В статье автор исследует проблему предпродажной подготовки легковых автомобилей на территории Российской Федерации. Анализ судебной практики и статистических данных позволил автору не только определить проблематику, но и разработать комплекс мер, направленный на совершенствование существующей системы правил предпродажной подготовки легковых автомобилей.
Ключевые слова: предпродажная подготовка, транспортное средство, свобода договора
11.07.2020 было подписано Постановление Правительства № 1036 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей» (далее — ПП № 1036). Данный нормативно правовой акт отменил более 10 Постановлений Правительства, в том числе и Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020). Теперь данная сфера общественных отношений регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463. С одной стороны, такой прогрессивный подход безусловно является подтверждением того что принцип недопустимости вмешательства в частные дела носит не декларативный характер, а действительно способствует стабильному функционированию гражданско-правовых отношений, с другой стороны предметом правоотношений является технически сложная вещь и думается, что контроль со стороны государства позволил бы снизить эксплуатационные риски покупателей. Думается, что недостаточно просто закрепить положение о том, что: «Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителем» [1]. Мы придерживаемся позиции, что правила предпродажной подготовки транспортных средств должны носить адоптивный характер, т. к. условия эксплуатации транспортных средств везде отличаются даже в приделах территории одного государства. На практике возникает проблема другого характера, мы как покупатели, встречаемся не с первым видом предпродажной подготовки, а сразу со вторым, который осуществляет непосредственно дилер. Даже зная на момент покупки о нюансах, о которых мы сейчас пишем, покупатель все равно остается в незащищенном положении. Получается, что в первом случае государство не защищает покупателя т. к. предпродажную подготовку полностью контролирует завод изготовитель, а во втором случае мы имеем фигуру дилера, чья деятельность обусловлена его обязательствами или по соглашению о предоставлении права на продажу или на основании дистрибьюторского договора, в соответствие с которыми дилер имеет право не только самостоятельно устанавливать цену на товар, но проводить дополнительные мероприятия по предпродажной подготовке транспортных средств. Каким образом происходит утверждение таких правил, каков их перечень каждый дилер определяет самостоятельно. В рамках нашего исследования нами был произведен опрос 2 сетей дилерских центров: «АВАНГАРД Пискаревский», являющийся официальным дилером HYUNDAI входящим в группу компаний «Авангард» и АВАНГАРД «Мерседес-Бенц» также являющимся официальным дилером на территории Российской Федерации. Опрос показал, что ни один, ни другой дилерский центр не имеет локального акта, непосредственно регулировавшего бы процесс и правила предпродажной подготовки автомобиля после того как автомобиль прибыл в дилерский центр. Однако, как нам сообщили мастера приемщики обоих дилеров предпродажная подготовка все же, проводится и состоит из нескольких этапов. Повторимся, что тот перечень процедур и действий, который будет нами представлен является примерным, каждый дилер устанавливает собственные правила, которые по природе и своей цели все между собой схожи. Итак, в обязательном порядке должна быть произведен осмотр всех основных агрегатов и узлов автомобиля. Автомобиль поднимается на специальном автоподъемнике, осматривается на наличие течи локальных и внешних повреждений. Проверяется агрегатное состояние всех жидкостей в системах, а также их уровень в соответствие с регламентом завода изготовителя. После этого производится пробный выезд, как правило, это один круг. Если у мастера нет никаких нареканий, то автомобиль направляется в цех для мытья и последующей сушки. После этого следует косметическая уборка салона. После чего в сервисной книжке делается отметка о том, что весь комплекс мероприятий выполнен.
Как мы уже говорили ранее единых правил предпродажной подготовки транспортных средств и в частности автомобилей на территории нашей страны нет, в связи с этим и до отмены Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020) покупатель был уязвим, это подтверждает и судебная практика . Рассмотрим один из примеров судебной практики Заводского районного суда г. Новокузнецка № № 2–608/2018, подтверждающий нашу позицию. Истец Митрошин А. Н. обратился в суд с иском к ООО «Север» с требованием о расторжение договора купли-продажи от 25.10.2017 года, заключённого между Митрошиным А. Н. и ООО «Север» на приобретение транспортного средства... года выпуска, бывшего в употреблении. Свои требования истец мотивирует тем, что 25.10.2017 г. Митрошин А. Н. согласно договору купли-продажи, приобрел в ООО «Север» транспортное средство... года выпуска, бывшее в употреблении, стоимостью... рублей, данные денежные средства истцом были оплачены в полном объеме, что подтверждается квитанцией на оплату, для чего истец использовал заемные средства, заключив кредитный договор. Автомобиль был передан истцу по акту приема-передачи *..*..*, согласно которому транспортное средство... года выпуска, соответствует заявленной комплектации и описанию, предоставленному продавцом. Описание состоит из характеристик, аналогичных в паспорте транспортного средства (ПТС). При осмотре автомобиля перед заключением договора в присутствии истца автомобиль завели, запуск осуществился не с первого раза, а лишь с 4-го, ответчик объяснил это тем, что автомобиль долго стоял в салоне и не заводился. Про проблемы с запуском автомобиля ответчик истца в известность не ставил, в договоре и акте приема-передачи не указывал. После подписания всех документов и оплаты автомобиля, сотрудники ответчика пояснили истцу, что автомобиль ожидает его на улице, таким образом, из салона его выкатили на улицу без истца, на улице автомобиль стоял с работающим двигателем, т. е. был уже заведен, истец поинтересовался у ответчика о наличии топлива в баке, так как предстояла дальняя поездка в другой город, на что сотрудник салона ответил, что в машине полный бак топлива — заправляться не надо. Через день — 27.10.2017 г. истец собрался зарегистрировать данный автомобиль на свое имя в установленном законом порядке, однако, завести купленный автомобиль не удалось. Суд принял решение о принятие отказа от исполнения договора купли-продажи от 25.10.2017 года, заключённого между Митрошиным А. Н. и ООО «Север» на приобретение транспортного средства... года выпуска, бывшее в употреблении, а также о взыскание с ООО «Север» в пользу Митрошина А. Н. убытки в установленном размере, неустойку и моральный вред [2]. Этот пример наглядно показывает, к чему приводит отсутствие законодательно установленных правил предпродажной подготовки транспортного средства.
История предпродажной подготовки бывших в употреблении транспортных средств на территории нашей станы началась не так давно и состоит из трех этапов. Первым этапом является принятие в СССР Отраслевого стандарта ОСТ 37.001.082–82 «Подготовка предпродажная легковых автомобилей» (далее-Стандарт). Положения Стандарта распространялись исключительно на новые транспортные средства: «Стандарт не распространяется на легковые автомобили, поступающие в народное хозяйство по внерыночным назначениям, а также легковые автомобили, бывшие в употреблении и реализуемые по линии комиссионной торговли». Данный этап важен тем, что он заложил основу для дальнейшего развития института предпродажной подготовки транспортных средств на территории не только современной Российской Федерации, но и во многих страх входящих в состав СНГ. Вторым этапом является принятие Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Данный нормативно-правовой акт впервые устанавливал и регламентировал процедуру продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении. Именно с приятием данного нормативно-правового акта, мы можем говорить о новом этапе развития отношений в сфере предпродажной подготовки транспортных средств бывших в употреблении. Третьим (современным) этапом, является притяните Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, также регулирующего процедуру продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении. Главная проблема нового Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 заключается в том, что оно никак не изменило ранее существовавшие правила продажи непродовольственных товаров бывших в употреблении. В частности, Постановление N 2463 до сих пор не регулирует правила предпродажной подготовки автомобилей бывших в употреблении, несмотря на то, что рынок б/у автомобилей на территории нашей страны развивается не хуже, чем рынок новых автомобилей. Приведем данные, опубликованные на интернет-странице газеты «ВЕДОМОСТИ» от 15.06.2021 г, так: «Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России по итогам мая 2021 г. составил 465 400 шт., что на 52,6 % выше показателей мая прошлого года, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». По итогам пяти месяцев 2021 г. вторичный рынок также показывает рост: объем купленных легковых автомобилей с пробегом в этот период составил 2,261 млн единиц, что на 28,3 % больше, чем в январе — мае 2020 г., подсчитало агентство» [3]. Такие данные еще раз доказывают, что регламентация порядка предпродажной подготовки транспортных средств на рынке б/у автомобилей является необходимой. Хотим отметить, что на сегодняшний день гражданам, не имеющим опыт в ремонте автомобилей, не разбирающимся в тонкостях диагностики и работы с таким оборудованием, приходится прибегать к услугам частных компаний, оказывающих помощь как при выборе нового авто, так и по продаже старого. Для нас здесь главным является тот факт, что каждая такая компания осуществляет собственный комплекс предпродажной подготовки, стандарты качества также устанавливаются самостоятельно и здесь возникает множество коллизий. Единственным положительным аспектом здесь является само присутствие таких компаний на рынке и возможность граждан воспользоваться услугами таких компаний, однако, проблема «продажи с рук» никуда не исчезла. Зачастую граждане, продавая автомобили самостоятельно, вообще не осуществляют никакой предпродажной подготовки, это касается как предварительного сервисного обслуживания, так и производства косметических работ внутри и снаружи автомобиля. С одной стороны, не регламентируя процесс предпродажной подготовки б/у автомобилей государство соблюдает основные начала гражданского законодательства, зафиксированные с ст. 1 ГК РФ, однако с другой стороны в этой же самой статье говорится о том, что: «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [4].
Мы убеждены в том, что такой правовой пробел как отсутствие правил предпродажной подготовки транспортных средств как новых автомобилей, так и б/у делает уязвимым граждан, способствует систематическому превышению полномочий со стороны дилерских сетей, оставляет без контроля и стандартизации работу частных компаний, специализирующихся на покупке, продаже и предпродажной подготовке б/у автомобилей. В связи с этим, мы предлагаем принять целый комплекс мер, направленный на решение обозначенных нами проблем. Необходимо разработать: Отраслевой Стандарт «Предпродажная подготовка транспортных средств»; Отраслевой Стандарт «Предпродажная подготовка легковых автомобилей»; Отраслевой стандарт «Предпродажная подготовка автомобилей бывших в употреблении».
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 01.02.2022).
- Решение Заводского районного суда г. Новокузнецка № 2–608/2018 2–608/2018 ~ М-533/2018 М-533/2018 от 22 мая 2018 г. по делу № 2–608/2018 URL:https://sudact.ru/regular/doc/HSWhlKeA79YB/ (дата обращения: 01.02.2022).
- Ведомости: ежедневная деловая газета: [сайт]. — Москва, 1999. — Обновляется в течение суток. — URL: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2021/06/15/874250-prodazhi-legkovih (дата обращения: 01.02.2022). — Текст: электронный.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d65fbe0a603d59546c3338bcfc6bf09bb0332817/ (дата обращения: 01.02.2022).