Особенности развития навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 1209 раз

Библиографическое описание:

Мороз, Л. Н. Особенности развития навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка / Л. Н. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88444/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: монолог, монологическая речь,монологическое высказывание, монологическое умение.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски.

Монолог — это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы [5].

Монологическая речь представляет собой многогранное и сложное явление. По мнению М. Р. Львова, монологическая речь — это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

Как считает И. А. Зимняя, монолог — это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [3].

Монологическое высказывание — это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Результативное развитие умений устной монологической речи требует отчетливого понимания о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения [6].

К единицам обучения монологическому высказыванию относятся предложение, сверхфразовое единство и текст. На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умение описать лицо, предмет, явление; рассказать о прочитанном, прослушанном; сделать сообщение по теме и т. п.

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний — это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз — синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста — логико-синтаксические [6].

В условиях изучения русского языка в начальной школе, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся, можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи.

Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность [2].

При обучении монологическим высказываниям нужно учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть на уроке:

  1. Учащиеся боятся допустить ошибку и, следовательно, подвергнуть себя критике со стороны учителя и одноклассников. Для преодоления этого следует применять различные источники создания мотивации, использовать коллективные формы работы, где успех отдельного учащегося составляет успех всей группы и наоборот.
  2. Младшим школьникам нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них недостаточно знаний по данному вопросу. Задания, связанные с построением монологического текста, должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки и учитывать реальный информационный запас детей. Большую помощь может оказать опора на схему или план, на ключевые слова.
  3. Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать. У учащихся не хватает речевых средств в активном словаре для решения поставленной задачи. На данном этапе следует учить планировать свое высказывание.
  4. Когда говорит один учащийся, остальные молчат, то есть создается опасность неэффективного использования времени урока. В этом случае стоит обращать внимание на обучение остальных умениям эффективного слушания — готовности задать вопрос, перефразировать сказанное, быть готовым скорректировать высказывание одноклассника [4].

Работу по развитию устной монологической речи следует начинать с 1 класса. К числу упражнений, составляющих систему приемов по формированию навыков устной монологической речи, выделяют следующее:

1) сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой;

2) озаглавливание текста;

3) определение основной мысли текста;

4) выделение в тексте начала, середины, концовки;

5) восстановление деформированного текста;

6) воспроизведение текста по данному началу, середине, концовке;

7) придумывание к рассказу начала или конца;

8) выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;

9) определение, какой части не хватает в тексте;

10) пересказ текста.

Недостаточная сформированность коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида, которые можно сгруппировать в три типа:

– фактические ошибки;

– ошибки в построении текста;

– речевые ошибки и недочёты [1].

Для ученика младшего школьного возраста хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Усвоенная стихийно, в процессе ежедневного общения речь примитивна и не всегда правильна.

Приёмы развития монологической речи шире и целенаправленнее используются на уроках развития речи, однако могут быть также задействованы и в других типах уроков русского языка. Среди приёмов развития монологической речи младших школьников можно отметить следующие.

  1. Образец рассказывания — это яркое, живописное и образное описание чего-либо или кого-либо, данное детям в качестве образца для подражания. Данный прием применяют, например, при демонстрации правила или определения. Такой образец должен быть доступным для понимания, лаконичным, произноситься выразительно, громко и четко.
  2. Анализ образца позволяет осознать структуру высказывания, выделить его части, проработать нужную интонацию. Часто применяется при анализе текста и на этапе выразительного чтения, при подготовке к устному пересказу или письменному изложению. Учащиеся выделяют, где в монологическом высказывании вступление, где концовка, где ключевые слова.
  3. Совместное рассказывание, при котором педагог начинает предложение, а учащийся его продолжает или заканчивает. Вариантом является рассказывание, при котором один фрагмент текста рассказывается учителем, а другой — учащимися.
  4. Частичное рассказывание состоит в том, что по части текста (началу, середине, концовке) необходимо восстановить его полностью. Для начальной школы часто используются рассказы с линейным сюжетом. Тексты-рассуждения для младшего школьного возраста сложны.
  5. Рассказ по картине — по последовательности предметных или сюжетных картинок, пейзажей учащиеся составляют связный текст.
  6. Пересказ текста способствует формированию умений логично излагать последовательность событий, а также запоминать яркие образные художественные обороты речи, тем самым обогащая её [4].

Задача учителей начальных классов — совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей.

Еще Л. С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно [2]. Помочь учащемуся понять, как он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно делать лучше, — вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах.

Литература:

  1. Васильева Л. А. Основы культуры речи. — М., 1990.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. — М.: Педагогика, 1980.
  5. Львов М. Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. — М.: Просвещение, 1965.
  6. Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей. — Киев, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, монологическое высказывание, учащийся, младший школьный возраст, русский язык, устная монологическая речь, начальная школа, пересказ текста, прием развития, сверхфразовое единство.


Ключевые слова

монолог, монологическая речь, монологическое высказывание, монологическое умение

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика

В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Похожие статьи

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе формирования орфографических навыков у младшего школьника

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы и их специфика

В статье авторы описывают основные направления в процессе обучения младших школьников устной речи.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Задать вопрос