Ключевые слова: монолог, монологическая речь,монологическое высказывание, монологическое умение.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски.
Монолог — это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы [5].
Монологическая речь представляет собой многогранное и сложное явление. По мнению М. Р. Львова, монологическая речь — это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.
Как считает И. А. Зимняя, монолог — это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].
Монологическое высказывание — это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Результативное развитие умений устной монологической речи требует отчетливого понимания о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения [6].
К единицам обучения монологическому высказыванию относятся предложение, сверхфразовое единство и текст. На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать лицо, предмет, явление; рассказать о прочитанном, прослушанном; сделать сообщение по теме и т. п.
Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний — это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз — синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста — логико-синтаксические [6].
В условиях изучения русского языка в начальной школе, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся, можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи.
Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность [2].
При обучении монологическим высказываниям нужно учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть на уроке:
- Учащиеся боятся допустить ошибку и, следовательно, подвергнуть себя критике со стороны учителя и одноклассников. Для преодоления этого следует применять различные источники создания мотивации, использовать коллективные формы работы, где успех отдельного учащегося составляет успех всей группы и наоборот.
- Младшим школьникам нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них недостаточно знаний по данному вопросу. Задания, связанные с построением монологического текста, должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки и учитывать реальный информационный запас детей. Большую помощь может оказать опора на схему или план, на ключевые слова.
- Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать. У учащихся не хватает речевых средств в активном словаре для решения поставленной задачи. На данном этапе следует учить планировать свое высказывание.
- Когда говорит один учащийся, остальные молчат, то есть создается опасность неэффективного использования времени урока. В этом случае стоит обращать внимание на обучение остальных умениям эффективного слушания — готовности задать вопрос, перефразировать сказанное, быть готовым скорректировать высказывание одноклассника [4].
Работу по развитию устной монологической речи следует начинать с 1 класса. К числу упражнений, составляющих систему приемов по формированию навыков устной монологической речи, выделяют следующее:
1) сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой;
2) озаглавливание текста;
3) определение основной мысли текста;
4) выделение в тексте начала, середины, концовки;
5) восстановление деформированного текста;
6) воспроизведение текста по данному началу, середине, концовке;
7) придумывание к рассказу начала или конца;
8) выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;
9) определение, какой части не хватает в тексте;
10) пересказ текста.
Недостаточная сформированность коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида, которые можно сгруппировать в три типа:
– фактические ошибки;
– ошибки в построении текста;
– речевые ошибки и недочёты [1].
Для ученика младшего школьного возраста хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Усвоенная стихийно, в процессе ежедневного общения речь примитивна и не всегда правильна.
Приёмы развития монологической речи шире и целенаправленнее используются на уроках развития речи, однако могут быть также задействованы и в других типах уроков русского языка. Среди приёмов развития монологической речи младших школьников можно отметить следующие.
- Образец рассказывания — это яркое, живописное и образное описание чего-либо или кого-либо, данное детям в качестве образца для подражания. Данный прием применяют, например, при демонстрации правила или определения. Такой образец должен быть доступным для понимания, лаконичным, произноситься выразительно, громко и четко.
- Анализ образца позволяет осознать структуру высказывания, выделить его части, проработать нужную интонацию. Часто применяется при анализе текста и на этапе выразительного чтения, при подготовке к устному пересказу или письменному изложению. Учащиеся выделяют, где в монологическом высказывании вступление, где концовка, где ключевые слова.
- Совместное рассказывание, при котором педагог начинает предложение, а учащийся его продолжает или заканчивает. Вариантом является рассказывание, при котором один фрагмент текста рассказывается учителем, а другой — учащимися.
- Частичное рассказывание состоит в том, что по части текста (началу, середине, концовке) необходимо восстановить его полностью. Для начальной школы часто используются рассказы с линейным сюжетом. Тексты-рассуждения для младшего школьного возраста сложны.
- Рассказ по картине — по последовательности предметных или сюжетных картинок, пейзажей учащиеся составляют связный текст.
- Пересказ текста способствует формированию умений логично излагать последовательность событий, а также запоминать яркие образные художественные обороты речи, тем самым обогащая её [4].
Задача учителей начальных классов — совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей.
Еще Л. С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно [2]. Помочь учащемуся понять, как он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно делать лучше, — вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах.
Литература:
- Васильева Л. А. Основы культуры речи. — М., 1990.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Просвещение, 2008.
- Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980.
- Львов М. Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. — М.: Просвещение, 1965.
- Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей. — Киев, 1983.