performers, classics, chamber performance, light music program, constant bands, and performers.
От Мацуева и его фестиваля трудно ждать чего-то радикально нового. Структура события, репертуар, круг участников давно определены. Понятно, что будет симфонический вечер, гала-концерт, камерный вечер с сольным выступлением патрона фестиваля и завершающая программа лёгкой музыки «И классика, и джаз». Это происходит постоянно; приезжают исполнители и коллективы, встречи с которыми пермская публика всегда ждёт, а вместе с ними на сцене всенепременно — юные музыканты, стипендиаты фонда «Новые имена». Произведения тоже зачастую знакомы, однако фишка и неповторимое обаяние главного действующего лица заключается в том, что даже привычная музыка звучит всегда свежо. Как бы часто ни игралось то или иное произведение, Денис Мацуев никогда его не «заигрывает»; мы знаем, что в его исполнении совсем нет механистичности, заученности, формальности. Играть с душой — звучит банально, но по отношению к Денису — всегда верно.
К Международному дню музыки играет Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением А. Сладковского. Солист З. Внутских [1] (см. рис. 1) представляет молодость, юное поколение. Про таких, как он, говорят «поцелованный богом», ибо есть у него данное свыше сокровище, которое необходимо совершенствовать и нести людям свет, радость и наслаждение.
Рис. 1. Юный исполнитель. Большой зал Пермской филармонии
Д. Мацуев[2] (см. рис. 2) — эталон исполнительства, к которому можно только стремиться.
Рис. 2. Мацуевское погружение в музыку. Большой зал Пермской филармонии
Вот что говорит Денис Мацуев в интервью пермским СМИ: «Пермский фестиваль всегда стоит на фестивальной карте вне зависимости от времени года и того, что происходит за стенами концертного зала. Я считаю, что встреча с любимой публикой и любимыми музыкантами, которые выходят на сцену, — это самое важное. В этом году со мной выступает мой любимый оркестр Республики Татарстан, потому что мы единомышленники, говорим на одном языке — языке музыки и импровизации. На открытии будет также пример того, чем мы занимаемся. Александр Сладковский был первым, с которым мы сыграли все концерты С. В. Рахманинова лет пять назад. Сегодня мы играем концерт Э. Грига, который очень популярен в исполнении фортепиано и оркестра. Сегодня еще будет выступать юный пианист Захар Внутских, мы его нашли на отборе «Новых имен» несколько лет назад. Мальчик из Пермского края, он всех поразил своей музыкальностью и ответственностью. И сегодня он на открытии на равных правах со звездными солистами страны. Я это придумал, так как я вижу его рост, просто прогрессирующую музыкальность и артистизм».
А вот выдержка из интервью А. Сладковского: «Очень давно у вас не были. Мы так скучали, и вот мы здесь. Денис Леонидович не только величайший музыкант современности, он также человек, который думает о подрастающем поколении и делает все для юных звездочек, как никто другой в России. Он их собирает, мотивирует, дает им сильный импульс. По поводу юного исполнителя. Мы репетировали, он (З. Внутских) сказал мне, что есть два места, где ему что-то не понравилось. Я сказал: «Хорошо, мальчик, будешь дирижером 100 %». Такой наглый в хорошем смысле слова, абсолютно — только дирижером».
Мендельсоновская музыка в тональности g-moll, соч. 25 (1831) (Andante; Presto — Molto allegro vivace) преимущественно элегична и в ней много юношеской беззаботной игривости. Жаль, что мы не услышали концерт полностью, чтобы составить цельное впечатление о вундеркинде из провинции, хотя вторая и третья части контрастные и поэтому выигрышные в плане игры для публики. Тем не менее музыканту ставят исполнительские задачи, соответствующие возрасту, и здесь прежде всего прослеживается профессиональная работа столичного педагога с одаренными детьми. Слаженность, ансамблевость пианиста с блестящим оркестром, техника беглости пальцев, ярко проявляющаяся харизма юного исполнителя, имеющего свое мнение, — все это говорит о будущем музыканта. Ему предстоит много работать, трудиться постоянно, ежедневно оттачивая пианистическое мастерство. Оценкой его труда станут результаты участия в престижных конкурсах и концертная деятельность с лучшими оркестрами мира.
Музыка Грига в тональности a-moll, соч. 16 (1868) (Allegro molto moderato; Adagio; Allegro moderato molto e marcato) отмечена национальным колоритом, виртуозной партией солиста и богатством музыкальных идей. Нежность, чуткость, мечтательность.
Ярким мощным аккордом прозвучала симфония № 5 d-moll Д. Д. Шостаковича. Запоминающаяся музыка, кульминационная, фанфарная в последней своей части, требует стопроцентной отдачи слушателям. Сладковский, как и Е. Светланов, умеет вытянуть мощь из оркестра и поставить жирную точку (см. рис. 3).
Рис. 3. Главные действующие лица: дирижер и оркестр. Большой зал Пермской филармонии
Великое произведение, которое, как справедливо заметила ведущая фестивальных концертов музыковед Е. Каленюк, стоит в одном ряду с Пятой симфонией Л. Бетховена и Пятой симфонией П. И. Чайковского. Это было гениальное исполнение, которое хочется назвать образцовым.
На бис был сыгран, разумеется, коронный «Стан Тамерлана» А. Чайковского; зрители и аплодировали, и пританцовывали. Сколько бы раз ни звучало это произведение, оно всегда магически заводит зрителей! Огорчало лишь то, что в Большом филармоническом зале нет обзорности сцены, и зрители не увидели, кто так зажигательно играл на бонгах.
Второй день пришелся по душе и любителям классики, и почитателям джаза. Сборный концерт был выстроен хронологически по стилевому принципу с участием известных исполнителей — звезд и музыкантов мирового музыкального искусства, желанных гостей престижных концертных залов мира: Г. Казазяна[3]; Н. Ахназаряна[4]; М. Баянкиной[5]; Е. Мочалова[6]; начинающего свое восхождение на музыкальный олимп Д. Тюрина[7].
Оркестровому коллективу все по плечу, в том числе и оперетта. Увертюра к оперетте «Лёгкая кавалерия» Ф. Зуппе — легкая, непринужденная, бравурная музыка, поднимающая настроение публики, была сыграна музыкантами на праздничном подъеме, задавшем настрой всему концерту. В наше непростое время это стало отдушиной, отвлекло от повседневных проблем.
Концерт № 1 для виолончели с оркестром C-dur (Moderato; Adagio; Allegro molto) Й. Гайдна в исполнении виолончелиста покорил публику. Исполнитель дал возможность насладиться звучанием виолончели работы итальянского мастера Д. Гварнери, созданной в 1707 году (см. рис. 4).
Рис. 4. Проникновенное исполнение первоклассного музыканта. Большой зал Пермской филармонии
Концерт для скрипки с оркестром № 1 g-moll, соч. 26 (Allegro moderato; Adagio; Allegro energico) М. Бруха в исполнении скрипача загипнотизировал слушателей (см. рис. 5).
Рис. 5. Тончайший, гибкий музыкантский подход к музыке Бруха. Большой зал Пермской филармонии
Сложнейшая по вокальному языку и по тесситуре вагнеровская ария Елизаветы из оперы «Тангейзер», да еще на неудобном для вокала немецком языке, слоги которого сами не поются, и полная драматизма, психологизма музыка П. И. Чайковского, насыщенная чувствами и философской осмысленностью, очень трудна в исполнении. Здесь нужно показать то, что внес сам композитор в арию Лизы «Уж полночь близится» из «Пиковой дамы». В оперном отрывке первоклассная исполнительница создает образ страдающей героини в гармонии с насыщенным оркестровым сопровождением (см. рис. 6).
Рис. 6. Вокальное мастерство при исполнении музыки Чайковского. Большой зал Пермской филармонии
Вообще Чайковского трудно исполнять — он сочинил музыку, которую сложно играть даже профессионалам, каждый раз нужно по-новому прочитывать партитуры, так и не достигнув идеального исполнения, будь то оперная ария или романс.
Новые музыкальные возможности в сочетании двух диаметрально противоположных сущностей — симфонического и народного оркестров. Исполнители хотели удивить слушателей чем-то оригинальным, запоминающимся, необычным, и это им удалось (Е. Подгайц. Концерт для домры и контрабаса с оркестром (2-я и 3-я части) (см. рис. 7).
Рис. 7. Инновационные веяния в современном репертуаре. Большой зал Пермской филармонии
Кантилена и техничность. Тонкий лиризм и блестящий фейерверк. Музыкальность в контрастных частях. Взаимосвязь юного исполнителя с первоклассным оркестром. Просто поразительно, как в 11-летнем возрасте можно сыграть такое сложное по художественному исполнительству произведение с оркестром. На то и ученик ЦМШ при МГК имени П. И. Чайковского, и этим все сказано. Здесь мы видим профессионализм во всем. Смотришь, наслаждаешься, чаруешься художественным исполнением, аплодируешь талантливой поросли, наступающей на пятки состоявшимся музыкантам (К. Вебер. Концертштюк для фортепиано с оркестром f-moll, соч. 79) (см. рис. 8).
Рис. 8. Юное дарование российского исполнительского искусства. Большой зал Пермской филармонии
В завершении концертного вечера прозвучала восхитительная и неувядающая гершвинская «Рапсодия в стиле блюз». Солировали мацуевские друзья, продемонстрировав со сцены виртуозное владение инструментом, выдав головокружительные джазовые импровизации, показав неординарные сочетания ритмов и гармоний. Это лучший контрабасист страны А. Иванов, потрясающий джазовый барабанщик А. Зингер.
Работало целых шесть камер, но мастерская видеорежиссура позволила онлайн-аудитории получить объёмное и многоплановое изображение. Здесь были и общие, и крупные планы — руки пианистов, лица музыкантов, мимика дирижёра. Неизвестно, кому больше повезло, — тем, кто присутствовал в зале при живом рождении музыки, или тем, кто видел все нюансы и тонкости этого процесса на экране. Смотреть на Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан —всегда удовольствие. Да и может ли быть иначе, когда за первым пультом — А. Яконина! Концертмейстер оркестра — не только блестящая скрипачка и настоящий виртуоз, но ещё и красавица, которая наверняка могла бы успешно участвовать в конкурсе «Мисс Татарстан».
Традиционная страница — пристальное внимание к юным «искоркам», как называет их сам Мацуев, к гала-концерту юных музыкантов Перми и Пермского края, стипендиатов и лауреатов Межрегионального конкурса «Новые имена», которые были определены на конкурсном отборе еще весной.
Стипендиатами нынешнего конкурсного отбора благотворительного фонда «Новые имена» имени И. Н. Вороновой стали 12 человек из Перми, Чайковского, Осы: 8 человек были отобраны на конкурсном отборе в Перми (1 художник и 7 музыкантов) и 4 человека (1 художник и 3 музыканта) подтвердили свою стипендию в рамках I Всероссийского конкурса стипендиатов фонда «Новые имена»[8].
Отдельно следует упомянуть виолончелистку М. Слащеву (Москва) и баяниста В. Якубовского (Пермь), с уверенностью показывающих мастерство на престижных концертных площадках мира. Это весомые победы, заявки на будущие творческие успехи (см. рис. 9).
Рис. 9. «Экспромт» es-moll В.Власова в художественном исполнении пермской «искорки» в концерте с джаз-мэтрами. Большой зал Пермской филармонии
Тринадцать запоминающихся по характерности и темпераментности номеров [9] , преподнесенные на добротном профессиональном уровне, нашли положительный эмоциональный отклик у собравшихся в зрительном зале слушателей. Кто-то волновался, кто-то уверенно исполнял, это и понятно. Первым шагом к покорению вершин музыкального олимпа может стать Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик».
Победителями в номинации «Фортепиано» (2021 г.) стали:
— Райан Хуан (11 лет, США — Канада) («Золотой Щелкунчик»);
— Глеб Семёнов (13 лет, Россия, г. Москва) («Серебряный Щелкунчик»);
— Гийом Бенольель (8 лет, Франция) («Бронзовый Щелкунчик»).
Этим летом «Золотые Щелкунчики — 2021» Роман Шер и Андрей Зайцев в качестве специального приза записали первые в жизни сольники. Юные музыканты рассказали о своих впечатлениях. «Для меня это первый серьезный опыт, и мне было очень интересно в процессе записи. Для того чтобы записать диск, мы ездили на студию «Лендок» (Санкт-Петербург). На запись было отведено три дня, но нам удалось записать всё за два дня. Мы записывали программу несколько часов: И. С. Бах, Й. Гайдн, Ф. Шуберт. Еще я записал авторское произведение. И перед записью, и в процессе у меня было радостное ожидание. Я слушал себя, понимал, где я сыграл что-то не так и какой фрагмент можно переписать. Творческая атмосфера. И, конечно, я хочу сказать спасибо тем, кто помогал мне в процессе, звукорежиссёрам, которые со мной работали» (Р. Шер). «Мы записывали три дня по четыре часа, всего около 38 минут музыки. На диске есть и три блокфлейты, и кларнет, и дуэты, и даже произведение преподавателя А. Прищепы, которое он написал специально для меня. А кларнетный концерт А. Вивальди я записывал вместе с музыкантами из Мариинского театра. Такая практика у меня в первый раз. Записывать диск по четыре часа в день без остановки было сложно, но интересно. Я старался быть внимательным, и мы записали всё, что планировали» (А. Зайцев).
Литература:
- Денис Мацуев снова в Перми. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/filarmonija/novosti/denismacuevsnovavpermi2.html (дата обращения: 08.10.2021).
- Новые имена. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/detjam/novyeimena/novyeimena-2021.html (дата обращения: 09.10.2021).
- Объявлены лауреаты конкурса «Щелкунчик» 2021 года. Новости культуры. Канал ВГРК «Культура» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://smotrim.ru/article/2649243 (дата обращения: 09.10.2021).
- XI фестиваль Мацуева открыл 11-летний вундеркинд из Полазны. Сайт Пермской краевой филармонии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/filarmonija/novosti/XIfestivalmacuevaotkryl11-letnijvunderkindizpolazny.html (дата обращения: 09.10.2021).
- Феерия музыки, ритма и импровизации. Сайт Пермской краевой филармонии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/filarmonija/novosti/feerijamuzykiritmaiimprovizacii.html (дата обращения: 08.10.2021).
[1] К своим 12 годам — победитель Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (I премия, 2019), фортепианного конкурса YAMAHA-ЦМШ (обладатель главного приза Yamaha Scholarship, 2020), обладатель золотой медали молодежных Дельфийских игр России (2021) и золотой медали молодежных Дельфийских игр государств — участников СНГ (2021).
[2]Неразрывно связан с новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций. Его феномен — в неиссякаемой энергии, в сочетании таланта, щедрого обаяния и бешеной трудоспособности, а главное — в стремлении донести красоту и богатство музыки до каждого слушателя.
[3]Одаренный современный музыкант, солист Московской государственной филармонии, преподаватель МГК имени П. И. Чайковского.
[4]Музыкальная критика отмечает чистый, уверенный и безупречный звук музыканта, утонченность нюансов исполнения.
[5]Великолепное сопрано в партиях Виолетты («Травиата»), Купавы («Снегурочка»), Татьяны («Евгений Онегин») является украшением репертуара Мариинского театра.
[6]Великолепное мастерство исполнения и безупречное владение домрой и мандолиной.
[7]Победитель Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competitionон, заработал 6 специальных призов.
[8]В номинации «Фортепиано»: Букур Лидия, МАУ ДО «ДМШ № 3 «Доминанта» (Пермь), Трапезников Кирилл, МАУ ДО «ХКМ» (Пермь). В номинации «Духовые инструменты»: Пеяс Ярослав, флейта, МАУ ДО «ДМШ № 4 «Кварта» (Пермь), Макарова Виктория, флейта, ЦДШИ ПГИК (Пермь), Яманаева Олеся, флейта, МАУ ДО «ДШИ № 9» (Пермь). В категории «Народные инструменты»: Якубовский Всеволод, баян, ЦДШИ ПГИК (Пермь), Кобелев Роман, баян, МБУ ДО «ДШИ» (Оса), Чернышев Максим, баян, МАУ ДО «ДМШ № 4 «Кварта» (Пермь), Ромашев Ярослав, гитара, отделение дополнительного образования ПМК (Пермь), Дозморов Иван, баян, МАУ ДО «ДМШ № 4 «Кварта» (Пермь). Лучшие юные художники: Евсеева Ксения, ГБПОУ «Художественное училище (техникум)» (Пермь), Узерина Майя, МБУ ДО «ДШИ № 1» (Чайковский).
[9] Программа: О. Яманаева: Я. Гаде «Танго-фантазия»; К. Трапезников: Ф.Шопен «Вальс e-moll»; Р. Кобелев: И. С. Бах «Маленькая прелюдия d-moll», А. Музикини «До упора»; дуэт «Акцент» (С. Симонов и М. Чернышев: А. Прибылов «Фантазия на грузинские темы»; Я. Ромашев: С. Руднев «Последнее прости»; Л. Букур: Ф. Шопен Grande valse brilliante ор. 34 № 3; М. Чернышев: А. Бызов «Ваталинка»; В. Павленко: Д. Поппер «Бабочка»; М. Боголепов: русская народная песня «Как у бабушки козел»; В. Макарова: В. Беллини «Каватины Нормы»; В. Якубовский: В. Власов «Экспромт» es-moll, М. Товпеко «Очи черные»; А. Коваленко: С. Прокофьев Гавот ор.12 № 2; О. Жучкина: А. Цыганков «Еврейские мелодии».