В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.
Культура (от лат. Cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником развития культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.
Культура — более высокая ступень в развитии общественного сознания народа, тогда как этнокультура — это первооснова, истоки, самобытность, сохранившаяся особенность процесса всей жизнедеятельности народа, потеряв или забыв которую, народ может потерять «свое лицо», отличное от других этносов.
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности людей, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постепенно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление личности на традициях культуры этноса, сочетающих этническую глубину постижения родной культуры и этническую широту.
Центральная проблема этнокультурного образования — формирование этнокультурной компетентности педагога. Она входит в структуру общей профессиональной компетентности педагога как подсистема.
Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Мы понимаем этнокультурную компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в среде.
Понятия культуры, этнокультуры вводятся на сегодня в сферу знаний различными способами, а именно через ценности, деятельность, творчество, сущность силы человека, что объясняется многогранностью и многофункциональностью феномена культуры.
Соотношение понятий «культура» и «этнокультура» выявляет общий фундамент исторического процесса развития человека как субъекта деятельности. Этнокультура — это база и составная часть культуры, которая также выполняет определенные функции и имеет свое особенное содержание компонентов. Характерные качества, свойственные этнокультуре, находят свое выражение и в общей культуре: как в духовной, так и в материальной. Существенное различие находится в содержании этих компонентов, а по форме они едины. Например, существует различия в языке, обычаях, традициях и т. д., другими словами, культура представляет собой совокупность многообразных явлений национальной и этнической культуры, т. е. мы вправе отнести все функции структуры.
Таким образом, соотношение понятий «культура» и «этнокультура» характеризует факт общего закономерного развития и связи времен. Понятию «культура» свойственны общие компоненты, структура, формы, функции, принципы. «Этнокультуре» свойственно специфическое и особенное, выражающееся в языке, традициях, обычаях, религии, способе производства и т. п.
Система содержания этнокультурного образования
№ п/п |
Название компонента |
Характеристика содержания компонента этнокультурного образования |
1 |
Собственно — этнокультурные компоненты |
Отражают внутреннюю структуру этнокультуры, определяются входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупности (этнофилологической, этнохудожественной, мировоззренческой, поведенческой) или целостным структурным комплексом. Лежат в центре пространственно-временной системы координат модели этнокультурного образования. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности. |
2 |
Лингвистический компонент |
Вычленяется из собственно этнокультурного компонента как наиболее важный для коммуникации. В современном поликультурном обществе имеется три уровня: этнический, суперэтнический, надэтнический (язык международного общения). |
3 |
Этнологический компонент |
Определяется совокупность этнологических и этногеографических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования. |
4 |
Историко-культурологический компонент |
Определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Отражает историко-временную координату модели этнокультурного образования. |
5 |
Религиозный компонент |
Фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры. |
6 |
Этнопсихологические и этнопедагогические основания |
Учитывают этническую идентичность обучаемых, их этноменталитет, специфику процесса инкультурации и аккультурации, освоения и присвоения ценностей этнокультуры, культуры этноса и суперэтноса. |
Литература:
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2003.
- Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. — Алматы, 1997.
- Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде. Автореф. докт.пед.наук. — Ставрополь,2007.
- http://www.youtube.com/watch?v=PSWV_FrNpXo&feature=related
- Афанасьева, А. Б. Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов / А. Б. Афанасьева. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-etnokulturnogo-obrazovaniya-sovremennyh-pedagogov (дата обращения: 03.02.2022).