В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Ключевые слова: познавательная активность, речевой этикет, дети младшего школьного возраста, ФГОС НОО, урок русского языка.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. Эти вызовы времени заставляют молодое поколение не только овладевать знаниями, но и в первую очередь уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М. И. Лисина, Г. И. Щукина. Ученые отмечают, что понимание познавательной активности у детей проявляется в первую очередь в стремлении к познанию, появляется интерес к поиску новых знаний, проявляется готовность к поисковой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности является одним из главных принципов школьного образования.
В младшем школьном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, который состоит из развития познавательных процессов, таких, как восприятие, мышление, память, внимание, воображение , включающие в себя разные формы ориентации ребенка в окружающем мире.
Известно, что к младшему школьному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Познавательная активность младших школьника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Одним из приемов формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста является процесс обучения речевому этикету на уроках русского языка. При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов.
Учебный предмет «Русский язык» — один из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать учащимся насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать речевой этикет в их жизни.
В настоящее время проблема формирования правильной речи у детей младшего школьного возраста стала весьма актуальной. Это обусловлено тем, что изменилось представление о нормах русского языка и о правилах речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе, что подтверждается нормативными документами системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение», а в качестве метапредметных результатов — «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации». Сегодня каждому обучающемуся важно знать нормы русского языка и, тем самым, формировать свою речь с помощью его изучения.
Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии.
Для подтверждения полученных данных было проведено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания речевого этикета на констатирующем этапе эксперимента, были использованы методики: Д. Годовиковой «Выявление уровня познавательной активности у детей» и «Древо желаний» В. С. Юркевич.
Для изучения познавательной активности у детей младшего школьного возраста на базе МБОУ Енисейская СОШ № 3, с. Селиваниха Минусинского района Красноярского края, было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие дети 1 класса, количественным составом 40 человек: 20 учащихся входили в, экспериментальную группу — дети 1 «А» класса и 20 учащихся входили в контрольную группу — дети 1 «Б» класса.
На основании полученных данных выявлено, что большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень познавательной активности. Учитывая полученные результаты, необходимо организовать работу по формированию познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикет на уроках русского языка.
Цель: разработать методический комплекс заданий, который повысит уровень развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка. Создать условия для развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
При разработке методического комплекса заданий, использовали следующие принципы и методы:
– принцип гуманизации;
– принцип целостности;
– принцип демократизации [3, с. 11].
– теоретический метод: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, классификация, обобщение;
– эмпирический метод: изучение психолого-педагогической и методической литературы [3, с. 12].
Для разработки методического комплекса заданий, использовали следующие средства:
– учебно-наглядные и учебные пособия;
– речевые.
Методический комплекс заданий можно использовать, как в форме традиционного урока, так и в форме нетрадиционного урока.
В методическом комплексе заданий представлены такие методы: игровой метод; метод театрализации; метод «Дай себе помочь»; метод райтинга; метод придумывания; метод проектов; задания, которые носят творческий характер.
Учитель может использовать следующие средства для обучения на уроках русского языка с использованием нашего методического комплекса заданий:
– учебное оборудование;
– технические средства обучения;
– учебно-наглядные и учебные пособия;
– речевые;
– невербальные [3, с. 214].
Методический комплекс заданий, направлен на развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка. Его можно применять на любом этапе проведения урока.
С целью проверки эффективности предложенной и проведенной работы было проведено контрольное обследование детей. Использовались те же диагностические задания на сформированность уровня познавательной активности у младших школьников.
Проведенное исследование уровня сформированности познавательной активности у младших школьников на контрольном этапе и его анализ показывает, что при организации повторной диагностики по авторским методикам выявлена эффективность проделанной работы. Уровень детей с низкими показателями сократился в среднем по двум методикам на 10 %.
У детей появился интерес и активность их вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые «тайны». Активность стала более продуктивная, направляется целью — достичь желаемого результата.
На основании полученных данных можно считать, что цель достигнута, задачи реализованы.
Литература:
- Бархаев Б. П. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. — СПб. Питер, 2009. — 444 с.
- Ищенко Р. В. Ключевое слово: «познавательная активность» // Концепт. — 2014. — № 3. — С. 121−125.
- Иргашева Т. Г. Речевые способности младших школьников и их развитие в процессе обучения (статья) Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. -Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015. — С.165–167.
- Иргашева Т. Г. Обучение текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка как одна из важнейших проблем вузовской методики преподавания (статья) (из перечня ВАК). Сибирский педагогический журнал. № 11.2011. С.225–232.
- Казицкая И. Б. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы // Педагогика. — 2014. — № 17. — С. 72−77.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 2012. — 195 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.04.2017).