В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция; продуктивное сотрудничество; коммуникативные игры; коммуникативные способности; смешанное обучение.
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые должны освоить обучающиеся. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) — качественно новая задача, поставленная перед школой. Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия. Остановимся более подробно на коммуникативных УУД.
Обществом востребована активная коммуникативная личность, которая проявляется в общении, отношениях с другими людьми и постижении мира. Владение коммуникативными компетенциями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Формирование коммуникативных умений-объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества.
Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т. д.
Развитие коммуникативных компетенций выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения.
Коммуникативные способности — это индивидуально- психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддерживания оптимальных отношений [4].
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].
Проблема формирования коммуникативной компетенции актуальна, поскольку отвечает задачам современного общества и является условием успешного личностного развития. Формирование коммуникативных умений школьников — чрезвычайно важная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
ФГОС определяет состав коммуникативных действий, куда входят: общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией, способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе, следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества, речевые действия как средства регуляции собственной деятельности [1].
Развитие коммуникации школьников включает в себя три этапа. Первый этап характеризуется формированием готовности учащихся участвовать в общении, умение давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы, делать сообщения, строить логическое и последовательное высказывание.
В ходе второго этапа учащиеся должны научиться просто и чётко высказывать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве примеров включать социальный опыт.
На третьем этапе происходит отработка умений коммуникативного сотрудничества, поддерживать беседу, вести конструктивный диалог, дебаты, строить и вести дискуссию, работать в паре и группе, участвовать в защите проектных работ, конкурсах и турнирах.
Для развития коммуникационных компетенций школьников в учебное и внеурочное время можно использовать развивающую и личностно-ориентированную технологии обучения, такие методы и приёмы как игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, коллективные творческие дела и т. п.
Роль педагога заключается в создании условий для необходимого продуктивного сотрудничества учащихся. Можно привести некоторые формы организации деятельности, содержание заданий.
Технологии смешанного обучения имеют большие ресурсы для развития коммуникации подростков, например модель «Смена рабочих зон». Особенность данной модели в том, что обучающиеся разделены на группы, каждая из которых передвигается в течение урока по организованным зонам. Тема урока «Обобщение знаний по разделу «План и карта». В классе представлены четыре рабочих зоны: работа в парах — решение ребусов, коллективная творческая работа — создание плаката «Модели Земли», «Ваш выбор» (ребятам предоставляется возможность самим выбрать как они будут работать: все вместе, в парах или кто-то возьмёт индивидуальное задание) — решение подборки задач по топографической карте, индивидуальная работа — решение теста по теме на компьютере. Работа на уроке начинается с выдачи маршрутных листов каждой группе. Смена рабочих зон происходит по звонку колокольчика. Ребята заинтересованы в успешной работе всей группы и каждого её члена в каждой рабочей зоне. Количество зон и характер работы в каждой из них может быть различен.
Важная роль в развитии коммуникативных УУД принадлежит игре. Игра — явление многогранное, в игре обучающийся чувствует себя членом коллектива, учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра может быть использована как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.
Географическая игра «Кругосветка», в ходе которой класс, разделённый на группы «двигается» по Мировому океану вокруг земного шара и выполняет различные познавательные задания: отмечают объекты на контурной карте, собирают пазлы материков, угадывают по описанию географические объекты и т. д.
Пользуется популярностью групповая игра «Турагентство». Участники — представители учащихся 6–8 классов. Цель игры — разработка туристического маршрута по родному краю. В ходе игры происходит распределение ролей внутри группы: разработчики — выбирают объекты и составляют маршрут, редакторы — выпускают рекламный плакат, спикер-проводит презентацию проекта туристического маршрута. Включаясь в процесс игры, дети общаются, исследуют, экспериментируют, обучаются. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации и влечёт за собой развитие этой способности.
Находит отражение в современной практике образования и воспитания по формированию коммуникативных способностей командные квесты и квизы. В каждом квесте для ребят обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. Каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты — это командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить обучающихся, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга. В квесте «Живи, Байкал!» командам были предложены задания из разных областей: биологии, географии, математике, химии и т. д. Очевидно, что один ученик не может выполнить все задания, необходима коллективная работа, чтобы победить в игре.
Коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, и её формирование требует использования разных форм сотрудничества и общения, как во время учебной деятельности, так и во внеурочное время.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2010. — 160 c.
- Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Вопросы психологии. — 2010. — № 2. — С.149–153.
- Блинов В. И., Сергеев И. С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»: практическое пособие. — М.:АРКТИ, 2007.
- Волкодав Н. М. Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности / Н. М. Волкодав. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 124–126.