Принципы терапии, основанной на сенсорной интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Сухочева, С. Ю. Принципы терапии, основанной на сенсорной интеграции / С. Ю. Сухочева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 307-308. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88519/ (дата обращения: 16.11.2024).



Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции (Банди А., «От теории к терапии»).

  1. Коррекционные занятия, основанные на принципах сенсорно-интегративной теории, являются мощным инструментом, с помощью которого можно изменить жизнь ребёнка.
  2. Коррекционные занятия должны проводиться одновременно с консультированием семьи ребёнка.
  3. Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции, никогда не используется в изолированном виде: интегративный терапевтический подход оказывается более действенным и результативным.

Прежде чем начать занятие, на основании анкет, интервью с родителями, диагностики и функционального запроса специалист планирует: использование оборудования, выбор игр и игрушек, совместные игры, игры с родителями, игры для самостоятельного использования ребёнка.

Очень важную роль играет установление контакта, налаживание коммуникации и отношений с ребёнком на первом занятии. Это же и является целью на первом занятии.

Вначале мы, знакомимся с ребёнком и знакомим его с кабинетом. Максимально включаем родителей. Проговариваем или показываем, правила и границы по мере необходимости, объясняем и показываем, чем предполагаем заниматься. По возможности планируем вместе главные элементы занятия, например: полоса препятствий, чтение книги или рисование, игры за столом или на полу. Даём выбор ребёнку из 2–3 вариантов, делаем акцент на том, что точно получится. Используем игры или выбор деятельности по очереди. Даём положительную оценку конкретной деятельности, в течение занятия. Даём выбор для самостоятельной игры, в конце занятия (если ребёнок умеет себя занимать). Проверяем, во что бы хотел поиграть в следующий раз.

Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции, относится к само регуляции и даёт возможность ребёнку делать то, что ему хочется и необходимо делать в повседневной жизни.

Основываясь на наблюдении, обследовании и взаимодействии с ребёнком, специалист должен создать среду, которая приглашает ребёнка к активным действиям и ставит перед ним посильные задачи.

В ходе занятий специалист должен:

— отслеживать реакцию ребёнка на терапию и в случае необходимости вносить необходимые изменения, для достижения максимальной эффективности

— продумывать, к каким результатам приведёт тот, или иной род активности.

— речь и интонацию подстраивать под возможности ребёнка(если ребёнок не разговаривает, то и мы говорим по минимуму; если говорит одно слово, то мы на слово больше)

— чутко реагировать на коммуникативные сигналы ребёнка, не только проговаривать действия и порывы ребёнка, но и подкреплять речь визуально, жестами, чтобы ребёнок знал, что его слышат и понимают

— правильно организовывать переходы между деятельностью и игрой

— время перехода выбирать, с учётом мотивации и внимания ребёнка

— использовать альтернативную коммуникацию, во время занятия

Игра — это основной формат вмешательства, как терапии.

Совместные игры — основа всего обучения. Они могут быть с использованием предметов или без них. В центре взаимодействия — ребёнок и его выбор(материалов, игрушек, хода и уровня игры). Нужно использовать разнообразное оборудование, игры, темы. Важно по-разному подавать материал и организовывать взаимодействие, чтобы он давал ему возможности развивать свои способности.

Базовое сенсорное оборудование:

— Вестибулярная тарелка

— Батут

— Фитнесс мяч

— Тоннель

— Бочка

— Доска

— Зеркало

— Одеяла, шарфики, ткани

— Пуфы, подушки

— Верёвки, канаты, тянущиеся ткани

— Мячи, шары разных размеров и текстуры

— Коробки, вёдра, корзины для белья

— Пластиковые бутылки, наполненные водой

— Палки, трубы, пенопластовые палки для бассейна

— Тоннели, палатки

— Утяжелители для рук и ног

— Терапевтическая скейтборд-доска

— Балансиры

Так же в своей работе можно использовать:

  1. Сенсорные коробки: фиджеты, мочалки, массажёры, антистрессовые игрушки, игрушки-головоломки, различные кусочки тканей, шнуры, кольца, браслеты, сыпучий материал.
  2. Сенсорные коробки для оромоторной активности: пузыри, свистки, грызунки, трубочки, и т. д.
  3. Оборудование для сенсомоторных подвижных игр: кегли, шары различной величины, резинки, скакалки, обручи разного диаметра, мешочки с наполнителями, верёвки и т. д.
  4. Подвесное оборудование: подвесная платформа, гамак, качели- бревно, подвесные системы, подвесные лестницы, качели.

Подвесное оборудование должно соответствовать определённым требованиям, отвечающим безопасности, при его эксплуатации. Оборудование должно быть правильно установлено. Помещение должно быть (4–6 м 2 ). Пол под оборудование должен быть закрыт матами, 2–3 точки для крепления снарядов, размещённые на расстоянии 70–90 см друг от друга. Оборудование должно выдерживать нагрузку в 450 кг. Никогда нельзя вкручивать болт просто в потолок. Для крепления вращающегося оборудования следует использовать вращающиеся крепления, чтобы уменьшить вращающий момент.

Принципы, по которым необходимо организовывать сенсорную комнату:

— Уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребёнка

— Наполнение комнаты должно вызывать интерес у ребёнка и соответствовать его уровню развития

— Организация занятия должна быть обусловлена предпочтениями и интересами ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, сенсорная интеграция, занятие, подвесное оборудование, теория, терапия.


Задать вопрос