В данной работе будет рассмотрена тема сюрреализма в искусстве, поскольку данное направление по сей день актуально и занимает одно из главных мест в мировой культуре, пронизывая все ее сферы. За свою историю сюрреализм сформировал большой культурный пласт, его методы широко используются в современной творческой деятельности.
Сюрреализм — чистый психический автоматизм, с помощью которого мы пытаемся выразить поток мыслей вне всякого контроля сознания, давления моральных и эстетических побуждений.
А. Бретон [1, с. 144]
В начале XX века преобладающий в искусстве «реализм», в основных принципах которого — воспроизведение действительности во всех ее подробностях, сменяется «авангардизмом», стремящимся к коренному обновлению искусства, его разрыву с устоявшимися традициями и принципами.
Среди искусствоведов, критиков рождается понятие «авангардизм» в литературе, музыке и живописи, других искусствах. Самый яркий представитель авангардизма — художник Казимир Малевич — провозглашает: «Искусство двинуло свои авангарды из тоннелей прошедших времен» [2, с. 9].
ХХ век дает искусству множество авангардистских направлений и течений, ориентированных на весьма эпатажные методы отображения мира.
Так, в 1916 году в Цюрихе во время Первой мировой войны, как литературно-художественное течение, возникает «дадаизм» (или «дада»). Это авангардистское нигилистическое течение выражается в «антихудожественности», преследует идею разрушения любого стиля и эстетики посредством хаотичных ассоциаций.
Именно дадаисты известны своими скандальными выставками, на которых экспонировались холсты с наклеенными кусками стекла, пуговицами и прочими предметами, используемыми в обиходе.
Свое творчество дадаисты выражали через предметы, на которые в принципе было не принято смотреть, эти предметы никоем образом не воспринимались, как объекты для творчества: старые мочалки, ржавые гвозди, потрепанные колеса, деформированные консервные банки, и другие предметы, вышедшие из употребления.
Рис. 1. «Дух нашего времени» Рауль Хаусманн, 1920 г.
Так, распространившийся по всей Европе и добравшийся до Америки, дадаизм, как самостоятельное концептуальное движение, просуществовал только до 1922 года. Поскольку его участники не стремились создать нечто такое, что могло прославить их имена в мировом искусстве, движение распалось на другие направления.
Одним из таких направлений стал «сюрреализм» (с французского surréalisme — «сверхреализм») [3].
Как пишет Г.Диль: «сюрреализм предстал перед миром с потребностью «явить обществу не только ясно очерченные феномены внешнего или внутреннего мира, но и тьму подсознания — необъяснимые, смутные импульсы, фантомы пригрезившегося» [4, с. 96].
В отличие от дадаизма, который декларировал «антиискусство», сюрреализм не преследует цель «антиэстетики», он направлен на спонтанное бессознательное самовыражение.
Большое влияние на становление сюрреализма в искусстве оказал психоанализ австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сюрреалисты опирались на учение З.Фрейда о господстве подсознательного в психике человека.
Как пишет Рокунова Н. И.: «Воплощая в своих произведениях отдельные положения Фрейда, сюрреалисты определили перспективы развития сюрреализма, построили свою эстетику, создали свое понимание искусства. Это было искусство, призванное исследовать внутренний мир человека, отводя главенствующую роль подсознанию. Мораль, рассудок, вечные ценности, логические понятия, эстетические нормы отвергались в пользу бессознательного» [5, с. 156].
В 1922 году французский поэт и в прошлом дадаист Андре Бретон знакомится с отцом психоанализа. В это время вокруг писателя уже сгруппировался ряд единомышленников, это были художники, литераторы, поэты, преследующие цель создания нового стиля в искусстве.
А.Бретон обращает внимание на методы психоанализа, применяя их в творчестве. Исходя из этого вытекали основные методы сюрреалистического художественного творчества, такие как фроттаж, бессознательное письмо, психический автоматизм и т. д. Все эти методы обращались к сновидениям, галлюцинациям, изучению творчества детей и искусства душевнобольных.
В 1924 году А.Бретон создает свой «Манифест сюрреализма», в котором обозначает цель сюрреализма — выразить реальное функционирование мысли, вне всякого контроля со стороны разума.
Как известно, З.Фрейду остались чужды эксперименты сюрреалистов. В письме к А.Бретону он писал: «Хотя я признателен Вам и Вашим друзьям за интерес, проявленный к моим исследованиям, сам я не в состоянии уяснить, чего хочет сюрреализм. Может быть, я потому не могу понять его, что слишком далек от искусства» [6, с. 213].
Отрывок из стихотворения А.Бретона «Не выходя из»:
«Свобода цвет человека
Какие открываются шлюзы какие уста разомкнутся
Черепица
В разливе мясистых соцветий
Солнце уснувший пес
Убирайся с мраморного крыльца особняка
В мускулистой груди лазури бьется сердце времени…» [7].
В 1928 году испанский художник, скульптор и график Сальвадор Фелипе Хасинто Дали, очарованный работами футуристов в живописи, приезжает в Париж, где вступает в группу, объединившуюся вокруг А.Бретона. Здесь художник создает свои первые самостоятельные сюрреалистические работы, но его отношения с сюрреалистами складываются весьма противоречиво. После периода обоюдного восхищения появляются противоречия. В итоге С.Дали был изгнан из сюрреалистического общества, отчасти покинув его самостоятельно.
Как про С.Дали пишет Смолин А. А.: «Если бы художник вовремя не покинул сюрреалистическое общество, то его творчество, находясь под гнетом А.Бретона, осталось бы на уровне бессознательных фрейдистских мотивов и впоследствии выродилось в чистую абстракцию и автоматическую живопись на уровне Хуана Миро или Ацдре Массона» [8].
Рис. 2. Картина Сальвадора Дали «Кровь слаще меда», 1928
Стремящиеся к созданию новой культуры сюрреалисты не могли не интересоваться кинематографом.
Как пишет М. Ямпольский про отношение сюрреалистов к кинематографу: «Кино воспринималось как средство борьбы с культурой» [9].
Так, известным мастером сюрреалистического кино является испанский кинорежиссер Л.Бюнюэль. В 1929 году на экраны вышел созданный им и С.Дали фильм «Андалузский пес», в котором название фильма не имеет ничего общего с сюжетом. В фильме были представлены новые методы съемки.
С первых же кадров, когда глаз разрезается бритвой, зритель впадает в состояние шока. Такие же шоковые эпизоды — муравьи, выползающие из руки, отрубленная рука, которую поправляет палкой один из персонажей. Сюжет заменяется сложным видеорядом. Большую роль играют причудливые декорации С.Дали [10, с. 179].
Рис. 3. Афиша к фильму «Андалузский пес», 1929 г.
Годом ранее был снят 17ти минутный фильм о несчастной любви «Морская звезда». В фильме отсутствует какой-либо эпатаж и вызов традиционной культуре. В отличие от упомянутого выше «Андалузского пса», сюжет которого кажется загадкой для зрителя, сюжет «Морской звезды» понятен, он заключается в попытке перенести зрителя в пространство сверхреальности, соединяющей воображение и действительность.
Фотографичность кинематографа отлично подходила для сюрреалистов, стремившихся к максимальному жизнеподобию отдельных образов на своих картинах. Однако, обратившись к новому виду искусства, сюрреалисты сразу же столкнулись с определенными трудностями, одной их которых была «неснимаемость» их сценариев.
М.Ямпольский объясняет это тем, что: «воображаемое кино авангардистов в силу этого часто вовсе не было предназначено для постановок, сохраняя все свое значение именно как литературный факт» [11].
В 1941 году в Нью-Йорке С.Дали знакомится с американским фотографом Филиппом Халсманом. Это знакомство стало началом более чем тридцатилетней дружбы и совместного творчества, а Ф.Халсман вошел в мировую историю искусства, как родоначальник сюрреализма в фотографии.
В 1948 году была создана знаменитая фотография Ф.Халсмана с прыгающим художником. Фотограф считал идею «открытия» истинной сущности любого человека именно в момент кратковременного «полета» вполне реальной и достойной существования. Для фотографии, кроме С.Дали, было задействовано несколько кошек и стульев, которых помощники Халсмана подбрасывали в воздух. Кроме того, одновременно в воздух выплескивались несколько ведер воды.
Рис. 4. «Dali Atomicus» Ф.Халсман, 1948 г.
Также среди не менее интересных работ Ф.Халсмана можно отметить снимок из комбинации семи обнаженных девушек. Общая композиция напоминает череп, что делает фотографию еще более эксцентричной и запоминающейся.
Существенный вклад в развитие сюрреалистической фотографии в 1980х годах внес испанский фотограф Хорхе Руэда. Фотограф создавал фотографии с яркими цветами, парадоксальными сюжетами. Работы Х.Руэда выставлялись не только в Испании, но и по всему миру.
Рис. 5. «Огурец» Х.Руэда, 1975 г.
Метод сюрреализма впервые использован в высокой моде в работах Эльзы Скиапарелли. Именно она ввела в моду сюрреализм, использовав в своих коллекциях принцип «вырывать обычные предметы из привычного окружения и показывать их в совершенно другом контексте» [12, с. 149].
Создавать такие коллекции Э.Скиапарелли помогал С.Дали. Он придумал черную бархатную сумочку в форме телефона с вышитым золотым диском, нарисовал гигантского омара для белого вечернего платья.
Э.Скиапарелли вдохновила Пикассо напечатать на ткани газетные статьи, а французский писатель Жан Кокто рисовал поэтические произведения для вышивок, которые сами по себе уже были произведениями искусства. Такая творческая атмосфера вдохновляла модельера на создание самых смелых коллекций [12, с. 154].
Рис. 6. Э.Скиапарелли и С.Дали. Платье с омаром
Сюрреализм заметно развивается в современном искусстве и его методы широко используются.
С развитием цифровых технологий и появлением художников и фотографов, обрабатывающих изображения на компьютере, в 90-х годах сюрреализм получил «новое дыхание» и занял конкурирующее положение в мировой культуре. Фотомонтаж, цифровой рисунок и коллаж теперь позволяют автору значительно расширить визуальный язык и выразить свое видение. Создание таких сюрреалистических репродукций с использованием элементов фотографий вылилось в отдельное направление компьютерного искусства.
Рис. 7. Фотограф Михаил Батрак
Сотрудничество между художниками-сюрреалистами и дизайнерами позволяет миру моды продвигаться вперед. Модельеры, обращаясь к сюрреализму, как направлению, способному вызывать повышенный интерес у зрителя, импровизируют с формами, играют с текстурами, используют приемы многослойности. Фото в журналах и на афишах говорят о том, что сюрреализм, как и прежде, в моде!
Рис. 8. Показ «Prada», 2009 г.
Образы сюрреалистической фотографии способны стимулировать сознание зрителя и вызывать ассоциативное воображение. Возможно поэтому рекламные компании все больше интересуются нестандартными находками сюрреалистов. Сегодня фотографии, выполненные в стиле сюрреализма, широко используются для рекламных целей, применяются в коммерческих областях декоративного искусства.
Рис. 9. Реклама «KENZO»
Безусловно, причиной такого интереса к сюрреализму, с момента его возникновения и до сегодняшнего дня, является его тематика, субъективный подход к исследованию всех сфер человеческого бытия.
И пусть сегодня сюрреализм эволюционировал, испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства. Но в художественном плане сюрреалисты были столь плодотворны, что их деятельность, так или иначе, отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.
Литература:
- Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов/Ю. Б. Борев-Москва: Астрель, 2003 — ISBN: 5–17–020457–4, 5–271–07055–7.
- Майкапар А. Музыкальные параллели//Искусство/гл. ред. О.Волкова/ изд. Первое сентября, 2007, № 18.
- Академик. [Электронный ресурс] URL: https: //translate.academic.ru.
- Макс Эрнст. Диль Г./Г.Диль — Москва: Слово, 1995 — ISBN: 5–85050–082–0.
- Рокунова Н. И. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве XX-XXI веков/Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2014.- № 5 (43): в 3-х ч.-Ч. III.
- Freud S. Lettre á A. Breton (26 decembre 1932)//Breton A. Œuvres complétes. T. 1–3. T. 2. P., 1992.
- Стихи.ру. [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2011/07/09/7144.
- Смолин А. А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального//Диссертация, Барнаул, 2005.
- Ямпольский М. Интертекст против интертекста//Память Тиресия/М.Ямпольский: [Электронный ресурс].-Электронные текстовые данные URL: http://www.dnevkino.ru/library_yampolsky-tiresiy_5a.html.
- Луков В. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре. Проблемы филологии, культурологии и искусствознания//Знание, понимание, умение/гл.ред. Ильинский И. М./ изд. Гуманитарный московский университет, 2011, № 3.
- Ямпольский М. Интертекст против интертекста//Память Тиресия/М. Ямпольский: [электронный ресурс].-Электронные текстовые данные URL: http://www.dnevkino.ru/library_yampolsky-tiresiy_5a.html.
- Peter Feierabend. Mode.Das Jahrhundert der Designer.1900–1999//Перевод на русский язык Ю.Бушуева, Г. Яшина/Koln, 1999, ISBN 3–8290–5414–9.