В данной статье описывается понятие коррупции. Рассматриваются причины роста коррупции в системе государственного управления, а также необходимые мероприятия для осуществления эффективной борьбы с ней.
Ключевые слова: коррупция, государственное управление, служащий, причины, борьба с коррупцией.
Коррупция — это одно из опасных явлений для всего человечества. Она пронизывает все слои нашего общества. Коррупция пускает свои корни абсолютно во все сферы жизни: социальную, политическую, юридическую, экономическую и т. д.
На сегодняшний день, в системе государственного управления Российской Федерации, коррупция — это очень крупное и опасное явление, внимание к которому увеличивается настолько, насколько уровень коррупции сам по себе возрастает. Это явление не только современных реалий, но и исторических. Данное понятие в течение нескольких столетий имело место среди чиновников России.
При рассмотрении понятия коррупции в нормативно-правовой базе Российской Федерации, можно упомянуть наличие его в Федеральном законе № 273 «О противодействии коррупции». В этой правовой системе определение коррупции характеризуется, как: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а« настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [1].
По данным из сборника Генпрокуратуры «О состоянии преступности в России за январь-июль 2021 года» число коррупционных преступлений в первой половине 2021 года выросло на 16,5 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
По заявлению ведомства, в 2021 году прокуроры зарегистрировали 24,5 тыс. подобных преступлений — это максимальный результат за восемь лет. Около половины из них (12,1 тыс.) пришлось на взятки. С начала года число взяток выросло на 27,4 %. В каждом третьем случае ее размер не превышал 10 тыс. руб. Больше всего таких преступлений прокуроры выявили в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз) [4].
Уже на протяжении некоторого времени в России проводятся административные реформы, а также реформы государственной службы. Основными целями осуществляемых реформ является создание результативного способа борьбы с коррупцией, а также найти эффективное решение по устранению последствий целого ряда экономических проблем [5, с. 209].
Ни для кого уже не удивителен тот факт, что коррупция разрушительно отражается на развитии нашей социальной и экономической инфраструктуры, в основном это пагубно сказывается на государственном управлении. Из-за коррумпированности немалой части чиновников многие бесплатные услуги становятся платными для граждан.
Можно сказать, что коррупция в системе государственного управления — это ослабление целой системы государства, выражается в неэффективности работы государственных учреждений, а также снижение контроля.
Если рассматривать феномен коррупции со стороны действия, нарушающего закон — это, прежде всего, явление, направленное против российского общества и целенаправленно совершение государственными служащими путем злоупотребления своими полномочиям в корыстных целях.
К основным причинам этого антиобщественного явления можно отнести: решение собственных общебытовых проблем и безнравственное жалование государственных служащих, которое подталкивает к совершению преступления [3, с. 133].
Рост коррупции в системе государственного управления сопровождается следующим причинами:
— реализация не в меру более длительных и сложных операций принятия решений институтами государственной власти в отношении людей;
— отсутствие прозрачности в предоставлении услуг населению путем выдачи разрешительных документов для реализации любой деятельности;
— использование в правовых документах с определениями государственных органов формулировок «вправе», «может», что создает разнообразие принятия решений.
Последствия этого явления ужасны:
— подрыв доверия российского населения к органам исполнительной власти;
— снижение эффективности государственной политики (появление конфликта интересов);
— перераспределение льгот для конкретных групп;
— распространение негативного отношения среди населения страны к проводимым реформам Правительствам РФ;
— снижение престижа страны на мировой арене;
— вырабатывание в сознании граждан понимания об их собственной беззащитности перед преступными группами.
Как говорилось выше, что коррупция в системе государственного управления подавляет осуществляемую государством политику, ослабляя её, поэтому развитие государственного управления зависит от того, насколько успешно ведется борьба с коррупцией.
Борьба с коррупцией является приоритетом политики, потому необходимо задействовать механизм борьбы с коррупцией разнообразными социальными и нормативными средствами, среди которых центральное место должно быть отведено праву.
Что касается права, то необходимо вернуться к Федеральному закону № 273 «О противодействии коррупции». Здесь стоит отметить, что в правовой основе акта содержится не только административные требования, связанные непосредственно с системой государственной службы России, но также концептуальный аппарат в борьбе с коррупцией. Этот правовой документ ключ к борьбе с таким явлением, как коррупция.
Стоит отметить также, что система публичных должностных лиц, представления в Российской Федерации, имеет гетерогенную структуру. Государственные служащие, занимающие высшие должности обеспечиваются на более чем достаточном уровне. Следовательно, в аппарате чиновников выявлен ряд проблем:
— создание основы для коррупционной деятельности;
— у государственных должностных лиц нет мотивации для достижения целей, поставленных перед государственным органом.
Что касается комплекса мероприятий, необходимых для осуществления эффективной борьбы с коррупцией в системе государственного управления Российской Федерации, можно выделить следующее:
— ужесточенный контроль и надзор за выполнением определенных функций государственных и муниципальных чиновников;
— высокая пенсия в соответствии с рангом работника и выслугой лет;
— разработка нормативных документов по противодействию коррупции, а также консолидации должностных обязанностей, как государственных, так и муниципальных служащих;
— открытость информации о деятельности должностных лиц;
— предоставление достойной оплаты труда государственным и муниципальным служащим [2, с. 59];
— возможность контроля и рефлексирование на факты, подтверждающие совершения правонарушения чиновниками со стороны гражданского общества, а также их взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти;
— снижение неприкосновенности высших должностных лиц в системе госслужбы;
— бесплатное медицинское страхование, как самих чиновников, так и их детей;
— упрощение административных процедур;
— поддержание системы контроля доходов и расходов госслужащих, проверка наличия счетов в банках.
Данные меры могут стать основной борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы РФ.
Стоит отметить, что для достижения максимального эффекта, эти события должны действовать совместно друг с другом, поскольку к борьбе с таким опасным явлением, как коррупция у государственных должностных лиц, важен системный подход.
В настоящее время следует:
— серьезно оценивать деятельность и поведение служащих с антикоррупционной точки зрения во время приема их на работу, а также при проведении аттестации кадров;
— добиться соблюдения правил служебного поведения со стороны государственных и муниципальных служащих;
— обеспечить соблюдение запрета замещать после увольнения с государственной муниципальной службы в течение двух лет должности и выполнять работы в организациях, если ранее к функциям служащего относился контроль за ними;
— добиться правомерного использования всеми служащими своих прав и обязанностей [5, с. 210].
Соответственно, для формирования честного, компетентного и дисциплинированного корпуса служащих органов государственной власти и управления необходим комплекс организационных мероприятий, которые касаются:
— порядка отбора кадров на государственную и муниципальную службу, а также создания четких объективных критериев для их карьерного роста, что будет давать возможность заниматься повышением квалификации, а также созданием положительного имиджа для института публичной службы;
— обеспечения государственным и муниципальным служащим достойной оплаты их труда, а также набора социальных льгот, что в определенной степени будет стимулировать их труд;
— формирования режима информационной открытости в деятельности государственных и муниципальных служащих;
— создания эффективных механизмов контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих.
Выполнение этих мероприятий поможет значительно сократить количество преступлений такого типа среди государственных и муниципальных должностных лиц. Кроме того, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.
Литература:
- О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-РФ (с изм. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 6228.
- Астапов О. М. Проблемы государственной службы глазами государственного служащего / О. М. Астапов // Очерки новейшей камералистики. — 2012. — № 1. — С. 57–61.
- Галкина Е. А. Государственная политика противодействия коррупции в сфере государственной службы / Е. А. Галкина // Молодой ученый. — 2018. — № 48. — С. 132–134.
- Официальный сайт РБК — Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07919a79470efb759237 (Дата и время обращения 19.01.2022 г. 20:36).
- Хиббатуллина К. И. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации / К. И. Хиббатуллина // Рокета Союз. — 2017. — С. 208–210.