Всоответствии с нормативными документами объекты защиты в обязательном порядке должны быть обеспечены огнетушителями, но нормативные требования, не дают четких методических указаний о нормах оснащения объектов защиты огнетушителями, а в ряде случаев приводят к неоднозначным противоречивым выводам, и ставят под сомнение эффективность их применения. В этих условиях возникает потребность провести анализ нормативных документов и сформулировать проблемы эффективности применения огнетушителей с нормативной точки зрения, и проанализировать методологические принципы, которые легли в основу расчетной оценки необходимого количества огнетушителей в зданиях и сооружениях.
Ключевые слова: огнетушитель, первичные средства пожаротушения, огнетушащая способность, огневые испытания.
In accordance with regulatory documents, protection objects must necessarily be provided with fire extinguishers, but regulatory requirements do not provide clear methodological guidelines on the norms for equipping protection objects with fire extinguishers, and in some cases lead to ambiguous contradictory conclusions, and call into question the effectiveness of their application. In these conditions, there is a need to analyze regulatory documents and formulate problems of the effectiveness of fire extinguishers from a regulatory point of view, and analyze the methodological principles that formed the basis for the estimated estimate of the required number of fire extinguishers in buildings and constructions.
Keywords: fire extinguisher, primary fire extinguishing means, fire extinguishing capacity, fire tests.
В соответствии с требованиями [1] пожарная безопасность на объекте в обязательном порядке обеспечивается системой противопожарной защиты, неотъемлемой частью которой являются первичные средства пожаротушения, в том числе и огнетушители [1].
На этапе эксплуатации огнетушителей, действующие нормативные документы определяют требования к номенклатуре, количеству, местам размещения огнетушителей, обучению людей, а также срокам и порядку технического обслуживания и ремонта.
К нормативным (нормативно-правовым) документам, определяющим требования к номенклатуре, количеству и местам размещения огнетушителей относятся правила противопожарного режима утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 и СП 9.13130.2009 включенный в перечень нормативных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утверждённый приказом Госстандарта от 14.07.2020 № 1190.
Различная правоприменительная практика СП 9.13130.2009. связанная с особенностями современного технического регулирования в области пожарной безопасности, привела к тому, что в настоящее время для оценки необходимого количества огнетушителей применяются правила противопожарного режима утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. несмотря на то, что положения данного документа должны содержать требования режимного характера, выполнение, которых позволит констатировать, что предусмотренная система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты продолжает оставаться эффективной, и обеспечит в случае пожара защиту людей и имущества от его опасных факторов.
В свою очередь именно СП 9.13130.2009. должен содержать необходимые методологические основы по размещению, номенклатуре, и количеству огнетушителей исходя из соображения функциональной пожарной опасности здания, в основу должны закладываться показатель огнетушащей эффективности огнетушителя, что и было сделано в рамках изменений нормативных положений отечественного законодательства — ранее в зависимости от типа здания (горючей нагрузки в нем) определялись минимальные объем (масса) заряда огнетушащих веществ и предпочтительный вид ОТВ.
Кроме этого, еще одной проблемой применения современных нормативных документов является противоречие и невозможность однозначно интерпретировать требования к выбору огнетушителей в здании.
Внимательно изучив пункт 406 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в котором говорится о том, что не требуется оснащение передвижными огнетушителями зданий и сооружений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности, а в приложении № 2 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации сказано, что производственные и складские сооружения площадью от 500м 2 до 800м 2 должны оснащаться передвижными огнетушителями. Из требований раздела XIX обеспечение объектов защиты первичными средствами пожаротушения не ясно, каким образом оснащать огнетушителями производственные и складские здания площадью менее 500 м 2 (по приложению № 1 или по приложению № 2).
Вызывает вопросы нормирование безопасных расстояний от очагов пожара до мест размещения огнетушителей.
Максимальное расстояние от места размещения огнетушителя до возможного очага пожара составляет 20 м для общественных зданий, 30 м — для помещений категорий (А, Б и В) по взрывопожарной и пожарной опасности. 40 и 70 м — для помещений категории Г и Д по пожарной опасности соответственно.
При этом в выбранных местах необходимо предусматривать огнетушители с минимально необходимой огнетушащей эффективностью, которая, определяется на этапе испытаний, проводимых подготовленными людьми в специальной защитной одежде. Исследования показывают, что класс функциональной пожарной опасности, свидетельствует о различном составе людей: пожилых, молодых, мужчин, женщин, детей, людей с ограниченными возможностями. Различный тип людей предопределяет, что показатели возможности и времени тушения пожара будут отличаться. Это требует как минимум дифференцированного подхода к расстояниям между очагом и местом размещения огнетушителей.
Конечно, в рамках нормирования, нельзя воспроизвести все возможные сценарии, но как минимум предложить минимальные расстояния в зависимости, от наиболее опасного сценария учитывая возможность применения огнетушителей исходя из психофизиологических особенностей людей, находящихся в здании. При этом в отдельных случаях, возможно, рассмотреть вопрос по разработке требований к расстояниям между огнетушителями и связать данное требование с количеством пожарных постов в здании. Особенно это касается зданий с постоянным пребыванием уязвимых групп населения, где применение первичных средств пожаротушения позволит организовать частичную эвакуацию людей при пожаре, а также защиту людей в случае пожара, которых невозможно транспортировать по состоянию здоровья.
Стоит также обратить внимание на то, что допускается использовать огнетушители более высокого ранга, чем предусмотрено по требованиям нормативных документов. На примере учреждений здравоохранения можно прийти к заблуждению, что для повышения безопасности людей необходимо использовать большие по запасу огнетушащих веществ огнетушители, что позволит ликвидировать или локализовать пожар. Тем не менее, размещение в здании передвижного огнетушителя, может вообще привести к тому, что сотрудник больничного учреждения (чаще всего это женщина), вообще не сможет даже довести установленный огнетушитель к месту пожара, за необходимое время.
Таким образом, в результате анализа проблем эффективности применения огнетушителей, можно сделать вывод о необходимости совершенствования нормативной базы, регулирующей процесс разработки и эксплуатации огнетушителей для повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях.
Литература:
- Федеральный закон № 123-ФЭ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденные Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).
- Свод правил 9.13130.2009. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
- ГОСТ Р. 51057–2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытания.
- ГОСТ Р. 51017–2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытания.
- Приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя. аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».
- Модельные очаги пожара в огневых испытаниях огнетушителей. Опыт, проблемы, перспективы. VII Международная научно-практическая конференция. 24 сентября 2015 года. Санкт-Петербург. 193–194с.
- Методика оценки огнетушащей способности огнетушителей: Рекомендации / О. М. Курбатский. Г. И. Смелков, Н. В. Исавнин М.: ВНИИПО, 1976. 19 с.