В статье авторы пытаются определить воздействие игры на психическое развитие детей с ОВЗ.
Ключевые слова: игра, дети, развитие.
Дети верят в чудеса, задувают свечи на торте, испеченном ко дню рождения, в полной уверенности, что все их желания исполнятся. В этом проявляется их чистота и наивность, вера в то, что нет ничего невозможного. Нам по силам дарить своим детям сказочные подарки и речь не о том, чтобы выдавать желаемое за действительное. Исследования доказывают, что единственный и самый простой способ повысить шансы детей на общественный, эмоциональный и интеллектуальный успех в жизни — обучать их всем необходимым навыкам с помощью правильно подобранных игр.
Никогда дети не учатся с таким желанием и старанием, не приобретают обилия умений и навыков, как в первые восемь лет своей жизни, и мы способны превратить эти годы в путешествие, где на каждом шагу встречаются всё новые подарки — открытия. В эти годы ребенок, словно губка впитывает информацию и опыт. Не исключение и дети с нарушениями интеллекта, у которых вследствие органического поражения коры головного мозга страдает поведение, эмоции, воля, физическое развитие и проявляются стойкие нарушения познавательной деятельности. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной отсталостью способны к обучению и развитию и очень любят играть. В случае обучения детей с ОВЗ, педагогические средства, носят коррекционно-развивающий характер. Они направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Наиболее подходящей формой компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит игре.
Игра — это биологически запрограммированная деятельность, которая стимулирует мозговые клетки ребенка и превращает нервные связи в устойчивые и надежные навыки мышления, что ведет к прочным изменениям в его сознании.
Игра с детьми позволит нам увидеть, как возникают ответные реакции и формируются сильные и слабые стороны характера, но главное — грамотный подбор игр поможет нам сформировать поведение ребенка и внести необходимые корректировки.
Хорошо продуманная игра в классе повысит активность инертного ребенка и успокоит чрезвычайно инициативного. Она может пробудить в сознании любознательность и закрепит на всю жизнь полезные привычки.
Результативная игра предполагает наличие трех компонентов. Во — первых это мы, взрослые, наше присутствие необходимо, что бы игра носила не только обучающий, но и развлекательный характер. Наше стремление принимать активное участие в игре говорит детям, что происходит, что-то важное. Чем больше мы играем, тем больше узнаем детей и легче используем опыт результативной игры в дальнейшем.
Второй важный компонент результативной игры — планирование. Если мы ставим целью выработать определенные навыки, то должны ясно представлять, как это делать.
Третий компонент игры — соответствие игровой ситуации конкретным способностям, это означает создание условий, в которых дети добиваются успехов естественными и посильными путями. В игре следует опираться на природные способности детей и их заинтересованности в игре.
Правильно построенные игры способствует формированию одного из жизненно важных навыков: коммуникабельности, умения концентрироваться, любознательности, умения принимать решения, доброты, которые играют основную роль во время учебы в школе и в успешном общении с детьми и взрослыми.
Одной из форм обучения детей с ОВЗ является дидактическая игра, основная особенность которой, определена ее названием: это обучающая игра. Структурные элементы, содержащиеся в дидактической игре характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но вследствие того, что дидактическая игра имеет особое значение в воспитании и обучении детей с ОВЗ, проявляются они в несколько иной форме. Результатом дидактической игры является непросто выигрыш, а показатель уровня, которого достигли дети в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности и во взаимоотношениях.
Дидактическая задача, игровые действия и правила составляют структуру дидактической игры. Основной элемент дидактической игры — дидактическая (обучающая) задача, ей подчинены все остальные. Задача для детей формулируется как игровая. Часто игровая задача бывает заложена в названии игры: ”Угадай, кто спрятался”, “Поймай бабочку”, “Сложи картинку” и т. п.
Способы проявления активности ребенка в игровых целях, это игровые действия. Поскольку детей с интеллектуальными нарушениями в дидактической игре чаще всего увлекает сам процесс, а не результат, то и игровые действия должны быть просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку, кто кричит (кошка, собака, петушок и т. д.) и др. Для того чтобы обеспечить реализацию игрового содержания, вводятся правила. Им подчиняются все участники игры, правила делают игру демократичной. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между компонентами дидактической игры существует тесная связь. Правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу, а обучающая задача, в свою очередь, определяет игровые действия.
Формированию у ребенка умения решать практические, и не сложные проблемные задачи, способствует правильно организованная деятельность по средствам дидактической игры. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно — образном и даже в словесном плане. Последовательность в подборе дидактических игр является важным условием, для получения результата, а также должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактическая игра способна помочь дефектологу, работающему с детьми с ОВЗ, решить многие задачи. Научить детей выделять существенные признаки предмета, сравнивать его с другими. Формировать умение классифицировать предметы, приучать высказывать самостоятельные суждения, применять знания в соответствии с обстоятельствами. Развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Школьникам с ОВЗ требуется особая организация рабочего места, поскольку такие дети крайне быстро утомляются и не способны к длительному сосредоточению. Во время занятий целесообразно использовать дидактические игрушки, которые будут различаться по характеру игровых действий с ними.
- Игрушки для нанизывания;
- Геометрические тела;
- Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей;
- Сборно-разборные дидактические игрушки;
- Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее)
Дидактические игры проводятся на занятиях, организованных учителем-дефектологом и тьютором. Содержание занятий определяется специальной развивающей программой. Использование дидактических игр в коррекционной работе способствует развитию у детей высших психических функций, воспитывает активность и самостоятельность, формирует навыки и умения, учит ориентироваться в окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности.
Таким образом, дидактическая игра оказывает воздействие на психическое развитие и служит средством коррекции и компенсации дефектов особенного ребенка.
Дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Где мой дом?»
Цель. Развитие мелкой моторики, двигательной памяти.
Оборудование. Комплекты счетных палочек по 10–20 штук, отличающиеся по длине и толщине; коробочки соответствующего размера.
Ход игры. Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки.
Аналогично можно провести игру с мозаикой и т. п.
«Ловкие руки»
Цель. Развитие мелкой моторики.
Оборудование. Комплект счетных палочек по 10–20 штук в коробке.
Ход игры. По команде ребенок правой рукой выкладывает по одной палочке из коробки, затем по одной палочке кладет в коробку.
Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой, а затем обеими руками одновременно.
Можно использовать различные мелкие однородные предметы.
«Бабочка»
Цель. Развитие коммуникативных способностей.
Оборудование. Цветные краски с кисточкой, игрушечные бабочки.
Ход игры. Педагог показывает ребенку бабочку, говорит, что она садится только на цветок и предлагает нарисовать красками на ладони цветок, чтобы на него села бабочка. В ходе игры педагог подбадривает и хвалит ребенка.
«Картина»
Цель. Развитие целостного восприятия.
Оборудование. Сюжетная картина (например «Ваза с цветами») со съемными деталями.
Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую картинку, и по возможности называет изображенные предметы. Затем педагог убирает некоторые детали, перемешивает их и просит ребенка восстановить картину.
Литература:
- Каркавина Л. Д. Пособие «Дидактические игры и коррекционные упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка — М.: Педагогика, 1994.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. — 1966, — № 6.