Диалог культур как основа этнокультурной компетентности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 07.02.2022

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Кожахметов, А. К. Диалог культур как основа этнокультурной компетентности / А. К. Кожахметов, Л. Н. Габдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88547/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются содержание этнокультурного образования, структурные модели, определения этнокультуры, этнокультурное образование и этнокультурные компетентности.

Культура (от лат. Cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником развития культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.

Культура — более высокая ступень в развитии общественного сознания народа, тогда как этнокультура — это первооснова, истоки, самобытность, сохранившаяся особенность процесса всей жизнедеятельности народа, потеряв или забыв которую, народ может потерять «свое лицо», отличное от других этносов.

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности людей, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постепенно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), становление личности на традициях культуры этноса, сочетающих этническую глубину постижения родной культуры и этническую широту.

Центральная проблема этнокультурного образования — формирование этнокультурной компетентности педагога. Она входит в структуру общей профессиональной компетентности педагога как подсистема.

Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Мы понимаем этнокультурную компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в среде.

Понятия культуры, этнокультуры вводятся на сегодня в сферу знаний различными способами, а именно через ценности, деятельность, творчество, сущность силы человека, что объясняется многогранностью и многофункциональностью феномена культуры.

Соотношение понятий «культура» и «этнокультура» выявляет общий фундамент исторического процесса развития человека как субъекта деятельности. Этнокультура — это база и составная часть культуры, которая также выполняет определенные функции и имеет свое особенное содержание компонентов. Характерные качества, свойственные этнокультуре, находят свое выражение и в общей культуре: как в духовной, так и в материальной. Существенное различие находится в содержании этих компонентов, а по форме они едины. Например, существует различия в языке, обычаях, традициях и т. д., другими словами, культура представляет собой совокупность многообразных явлений национальной и этнической культуры, т. е. мы вправе отнести все функции структуры.

Таким образом, соотношение понятий «культура» и «этнокультура» характеризует факт общего закономерного развития и связи времен. Понятию «культура» свойственны общие компоненты, структура, формы, функции, принципы. «Этнокультуре» свойственно специфическое и особенное, выражающееся в языке, традициях, обычаях, религии, способе производства и т. п.

Система содержания этнокультурного образования

п/п

Название компонента

Характеристика содержания компонента этнокультурного образования

1

Собственно — этнокультурные компоненты

Отражают внутреннюю структуру этнокультуры, определяются входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупности (этнофилологической, этнохудожественной, мировоззренческой, поведенческой) или целостным структурным комплексом. Лежат в центре пространственно-временной системы координат модели этнокультурного образования. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.

2

Лингвистический компонент

Вычленяется из собственно этнокультурного компонента как наиболее важный для коммуникации. В современном поликультурном обществе имеется три уровня: этнический, суперэтнический, надэтнический (язык международного общения).

3

Этнологический компонент

Определяется совокупность этнологических и этногеографических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.

4

Историко-культурологический компонент

Определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Отражает историко-временную координату модели этнокультурного образования.

5

Религиозный компонент

Фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры.

6

Этнопсихологические и этнопедагогические основания

Учитывают этническую идентичность обучаемых, их этноменталитет, специфику процесса инкультурации и аккультурации, освоения и присвоения ценностей этнокультуры, культуры этноса и суперэтноса.

Литература:

  1. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М.: Академия, 2003.
  2. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. — Алматы, 1997.
  3. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности в полиэтнической образовательной среде. Автореф. докт.пед.наук. — Ставрополь,2007.
  4. http://www.youtube.com/watch?v=PSWV_FrNpXo&feature=related
  5. Афанасьева, А. Б. Проблемы совершенствования этнокультурного образования современных педагогов / А. Б. Афанасьева. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-etnokulturnogo-obrazovaniya-sovremennyh-pedagogov (дата обращения: 03.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): этнокультурное образование, культура, человеческая деятельность, компонент, мировая культура, совокупность.


Похожие статьи

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного социума. Вводится понятие поликультурной компетентности педагога, как значимой интегральной характеристики в современной образовательной среде.

Из истории интегрированного обучения

В статье раскрывается исторический аспект интегрированного(инклюзивного) обучения. Теоретические основы и практические пути проектирования инклюзивного образовательного пространства, обозначаются основные особенности образовательного процесса.

Концептуализация геокультурных ценностей в процессе обучения иностранному языку

Целью данной статьи является выделение понятия «геокультурные ценности» в качестве основного понятия данного исследования.

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Лингвокультурологические аспекты в лингвистическом анализе

Целью настоящей статья является раскрытие лингвокультурологических аспектов лингвистического анализа, что позволяет выявить национально-культурную специфику, отраженную в языке, которую можно наблюдать на фоне других образных систем, если описание об...

Похожие статьи

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Использование современных педагогических методов и технологий в процессе формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного социума. Вводится понятие поликультурной компетентности педагога, как значимой интегральной характеристики в современной образовательной среде.

Из истории интегрированного обучения

В статье раскрывается исторический аспект интегрированного(инклюзивного) обучения. Теоретические основы и практические пути проектирования инклюзивного образовательного пространства, обозначаются основные особенности образовательного процесса.

Концептуализация геокультурных ценностей в процессе обучения иностранному языку

Целью данной статьи является выделение понятия «геокультурные ценности» в качестве основного понятия данного исследования.

Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов

В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...

Развитие культурно-лингвистических компетенций младших школьников в процессе создания лингвистического портфолио

В статье анализируются содержательно-структурные особенности и методические основы формирования лингвистического портфолио в аспекте развития культурно-лингвистических компетенций младших школьников.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Лингвокультурологические аспекты в лингвистическом анализе

Целью настоящей статья является раскрытие лингвокультурологических аспектов лингвистического анализа, что позволяет выявить национально-культурную специфику, отраженную в языке, которую можно наблюдать на фоне других образных систем, если описание об...

Задать вопрос