Личностные особенности и профессиональные интересы лиц с социальной беспомощностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. В. Личностные особенности и профессиональные интересы лиц с социальной беспомощностью / Е. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88554/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье отражены показатели исследования личностных особенностей: отношения к себе, самооценки, системы ценностей и профессиональных интересов у лиц с социальной беспомощностью.

Ключевые слова: социальная беспомощность, выученная беспомощность, личностные особенности, система ценностей.

Общественно-экономическая ситуация, как показывают события последних десятилетий, под влиянием различных внешних и внутренних факторов остаётся нестабильной и подвержена непредвиденным и неконтролируемым для большого количества людей воздействиям, вызывая сложности не только экономического, но и психологического характера. Такой опыт, подкрепляемый новыми тревогами, актуализирует предрасположенность человека к возникновению беспомощности.

Под беспомощностью мы понимаем убеждение человека в отсутствии у него средств для решения какой-либо проблемы [11].

Проблема беспомощности изучается рамках теории выученной беспомощности еще с 60‑х годов прошлого столетия (С. Майер, Б. Овермейер, М. Селигман, Д. Хирото и др.), где она рассматривается как состояние, которое возникает в результате воздействия неподконтрольных негативным событий, и сопровождается пассивным поведением и отсутствием попыток изменить ситуацию.

Российские исследования выученной беспомощности начались в 90‑е годы ХХ века (Т. О. Гордеева, М. М. Далгатов, В. Ротенберг, В. Г. Ромек, Д. А. Циринг). В настоящее время, в России, проблема беспомощности рассматривается в рамках нескольких направлений таких как концепция личностной беспомощности, в рамках изучения мотивации достижения, изучение выученной беспомощности как профессиональной деструкции личности, исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и выученной беспомощности и т. д. Наиболее разработанной считается концепция личностной беспомощности.

Опираясь на различные подходы, можно выделить следующие виды беспомощности: ситуативная, общая, временная, стабильная, реальная, функциональная, выученная, личностная, беспомощность как отказ от активного поиска, социальная.

Если выученная или личностная беспомощность как концепции в какой-то мере разработаны, то понятие социальной беспомощности требует более тщательно разработки.

Согласно А. Л. Лихтарникову, социальная беспомощность это — не столько неумение, сколько отказ человека, даже не сделав попытки, обеспечить свои жизненные базовые потребности жизни в обществе. Например, просить помощи, устанавливать контакт и отношения, принимать и понимать существование и требования различных социальных норм, признавать существование разных людей с разными ценностями, вступать во взаимодействие с ними и действовать [11, 49].

Важно отметить, что вышеуказанные виды беспомощности могут как сочетаться друг с другом, так и встречаться изолированно.

На схеме 1 показана взаимосвязь различных видов беспомощности.

Как видно из схемы (рис. 1), социальная беспомощность может быть и следствием, и проявлением тех видов беспомощности, которые формируют относительно стабильные личностные особенности и модели внешнего, в том числе и социального взаимодействия: выученная, отказ от поиска и личностная.

Взаимосвязь различных видов беспомощности

Рис. 1. Взаимосвязь различных видов беспомощности

Однако в нашем исследовании нам представлялось интересным не только рассмотреть феномен социальной беспомощности, но и изучить её проявления в реальной деятельности и поведении индивида.

Целью данной работы было исследование личностных особенностей: отношения к себе, самооценки, системы ценностей и профессиональных интересов у лиц с социальной беспомощностью из города Нарва, Эстонская Республика.

Предметом исследования выступили система ценностей и её доступность, ценность способов снятия стресса и их доступность, ценности социальной активности и родительских навыков и их доступность, самоотношение, самооценка и профессиональные интересы.

В исследовании приняли участие взрослые члены семей, которые имеют низкую мотивацию к изменениям, низкую самооценку, ригидные установки, искаженную ценностную систему, низкую социальную активность, нарушение социальных контактов, имеющих трудности при взаимодействии с социумом. Данные характеристики выявляются посредством применения рабочего метода оценивания рисков, используемого в рамках Программы укрепления семьи организации SOS Lasteküla Eesti Ühing.

Основная гипотеза была сформулирована следующим образом: люди с социальной беспомощностью, пассивны в решении своих проблем, что связано с отсутствием переживания личного вклада в проблему. У них позитивное самоотношение, высокая уверенность в себе, низкая ценность преодоления трудностей, недифференцированная профессиональная направленность.

В работе использовались методики: тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) [24, 123];

Для выявления системы ценностей использовалась методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» [26]. На основании этой методики были созданы еще два авторских опросника для выявления ценности и доступности снятия стресса и социальной активности.

Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж. Холландом [40].

Тест «Уверенность в себе» Райдаса [2], методика предназначена для диагностики степени уверенности в себе.

Были проведены сравнительный и корреляционный анализы.

В результате, после анализа данных по методике Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» были следующие выводы: в целом группа респондентов имеет внутренний конфликт по таким показателям, как интересная работа и материальная обеспеченность, что указывает на достаточно высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, расхождение между “желаемым” и “реальным”, между “хочу” и “могу”, “хочу” и “имею”, а также между тем, что “есть”, и тем, что “должно быть”. Наиболее ценными из предложенных сфер оказались: здоровье, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь, а наименее ценным для них оказались творчество, активная деятельная жизнь и возможность наслаждаться красотой природы, искусства. Столь низкая оценка деятельной, активной жизни говорит о том, что они не готовы быть более активными в том числе, при решении насущных проблем.

При анализе предпочтений в выборе способа снятия стресса у лиц с социальной беспомощностью все показатели оказались в нейтральной зоне. Что говорит об отсутствии внутренних конфликтов или вакуума при использовании того или иного способа. Наиболее ценными при выборе возможности снять стресс лица с социальной беспомощностью считают прогулку, общение с друзьями и отвлечение на какую-либо другую деятельность или хобби. Наименее ценным для них оказались такие способы снятия стресса, как употребление алкоголя, физическая агрессия и рискованное поведение. О внутреннем вакууме в поиске снятия стресса говорит признание неприемлемости таких видов как употребление алкоголя, вербальной, физической агрессии, но более высокая доступность, можно предположить, что у них не работают внутренние ограничения или запреты.

В результате анализа ценностей социальной активности и родительских навыков у лиц с социальной беспомощностью было выявлено, что у них существует внутренняя неудовлетворенность, дискомфорт в отношении доступности работы. Наиболее ценными здесь выступают: решение конфликтов без насилия, обеспечение основных потребностей детей и отсутствие долгов за жильё. То есть конфликты в таких семьях нередко решаются с помощью насилия, они не могут обеспечить основные потребности детей и часто имеют долги за жильё.

Наименее ценным для них оказались саморазвитие, использование государственных и социальных структур, а также получение новой специальности.

После анализа данных по тесту-опроснику Столина было выявлено, что в целом эти люди не способны воспринимать себя адекватно и правильно оценивать своё поведение. В целом они эмоционально и содержательно верят в свои силы и одобряют себя, имеют доверие к себе и показывают позитивную самооценку. Наиболее характерной особенностью является внутреннее ожидание негативного к себе отношения со стороны окружающих и неудовлетворенность таким положением. Одновременно они не обнаруживают выраженного чувства вины и раскаяния, не демонстрируют склонность к самообвинению .

Из всех показателей наиболее высоким в группе является самоинтерес. Помимо самоинтереса завышенный уровень самоотношения получен по шкале самопоследовательность, что показывает, что в целом группе свойственно строить нереалистичные планы.

Ещё одна характерная черта, присущая этой группе — низкий уровень самоуверенности, они не верят в свои силы и возможности изменить что-либо в своей жизни без посторонней помощи.

Согласно результатам, полученным по тесту Райдаса — уверенность в себе, лица социальной беспомощностью имеют довольно высокий уровень уверенности. Их самоуверенное поведение может быть зеркальным отражением неуверенности, результатом действия психологической защиты «гиперкомпенсации», которая выражается в чрезмерном усилении того качества, которое является «слабым звеном» личности.

В результате анализа профессиональных интересов у лиц с социальной беспомощностью, можно сделать предположение, что они слабо представляют, что им нравится, а что нет. Низкий показатель по исследовательскому типу в целом указывает на низкие познавательные способности и небольшой значимостью в ценностной системе таких сфер, как образование, знания и независимость.

Для получения дополнительных данных мы разбили группу на две подгруппы: имеющих постоянную занятость (работающие и учащиеся) и не имеющих постоянную занятость (безработные и имеющие кратковременную занятость). В результате сравнительного анализа сделаны следующие выводы:

Занятые люди испытывают больший конфликт по критерию социальной адаптации как получение новой профессии, т. е. более высоко ставят эту ценность и менее доступной ее считают. Неработающие же люди не считают это значимой ценностью, и доступность получения новой профессии иногда оценивают выше, чем ценность. Что свидетельствует о том, что не имеющие работы социально беспомощные люди не стремятся ни к работе, ни к переобучению.

Также работающие значимо на 5 % уровне считают, что ценность внимания к детям удовлетворяется недостаточно, по сравнению с незанятыми людьми. Возможно, что работающие возникающие проблемы с детьми часто оправдывают наличием занятости. А не имеющие постоянную занятость, либо оценивают свое внимание как достаточное, или даже признают, что избыточно удовлетворяют эту ценность. Подобное соотношение представляет собой внутренний конфликт: человек уделяет внимание и время больше, чем считает это необходимым собственным детям. Следовательно, взаимодействие с детьми не только не приносит удовольствия и удовлетворения, а является чем-то обременительным.

Корреляционный анализ показал, что чем младше представитель исследуемой группы, тем он чаще утверждает, что доступность алкоголя как форма снятия стресса для него значительно выше, чем ценность, т. е. понимая зачастую низкую эффективность данного способа снятия стресса, они выше оценивают доступность этого метода. Чем ниже представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать, тем ниже у этих людей представления о зеркальном Я. Они испытывают больший внутренний конфликт между ценностью и доступностью ценности любви. Этот конфликт тесно связан с конфликтами в таких областях как творчество и саморазвитие. Этим людям малодоступен такой способ снятия стресса, как шопинг, данная взаимосвязь видимо свидетельствует, что из-за недоступности покупок, как снятия стресса, они считают, что это делает недоступным любовь. Подобная связь говорит о материальной трактовки любви. Также ограничения в прогулках, исследуемая группа связывает с любовью, что можно предположительно трактовать, что они представляют, что если бы была возможность больше гулять, их любили бы больше.

Таким образом, в ходе проведенного исследования получила частичное подтверждения гипотеза: у людей с социальной беспомощностью позитивное самоотношение и высокая уверенность в себе.

Полное подтверждение получили гипотезы о том, что у людей с социальной беспомощностью недифференцированная профессиональная направленность, низкая ценность преодоления трудностей и они пассивны в решении своих проблем, что связано с отсутствием переживания личного вклада в проблему.

Актуальность темы определяется социально-экономическими изменениями, произошедшие в Эстонии стране за последние десятилетия (усилившаяся динамика жизни, возросшая сложность и вариативность окружающей действительности, трудность прогнозирования будущих событий), которые явились почвой для развития феномена социальной беспомощности как реакции на непредсказуемые и неконтролируемые события.

Новизна данного исследования заключается в недостаточной разработанности проблемы социальной беспомощности. Полученные результаты могут быть полезны в работе Социального департамента, Страховой кассы по безработице, реабилитационных центров и в целом в социальной сфере услуг.

Литература:

  1. Библиотека психологии: Уверенность в себе (тест Райдаса) 2010— Режим доступа: http://about-psy.blogspot.com/2010/02/blog-post_3478.html#links (02.02.2022);
  2. Лихтарников А. Л. Чеснокова Е. Как разорвать замкнутый круг. С.Пб.: Доверие, 2004.- 274с;
  3. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123–130;
  4. Фанталова Е. Б. Методика “Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах”. — Журнал практического психолога — 1996. — № 2. — С. 32–37;
  5. Holland J. L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966
Основные термины (генерируются автоматически): социальная беспомощность, выученная беспомощность, система ценностей, социальная активность, личностная беспомощность, способ снятия стресса, внутренний конфликт, высокая уверенность, корреляционный анализ, личной вклад.


Ключевые слова

личностные особенности, система ценностей, выученная беспомощность, социальная беспомощность

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

К вопросам о формировании модели психического у взрослых с личностной беспомощностью

В статье рассмотрены теоретические направления об особенностях развития модели психического в детском возрасте и вопросы о необходимости проведения эмпирических исследований модели психического взрослых людей с личностной беспомощностью. Под моделью ...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям

В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенап...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

К вопросам о формировании модели психического у взрослых с личностной беспомощностью

В статье рассмотрены теоретические направления об особенностях развития модели психического в детском возрасте и вопросы о необходимости проведения эмпирических исследований модели психического взрослых людей с личностной беспомощностью. Под моделью ...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям

В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенап...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации

В статье автор пытается определить организационно-управленческие условия развития психологической компетентности работников организации.

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Задать вопрос